к Твоим стопам, я буду находиться в стороне от материального мира».
24. Благословенный Господь сказал: «И тут он, кто так рассуждал и находился во чреве десять месяцев, получивший озарение во время этих молитв, внезапно выходит головой вперед, выталкиваемый ветрами родов.
25. Вытолкнутый Наружу насильно, свесив голову, он испытывает тревогу, бездыханный от боли, с расстроенной памятью.
26. Упав на землю, он двигается в испражнениях, как червь. Его состояние меняется, и он громко кричит, лишившись знания.
27. Если бы состояние сознания, которое возникает во чреве, в течение болезни, в крематории или при слушании Пуран, было бы постоянным – кто бы ни освободился от этого рабства!
28. Когда он выбирается из чрева после восприятия своей кармы, он снова впадает в заблуждение из-за влияния майи Господа Вишну.
29. И когда его касается эта майя, он, бессильный, неспособен говорить. Он испытывает мучения младенчества и детства, возникающие от полной зависимости и несамостоятельности.
30. Его кормят люди, которые совсем не понимают его желаний, он не способен отвергнуть то, что навязывают ему против воли.
31. Уложенный в кровать, нечистый и вспотевший, он не в состоянии освободить даже руки и ноги, сесть, подняться или двигаться.
32. Москиты, гнус, клопы и другие насекомые кусают его, тонкокожего, плачущего, лишенного понимания, точно как насекомые кусают маленьких червей.
33. Таким образом, испытав несчастья младенчества и детства, он достигает юности и приобретает дурные наклонности.
34. Затем у него появляются дурные помыслы, он начинает вращаться в обществе злонамеренных людей, он ненавидит писания и благочестивых людей и становится похотливым.
35. Когда он встречает соблазнительную женщину, она покоряет его чувства своими льстивыми речами; сведенный с ума безрассудной страстью, он опускается до полного невежества, подобно мотыльку, летящему на пламя.
36. Олень, слон, птица, пчела и рыба: эти пятеро ведутся к гибели одним из органов чувств; как же может опьяненный любовью человек не пасть, если он наслаждается пятью видами объектов с помощью пяти чувств?
37. Он жаждет недостижимого и из-за неведения становится злым и раздражительным, и его гордость и гнев растут вместе с телом.
38. Любовник вступает в ссоры с соперниками, что ведет к гибели, так как более сильные одерживают над ним победу – подобно тому как один слон побеждает другого.
39. Кто еще более греховен, чем глупец, привязанный к объектам чувств и тратящий понапрасну свою человеческую жизнь, которая достается с таким трудом!
40. После сотен жизней существу удается получить человеческое рождение на земле; но еще более трудно получить жизнь дваждырожденного; тот, кто получает это, но тешит свои чувства из-за глупости, позволяет утекать драгоценному нектару между пальцев.
41. Тогда, достигнув пожилого возраста, он страдает от многих серьезных болезней, и когда приходит смерть, он снова отправляется в ад.
42. Так, грешник, крепко удерживаемый в ловушке кармы, и сбитый с толку Моей майей, никогда не освобождается.
43. Итак, Я рассказал тебе, о Таркшйа, как грешник, лишенный жертвоприношений для усопших, отправляется в ад. Что еще ты хочешь услышать?»
ГЛАВА 7
ТАИНСТВО БАБХРУВАХАНА ДЛЯ УСОПШЕГО
1. Сута сказал: «Услышав это, Гаруда, трепеща как листок священного фигового дерева, снова задал вопрос Кешаве, чтобы люди могли извлечь из этого пользу».
2. Гаруда спросил: «Расскажи мне, какими средствами люди, совершившие грех по незнанию или сознательно, могут спастись от пыток слуг Ямы?
3-4. Для тех людей, которые погружены в океан перевоплощений, чей ум слаб, а разум затуманен грехом, чье сознание ослаблено привязанностью к чувственным объектам.
Во имя их возвышения, скажи мне, о Господь, об истинном смысле и о средствах при помощи которых люди могут достичь счастья, о Мадхава.»
5. Благословенный Господь сказал: «О Таркшйа, ты совершаешь доброе деяние, спрашивая ради блага людей. Слушай внимательно, и Я расскажу тебе все.
6. Воистину тяжела, как уже сказано, судьба грешников и особенно тех, у кого нет сыновей; но совсем иное дело с теми, о Владыка птиц, у кого есть сыновья и кто праведен.
7. Если вследствие какого-либо проступка в прошлом рождении у человека не рождается сын, то должны быть предприняты меры к тому, чтобы обрести сына.
8. Послушав чтение Хариванши*, или совершив Шата-чанди, или помолившись с преданностью Благословенному Шиве, разумный должен зачать сына.
* книга, описывающая семью и деяния Кришны.
9. Сын спасает отца от ада, называемого Пут, поэтому Саморожденный* назвал сына Путрой
* Брахма.
10. Даже один сын, если он праведен, поможет всей семье. Древние говорят: «Через сына он завоюет миры».
11. Веды также утверждают огромную важность сына. В соответствии с ними, увидев лицо сына, человек освобождается от долга перед предками.
12. Прикосновением к внуку смертный освобождается от троекратного долга. С помощью сыновей, внуков и правнуков он уходит из этих миров на небеса
13. Сын, рожденный от брака по закону Брахмы, возвышает, но незаконный сын – тащит вниз. Зная это, о Лучший из птиц, следует избегать женщин более низкой касты.
14. Сыновья, имеющие отца и мать одной и той же касты – законные, о Птица. Только они, путем принесения даров Шраддхи, могут помочь отцу достигнуть небес.
15. Я расскажу о том, как умерший достигает небес, благодаря Шраддхи, совершаемой сыном, когда умерший идет к небесам, даже если это предлагается другим. Слушай.
16. Относительно этого Я приведу тебе пример из древней истории о действенности даров для получения более высокого тела.
17-19. Давно, в Трета-югу, о Таркшйа, в прекрасном городе Маходайе правил царь по имени Бабхрувахана, который был очень могущественен и благочестив. Он щедро раздавал дары, совершал жертвоприношения, почитал брахманов, ценил добро, был добродетельным и праведным, сострадательным и искусным в делах. Он должным образом защищал своих подопечных, как будто они были его собственными детьми, всегда точно исполнял обязанности кшатрия и наказывал виновных.
20-21. Однажды этот могущественный царь со своей армией отправился на охоту. Он вошел в густой лес, богатый великолепными и разнообразными деревьями и животными, в котором звучали голоса различных птиц. В глубине леса король увидел оленя.
22. Олень, тяжело раненный его тяжелой стрелой, скрылся в глубине леса, унося с собой стрелу.
23. Царь, преследуя оленя по кровавым следам на траве, попал в другой пес.
24. Оторвавшись от сопровождения, голодный, с пересохшим горлом, теряя сознание от жары и усталости, он подъехал к озеру и выкупался в нем вместе с лошадью.
25-27. Затем, испив холодной воды, благоухающей пыльцой лотоса, Бабхрувахана вышел освеженным из воды, и увидел великолепное фиговое дерево, под развесистыми ветвями которого была прохладная тень, – пели птицы, и само дерево стояло как огромное знамя над всем лесом. Царь приблизился и сел у его корней.
28. И тут он заметил прету* – ужасного, сгорбленного, лишенного Плоти, грязного, со вздыбленными волосами; органы чувств его от отсутствия питья и пищи пришли в негодность.
*прета – призрак, привидение, дух, неблагоприятная форма жизни, когда желания остаются подходящего тела для осуществления желаний нет.
29-30. Увидев это ужасное полуразложившееся существо Бабхрувахана пришел в замешательство. Увидев царя, забредшего в этот ужасный лес, и исполненный любопытства, призрак подошел к нему ближе. И тогда, о Таркшйа, этот царь мертвецов так обратился к царю: «Я избежал участи призрака и достигну высшего состояния, потому что встретился с тобой, о могучерукий! Благословение снизошло на меня».
32-33. Царь спросил: «О ты, с чернотой вместо тела и провалом вместо рта, за какие дурные поступки дошел ты до такого состояния? На тебя нельзя смотреть без содроганий. Расскажи мне подробно причину этого. Кто ты и при помощи каких даров можно исправить твое положение?»
34-38. Покойник сказал: «Я расскажу тебе все с самого начала, о лучший из царей! Ты несомненно почувствуешь ко мне сострадание, когда услышишь мою историю.
Существует на свете город, называемый Вайдаша, обладающий всеми богатствами. В нем множество драгоценных камней, он огромен, и в его прекрасных садах и дворцах совершаются многочисленные религиозные действа. В нем, о почтенный господин, я жил, постоянно занимаясь поклонением божествам. Знай, что я отношусь к касте вайшей, мое имя Судева. Я расположил к себе богов огненными жертвоприношениями, а предков – подношением пищи. Я снискал доброе отношение дваждырожденных, предлагая им различные дары. Я раздавал пищу бедным, слепым и убогим.
39-41. Но все это, о господин, по воле злого рока оказалось тщетным. Почему мои благие дела оказались бесплодными – я поведаю тебе.
У меня нет потомства, нет родственника, близких, нет друга, как ты, который смог бы совершить для меня церемонию для обретения тела в более высоких мирах. Если шестнадцать Шраддх в течение месяца, о великий царь, не будут совершены, то состояние призрака для меня останется вечным, даже если сотни Шраддх после этого будут совершаться ежегодно.
42-45. Помоги мне возвысится, о господин земли, соверши церемонии для обретения тела в высших мирах. Говорится, что царь – родственник для представителей любой касты. Поэтому, царь царей, помоги мне избавится от этого состояния и подняться в высшие миры, а я подарю тебе за это самый прекрасный драгоценный камень. Если ты не желаешь мне зла, сделай так, о воин! Нещадно страдая от пытки голодом и жаждой, я более не могу выносить это состояние. В этом лесу есть вкусная и прохладная вода, прекрасные фрукты, но я не могу сорвать их, хотя немилосердно страдаю от голода и жажды.
46-48. Если великий обряд Нарайяны и все другие церемонии для получения тела в более высоких мирах, будут совершены для меня, с чтением Ведических мантр, о царь, тогда, без сомнений, я избавлюсь от этого состояния. Ведические мантры, аскетизм, дары и сострадание ко всем живым существам, слушание священных писаний, поклонение Вишну, общение с добродетельными – все это, как я слышал, служит средством для разрушения состояния призрака.
49-50. Поэтому я расскажу тебе о поклонении Вишну, избавителя приведения от его участи. Возьми два куска честно заработанного золота и выплави из него Мурти* Нарайяны, о царь. Одень ее в желтые одежды из двух кусков материи, укрась ее разнообразными украшениями, окропи многими водами – и, поставив его, поклоняйся ему следующим образом.
* Мурти (Божество) – образ особого трансцендентного присутствия Бога, в виде иконы, скульптуры, изображения.
51-56. Поставь к востоку Шридхару*, к югу – Мадхусудану**, к западу – Ваманадеву***, к северу – Гададхару****. В центре поставь Питамаху и Махешвару*****. Поклоняйся им, поднося поочередно сандаловую пасту и цветы, в соответствии с ритуалом. Затем, обойдя вокруг них, сделай огненные подношения этим Божествам, делай подношения вселенским Божествам очищенным маслом, молоком, творогом. После этого, совершив омовение, в спокойном и уравновешенном состоянии ума, совершающий обряд жертвоприношения, должен, в соответствии с ритуалом, провести перед Нарайяной церемонию для получения более совершенного тела. Он должен начать, как предписано в Писаниях, укротив алчность и гнев, исполнить все церемонии, выпустив на