сказать следующую мантру, стоя перед брахманом: «Подобно тому, о Кришна, как Твое ложе — это океан молока, пусть и мое не будет пустым в моих будущих жизнях.»
72-74. С этим он должен положить цветы перед брахманом и образом Хари и затем подарить эту кровать со всеми принадлежностями в соответствии с ритуалом.
Он должен подарить ее тому, кто соблюдает обет, является учителем и говорит о Брахмане, — со словами: «О брахман, возьми все это. «Как редко такое случается!»
Он должен покачать дваждырожденного и Лакшми с Хари, сидящих на кровати, обойти вокруг, поклониться и отпустить их.
75. Если дарующий богат, он должен подарить очень красивый дом, обставленный всем необходимым, для того, чтобы спать счастливо в кровати.
76. Если еще здравствующий человек делает сам подношение ложа, ему следует также, пока еще он жив, в день полной луны совершить посвящение быка.
77. Это ложе подносится только одному конкретному человеку и никогда нескольким. Если его продадут или поделят, то подносящий будет деградировать.
78. Подарив ложе достойному человеку, он может достичь плодов своих желаний. Отец и сын, приносящие дар, наслаждаются исполнением желаний в этой жизни и в последующих.
79-80. И в небесном доме Индры, и в царстве Ямы он легко пройдет сквозь все затруднения благодаря силе, которая приходит с церемонией подношения ложа.
Он будет проживать там, не зная беспокойств, восседать в лучших колесницах, ему будут наносить визиты многочисленные небесные девы — и так до вселенского потопа.
81. Заслуга, получаемая от дарения ложа, гораздо выше получаемых от всех омовений в священных местах и во все дни изменения луны.
82-86. Coвершив таким образом подношение ложа, сын должен совершить пададану. Слушай Мои слова, и Я расскажу, каким образом это следует делать.
Зонтик, обувь, одежда, кольцо, сидение, кувщин для воды, набор из пяти сосудов — так называются семь видов пада.
Эта пада станет полной, если к ней добавить жезл, медный сосуд, неприготовленный рис, пищу, ценности и священный шнур.
Раздобыв в соответствии со своими средствами эти тринадцать пада, необходимо подарить их тринадцати брахманам на двенадцатый день. Благодаря этой пададане, праведный человек получит хорошие усло¬вия, и она дарует счастье тем, кто пойдет путем Ямы.
87-93. На этом пути есть место нещадной жары, от которой человек сильно страдает, и поднесение в дар зонтика создает приятную тень над его головой.
Тот, кто дарует обувь, передвигается верхом на лошади на пути в царство Ямы.
Страдания от холода, жары и ветра нестерпимы, о Птица, но в силу того, что сделано подношение одежды, усопший благополучно прохо¬дит этот путь.
Посланники Ямы, очень страшные, свирепые, грозные, коричнево-черные, не беспокоят по пути тех, кто сделал подношение кольца с печаткой.
Есть ужасное место, где стоят нестерпимый зной, и нет ни дунове¬ния ветерка, ни капли воды; однако тот, кто принес в дар кувшин с. водой, утолит жажду, напившись воды.
Тот, кто подарит для умершего сосуд для воды, сделанный из меди, насладится плодами, которые можно было бы получить только от постройки тысяч колодцев.
Благодаря тому, что сидение и сосуд подарены должным образом достойному лицу, усопший спокойно проходит весь путь Ямы, наслаж¬даясь тем, что получает.
94-95. Совершив подношение в день церемонии сапинда, именно так, как описано ранее, следует также накормить множество брахма¬нов, а также чандалов и других внекастовых.
После совершения церемонии сапинда, но до церемоний в годовщи¬ну, каждый месяц необходимо давать кувшин с водой и рисовые шари¬ки.
96. Никогда нельзя переделывать те из церемоний, которые не удались, однако это не относиться к ритуалам для усопшего, о Птица.
Во имя спасения покойного они могут быть совершены вновь, как верное средство спасения.
97-99. А сейчас Я опишу тебе правила в соответствии с которыми совершаются ежемесячные, ежегодные церемонии и ритуалы двухнедельного периода, и опишу то, что надо делать, если покойник оставил тело в лунный день.
Если кто-либо умирает в полнолуние, все ритуалы, связанные с ним, должны быть совершены на четвертый день. Если кто-либо уми¬рает на этот четвертый день, то совершать ритуалы рекомендуется на девятый день.
Если смерть пришла на девятый день полной луны, то ритуалы совершают на четырнадцатый. Во всех этих случаях двухнедельную Шраддху необходимо совершать на двадцатый день.
1ОО-105. Если в один месяц (Кшайямаса) случается два санкранти, а также в нерегулярный или двойной месяц — Шраддха не совершается. Когда в одном месяце два месяца, из них два периода по две недели тридцать дней представляют собой одно и то же (оба должны выпол¬няться). К первой половине дня относится начало (темное время), ко второй — конец. Так понимают мудрые два месяца, которые входят в нерегулярный месяц.
Церемония сапинда8, о Птица, может быть совершена, когда нет санкранты; то же относится к ежемесячным и первой годовой Шраддхам. Если в середине года появляется добавочный месяц, то в тринадцатый месяц проводится ежегодная церемония для усопшего. Если нет ‘санкранты, то рисовые шарики не используются; когда санкранта — рисовые шарики обязательны. Таким образом, ежегодная Шраддха должна совершаться в оба месяца.
106. Так, в конце первого года следует совершить ежегодную Шрадху, и в это время, в добавление ко всему, надо накормить дваждырожденного.
107-110. Спустя год, следует каждый раз в Шраддху предлагать рисовые шарики. Эта церемония не делается только для кого-то одного из умерших; иначе можно стать разрушителем блага своих предков. Шраддху в священном месте омовения, Шраддху в Гайе, Гаджаччхайам для предков — все это нельзя делать ни в течение года, ни во время затмений, ни в дни юг.
Если сын совершает Шраддху в Гайе, о Господин птиц, она должна быть совершена с преданностью предкам спустя год.
Предки освобождаются из океана мирского существования Шраддхой в Гайе и по милости Вишну достигают наивысшего положения.
111-113. Следует совершить поклонение стопам Вишну с ростками священного туласи и предложить в должном порядке разложенные вокруг них рисовые шарики.
Тот, кто предлагает в Гайе рисовый шарик даже величиной с листок шами, помогает семи кланам и сто одной семье.
Если кто-либо из любви к семье совершает Шраддху, уйдя в Гайю, и предлагает жертвоприношения предкам, то его жизнь будет плодо¬творной и удачной.
114-115. О Владыка птиц, предки слушают песни, которые поют полубоги в Калапе — саду Икшваку, сына Ману:
«Неужели в вашем роду нет никого, кто следует верным путем и кто, прибыв в Гайю, не мог бы с преданностью и верой преподнести нам рисовые шарики?»
116-119. Тот сын, который таким образом совершает ритуалы для другого мира, о Таркшйа, становится счастливым и освобождается, как сын Каушики.
Семеро сыновей Бхарадваджи, претерпев серию рождений, были освобождены милостью предков, о Таркшйа, хотя они убили корову.
Семь охотников в стране Дашарнов, олень в горах Кал инжира, птица Чакравака в Шарадвине и лебеди на озере Манаса были рожде¬ны как брахманы, (ведущие в Ведах, на поле Куру, и все эти сыновья дваждырожденного получили освобождение через преданность пред¬кам.
120. Следовательно, человеку следует приложить все усилия для обретения преданности, так как через преданность предкам он стано¬вится счастлив в этом и в ином мире.
121. Итак, Я рассказал тебе, о Таркшйа, обо всех церемониях, касающихся усопшего, обретения заслуг, удовлетворения желаний сына и освобождения предков.
122. Любой, даже бедный человек, лишь услышав это описание, освобождается от грехов и получает плоды подношения даров.
123-126. Услышь, какие плоды получают совершающие церемонию Шрадахи, описанную Мною, а, также слушающие Гаруда-Пурану. У отца рождаются добродетельные сыновья; дед обретает множество ко¬ров, а его пра-праотец становится богатым меценатом.
Пра-пра-прадед раздает пищу во множестве — и все это благодаря Шраддхе, выполняющей желания сына.
Иди дорогой праведности в царство Царя Справедливости, и увидишь – они там, глубоко уважаемые, восседают в собрании Царя Праведности.
127. Сута сказал: «Услышав о последствии даров, приносимых после смерти, их могуществе и величии, подробно описанных самим благословенным Вишну, Гаруда пришел в восторг».
Самим
ГЛАВА 14
ОПИСАНИЕ ГОРОДА ЦАРЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
1-2. Гаруда спросил: «Какова протяженность царства Ямы? Каково оно? Кем оно создано? На что похоже это собрание и кто обитает с Царем Справедливости?
Праведники идут праведным путем в обитель Справедливости; по¬ведай мне о таких праведных душах и их путях, о Сокровищница Сострадания!»
3-5. Благословенный Господь сказал: «Слушай, о Таркшйа, Я рас¬скажу тебе об этом сияющем городе Справедливости, который досту¬пен Народе и которого достигают самые достойные.
Между югом и юго-западом лежит город сына Вивасвата, весь по¬строенный из бриллиантов, великолепный в своем блеске, неуязви¬мый ни для демонов, ни для полубогов.
Говорится, что он четырехугольный, с четырьмя вратами, окружен высокими крепостными валами длиной в тысячи йоджан.
6-9. В этом городе есть прекрасная обитель Читрагупты, которая простирается на двадцать пять йоджан.
Окруженная блестящими стенами из железа высотой в десять йод¬жан, с сотнями улиц внутри, украшенных флагами и знаменами.
Она создана божественными архитекторами, расписана самыми ис¬кусными художниками; в ней повсюду слышны музыка и песни и видны прекрасные колесницы.
Ее красоту составляют также сады и парки, в которых ласкают слух изысканные песни птиц; все ее части заселены небесными девами и певцами.
10-15. Читрагупта восседает в этом собрании на прекраснейшем троне и рассматривает жизнь каждого человека индивидуально.
Он никогда не ошибается в определении добрых и злых дел, и того кем были совершены добродетельные или дурные поступки.
И по приказу Читрагупты существо переживает всю свою жизнь снова.
К востоку от обители Читрагупты находится огромный дом жара (лихорадки).
К югу — дома ревматизма, головных болезней и оспы.
К западу — дома язвы, Западни Смерти и желудочных заболеваний.
К северу — чахотки и желтухи, желчных болезней; на северо-запад — мигреней; на юго-восток — обмороков.
К юго-западу — дезинтерии; к северо-западу — простуд и жара — таким образом, его обитель окружена этими и другими болезнями.
16-23. Читрагупта записывает зло и добро, совершенное человеком.
В двадцати йоджанах от обители Читрагупты, в центре города располагается сама блистательная усадьба Царя Справедливости. Она сияет блеском и прекрасна, как всполох молнии, пламя огня или сияние’солнца.
Протяженность ее не менее двадцати йоджан, и в высоту она достигает пятидесяти йоджан.
Ее поддерживают тысяча колонн, она украшена изумрудами, отделана золотом, в ней много дворцов и особняков;
Ласкающие взор купола, великолепием подобные осеннему небу; прекрасные хрустальные лестницы и стены, украшенные бриллиантами.
Окна отделаны рядами жемчуга, украшены флагами и знаменами; повсюду слышен звон колоколов и барабанов, украшенных золотой бахромой;
Дворцы наполнены различными чудесами, в них сотни золотых дверей, в них сады и прекрасные деревья, цветы и вьющиеся растения без шипов.
Этими и другими украшениями декорировано все вокруг, и все это было создано самим архитектором вселенной, силой его йоги.
24-28. Именно здесь находится священное место собраний, которое «занимает площадь в тысячи йоджан, великолепное, как само солнце, насыщенное светом, удовлетворяющее любым условиям2. (Тут не бывает ни жарко, ни холодно, здесь нет ни горя, ни старости, отсутствуют голод и жажда — все восхитительно