прибежище в укромном уголке, отдохнет немного и снова двинется в путь – таковы же встречи и расставания живых существ. Хорошие продукты, съедобные утром, портятся к вечеру; какое может быть постоянство в теле, поддерживаемом такими продуктами?
12-17. Размышления об этом помогает пережить горе и устранить скорбь, возникающую из невежества; обдумав это, сын должен совершить обряды. Если нет сына, обряды должна совершать жена, а если нет жены – брат, либо ученик брахмана или достойный родственник. Десятидневные церемонии для человека, не имеющего сына, могут быть совершены сыновьями или внуками его младшего или старшего брата, о Птица. Ману утверждает, что если из братьев, рожденных от одного отца, только один имеет сына, считается, что они оба имеют этого сына. Если человек имеет несколько жен, но только одна из них родила сына, – все они имеют сына. Для тех, кто не обрел сыновей, рисовые шарики может предложить друг. Но обрядами нельзя пренебрегать. Если достойного нет, то провести их может семейный священник.
18. Мужчина или женщина, совершающие обряды для друга, получают для себя плоды десятков миллионов жертвоприношений вследствие исполнения этого таинства для беспомощного усопшего.
19-21. Десятидневные церемонии для отца должны быть исполнены сыном, о Птица. Если старший сын умер, даже отец не должен выполнять их, несмотря на сильную привязанность. Хотя у усопшего может быть много сыновей, только один может выполнять десятидневную церемонию, предложение рисовых шариков и другие шестнадцать Шраддх. Только один может исполнять все это, даже если наследство было поделено поровну. Но ежегодная Шраддха может быть совершена последовательно каждым, кому досталось наследство.
22-24. Таким образом, старшему сыну следует совершать с преданностью десятидневную церемонию (одну каждый день), при этом спать на земле, сохранять целибат и питаться раз в день. Такой сын получает от совершения этого обряда для отца или матери такие же плоды, как если бы он обошел вокруг святыни семь раз. Сын, выполняя обряды в течение года, начиная с десятидневной церемонии, получает такие же плоды, как если бы он совершил Шраддху в Гайе.
25-30. Удалившись между девятью и двенадцатью часами дня к колодцу или другому водоему, в сад, в священное место омовения, либо в храм, он должен совершить омовение без повторения мантр. Очистившись и сев лицом к югу у подножья дерева, он должен воздвигнуть алтарь* и очистить его настоем коровьего навоза. Он должен положить на него, поверх листьев образ дваждырожденного, изготовленного из травы дарбха или куша, и, почтив его с использованием воды для стоп и другими приличествующими случаю атрибутами, поклониться ему, говоря: «атаси».
* квадратный плоский холмик в несколько дюймов высотой.
Затем расселив перед образом траву куша и поместив на нее, как на подстилку, шарик, сделанный из вареного риса или ячменной муки, приготовленный во имя умершего, сын должен сделать подношение. Он должен поднести корень усира, сандаловую пасту, цветы бхрингараджа, благовония, светильник, съестное, благовонные масла и другие подарки. Пищу для ворон, молоко, воду и несколько пригоршней касторового масла в горшке со словами: «Пусть все это, данное мною усопшему от его земного имени, будет существовать и дальше».
31-32. Пища, одежда, вода, богатство и прочее, если предложено во имя умершего, дарует умершему покой. Поэтому с первого дня и далее следует произносить имя усопшей женщины или мужчины в соответствии с ритуалом сапинды.
33. Точно так же, как это предписано и делалось в первый день, следует давать по рисовому шарику в оставшиеся девять дней.
34-36. На девятый день всем родственникам в должное время следует окропить себя маслом, если желают, чтобы покойник достиг небес. Приняв омовение в открытом водоеме, взяв с собой траву могар и сушеного зерна, они должны, возглавляемые женщинами, войти в дом, где умер покойник. И сказать: «Пусть эта семья разрастется, как трава могар, и рассыплется, как зерно» – и с этим оставить в доме перемешанную траву и зерно.
37-38. На десятый день должен быть поднесен шарик из плоти, о Владыка Птиц, или – шарик из маша*, так как в Кали-югу мясо запрещено к употреблению даже для церемоний, посвященных предкам. На десятый день он должен побриться, как и все прочие родственники. Тот сын, который совершает церемонию, должен снова полностью побриться.
*Растение семейства бобовых.
39. В течение десяти дней он должен кормить дваждырожденного сезонной пищей. Медитируя на Всевышнего Господа Хари, он должен молиться за освобождение усопшего, сложив руки.
40. Нечего опасаться поклоняющимся предвечному Господу Говинде, одетому в желтые одежды, столь же прекрасные, как цветы атаси:
41-42. «Господь Безначальный и Бесконечный, о Носитель диска, раковины и булавы. Нерушимый, Лотосоокий, – будь избавителем для усопших» Каждый день, в конце Шраддхи, он должен молитвенно повторять эту мантру. После этого, приняв омовение, придя домой и дав корм корове, он может поесть сам.
ГЛАВА 12
ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИИ ОДИННАДЦАТОГО ДНЯ
1. Гаруда сказал: «О Бог Богов поведай также и об одиннадцатом дне, и, объясни церемонию посвящения быка, о Правитель вселенной».
2. Благочестивый Господь сказал: «Ранним утром на одиннадцатый день следует пойти к водоему и совершить старательно все посмертные церемонии.
3. Совершающий их должен пригласить брахманов, хорошо знающих Веды и Шастры. Склонив головы и сложив руки, они должны молится за облегчение участи усопшего.
4. Даже наставник должен принять очищающее омовение и совершить Сандхью и другие церемонии. Следует совершать церемонию одиннадцатого дня как предписывается.
5. Шраддху десятого дня совершают во имя рода без мантр; а на одиннадцатый день предлагают рисовый шарик усопшему с мантрой.
6-10. Совершающий церемонию должен сделать золотой образ* Вишну, серебряный – Брахмы, медный образ – Рудры и железный – Ямы, о Птица. На запад поставить горшок, наполненный водой из Ганги, и над ним поместить образ Вишну, одетого в желтые одежды; На восток поставить горшок с молоком и водой для Брахмы; и над ним поместить образ Брахмы, одетого в белые одежды; На север поставить горшок с медом и очищенным маслом для Рудры, над ним поместить Рудры в красных одеждах; На юг поставить горшок с дождевой водой для Ямы, над ним поместить образ Ямы, одетого в черные одежды.
* под образом имеется в виду Мурти.
11-13. Сыну надлежит начертить в центре круг, разложить в нем траву куша, повернуться лицом к югу, надеть священный шнур через правое плечо* и сделать подношение воды.
* обычно его носят через левое плечо под правой рукой, но для этой церемонии его следует перенадеть
Ему следует это сделать с Ведическими мантрами, обращаясь к Вишну, Шиве, Дхарме (Яме), совершить подношения огню и затем – Шраддху одиннадцатого дня, Далее он должен со словами: ради помощи своим предкам принести в дар коров: «Эта корова приносится в дар мной. Пусть она умилостивит Тебя, о Мадхава».
12-15. Его одежда, украшения, другие веши, которые он использовал: латунный сосуд, наполненный очищенным маслом, семь видов зерна, которые он любил, сезам и другие восемь великих даров. Если они не принесены в последние дни, то следует принести их к его ложу и поднести ему.
16. Омыв ноги брахману, следует с почтением поднести ему одежду и другие вещи и дать ему приготовленную пищу, сладости, лепешки и молоко.
17-19. Затем сын должен поставить на кровать золотое изображение, поклониться ему и поднести ложе, как предписано ради покойного: «Это ложе подносится мною тебе, о брахман, ради усопшего, с изображением усопшего и другими вещами». С этими словами его надо отдать наставнику – брахману, у которого есть семья. Обойдя вокруг него, надо приветствовать его и вручить этот дар.
20. Благодаря дару постели, а также Шраддхе девятого и других дней и посвящению, покойник достигает высшего состояния.
21-30. На одиннадцатый день следует проводить посвящение быка, как предписывается. Нельзя использовать хромую или покалеченную корову, больную или слишком молодую, но только такую, у которой выражены хорошие качества. Корова, у которой красные глаза, красноватый окрас, красные рога, шея и копыта, белое брюхо и черная спина – подходит для брахмана. Лоснящаяся корова с красным окрасом подходит для подношения кшатрию; желтая – для вайшьи, черная для шудры. Бык, морда, ноги и хвост которого белые и окрас которого – цвета красной смолы, зовется темным. Тот бык, у которого красный окрас, морда и хвост белые, а копыта и рога – коричневые, называется темно-окрашенным. Тот, у которого одним цветом окрашены конечности, хвост, копыта – называется темно-коричневым, он способствует возвышению предков. Тот же, который окрашен в сизый цвет и на лбу у которого обнаруживается знак Тилака – зовется темно-коричневым, и все его члены особенно красивы. Бык, все тело которого темное, а глаза красные – называется очень темным, и таких быков есть пять разновидностей. Такой обязательно должен быть посвящен и не использован для домашних нужд, он существует на этом свете только для этой цели – так гласит древнее поверье.
31-35. Следует желать много сыновей, из которых хотя бы один смог достичь Гайи, или жениться на девице Гаури, либо посвятить темного быка. Только тот может рассматриваться как истинный сын, кто совершит посвящение быка и Гайя-Шраддху, кто не сделает этого, тот поистине подобен испражнениям. Любой, чьи предки страдают в Раураве и других преисподних, помогает им всем, до двадцать первого колена, если посвящает быка. Даже те предки, которые попали в рай, жаждут посвящения быка; «Кто из сыновей в нашем потомстве совершит посвящение быка, через которое все мы достигнем высших сфер? Воистину, из всех возможных жертвоприношений – одно только посвящение быка может освободить нас».
36. Следовательно, для облегчения участи предков следует совершить жертвоприношение быка. Посвящающий должен исполнить все со старанием и в соответствии с предписанным ритуалом. 37. Вычислив расположение планет и совершив поклонение им с мантрами, предназначенными для светил, заболевший человек должен исполнить жертвоприношение огню в соответствии с шастрами и совершить поклонение быку.
38-42. Сведя вместе быка и корову, совершающий обряд должен связать их брачным шнуром, в соответствии с брачным ритуалом, а затем привязать их к столбу; Он должен омыть быка и телку водой из сосуда Рудры и. совершить поклонение им благовониями и гирляндами, обойдя вокруг них. Затем ему следует поставить на правой стороне знак трезубца Шивы, а на левой – знак в виде диска. Освободив быка, сын должен с молитвенно сложенными руками, прочесть следующую мантру: «О ты, Правосудие в форме быка! Тебя вначале создал Брахма. Ты уже освобожден, так помоги же преодолеть этот океан мирского существования!» Поклонившись с этим быку, необходимо отпустить на волю быка и телку с такой мантрой: «О, дай освобождение усопшему, и я всегда буду подносить тебе дары!»
43. Плоды этого приходят даже в течение жизни. Тот человек, у