младенчества и детства, он достигает юности, и приобретает дурные наклонности.
34. Затем у него появляются дурные помыслы, он начинает вра¬щаться в обществе злонамеренных людей, он ненавидит писания и благочестивых людей, и становится похотливым.
35. Когда он встречает соблазнительную женщину, она покоряет его чувства своими льстивыми речами; сведенный с ума безрассудной страстью, он опускается до полного невежества, подобно мотыльку, летящему на пламя.
36. Олень, слон, птица, пчела и рыба: эти пятеро ведутся к гибели одним из органов чувств; как же может опьяненный любовью человек не пасть, если он наслаждается пятью видами объектов с помощью пяти чувств?
37. Он жаждет недостижимого и из-за неведения становится злым и раздражительным, его гордость и гнев растут вместе с телом.
38; Любовник вступает в ссоры с соперниками, что ведет к гибели, так как более сильные одерживают над ним победу — подобно тому, как один слон побеждает другого.
39. Кто еще более греховен, чем глупец, привязанный к объектам чувств и тратящий понапрасну свою человеческую жизнь, которая достается с таким трудом!
40.После сотен жизней существу удается получить человеческое рождение на земле; но еще более трудно получить жизнь дваждырожденного; тот, кто получает это, но тешит свои чувства из-за глупо¬сти, позволяет утекать драгоценному нектару между пальцев.
41. Тогда, достигнув пожилого возраста, он страдает от многих серьезных болезней, и когда приходит смерть, он снова отправляется в ад.
42. Таким образом, грешник, крепко удерживаемый в ловушке кармы и сбитый с толку Моей майей, никогда не освобождается.
43. Итак, Я рассказал тебе, о Таркшйа, как грешник, лишенный жертвоприношений для усопших, отправляется в ад. Что еще Ты хо¬чешь услышать?»
ГЛАВА 7
ТАИНСТВО БАБХРУВАХАНА ДЛЯ УСОПШЕГО
1. Сута сказал: «Услышав это, Гаруда, трепеща как листок священного фигового дерева, снова задал вопрос Кешаве, чтобы люди могли извлечь из этого пользу.
2. Гаруда спросил: «Расскажи мне, какими средствами люди, совер¬шившие грех по незнанию или сознательно, могут спастись от пыток слуг Ямы?
3-4. Для тех людей, которые погружены в океан перевоплощений, чей ум слаб, а разум затуманен грехом, чье сознание ослаблено при¬вязанностью к чувственным объектам,
Во имя их возвышения, скажи мне, о Господь, об истинном смысле и о средствах, при помощи которых люди могут достичь счастья, о Мадхава.»
5. Благословенный Господь сказал: «О Таркшйа, ты совершаешь доброе деяние, спрашивая ради блага людей. Слушай внимательно, и Я расскажу тебе все.
6. Воистину тяжела, как уже сказано, судьба грешников и особенно тех, у кого нет сыновей; но совсем иное дело с теми, о Владыка птиц, у кого есть сыновья и кто праведен.
7. Если вследствие какого-либо проступка в прошлом рождении у человека не рождается сын, то должны быть предприняты меры к тому, чтобы обрести сына.
8. Послушав чтение Хариванши, или совершив Шатачанди, или помолившись с преданностью Благословенному Шиве, разумный дол¬жен зачать сына.
9. Сын спасает отца от ада, называемого Пут, поэтому Саморожден¬ный назвал сына путрой.
10.Даже один сын, если он праведен, поможет всей семье. Древние говорят: « Через сына он завоюет миры ».
11. Веды также утверждают огромную важность сына. В соответст¬вии с ними, увидев лицо сына, человек освобождается от долга перед предками.
12. Прикосновением к внуку смертный освобождается от троекрат¬ного долга. С помощью сыновей, внуков и правнуков он уходит из этих миров на небеса.
13. Сын, рожденный от брака по закону Брахмы, возвышает, но незаконный сын — тащит вниз. Зная это, о Лучший из птиц, следует избегать женщин более низкой касты.
14. Сыновья, имеющие отца и мать одной и той же касты — законные, о Птица. Только они могут помочь отцу достигнуть небес путем принесения даров Шраддхи.
15. Я расскажу о том, как умерший достигает небес, благодаря Шраддхе, совершаемой сыном, когда умерший идет к небесам, даже если это предлагается другим. Слушай.
16. Относительно этого Я приведу тебе пример из древней истории о действенности даров для получения более высокого тела.
17-19. Давно, в Трета-югу, о Таркшйа, в прекрасном городе Махо-дайе правил царь по имени Бабхрувахана, который был очень могуще¬ственен и благочестив. Он щедро раздавал дары, совершал жертвоприношения, почитал брахманов, ценил добро, был добродетельным и праведным, сострада¬тельным и искусным в делах. Он должным образом защищал своих подопечных, как будто они были его собственными детьми, всегда точно исполнял обязанности кшатрия и наказывал виновных.
20-21. Однажды этот могущественный царь со своей армией отпра¬вился на охоту. Он вошел в густой лес, богатый великолепными и разнообразными деревьями и животными, в котором звучали голоса различных птиц. В глубине леса король увидел оленя.
22. Олень, тяжело раненный его стрелой, скрылся в глубине леса, унося с собой стрелу.
23. Царь, преследуя оленя по кровавым следам на траве, попал в другой лес.
24. Оторвавшись от сопровождения, голодный, с пересохшим гор¬лом, теряя сознание от жары и усталости, он подъехал к озеру и выкупался в нем вместе с лошадью.
25-27. Затем, испив холодной воды, благоухающей пыльцой лотоса, Бабхрувахана вышел освеженным из воды, и увидел великолепное фиговое дерево, под развесистыми ветвями которого была прохладная тень, пели птицы, и само дерево стояло, как огромное знамя над всем лесом. Царь приблизился и сел у его корней.
28. И тут он заметил прету — ужасного, сгорбленного, лишенного плоти, грязного, со вздыбленными волосами; органы чувств его от отсутствия питья и пищи пришли в негодность.
29-ЗО. Увидев это ужасное полуразложившееся существо, Бабхрувахана пришел в замешательство. Увидев царя, забредшего в этот ужасный лес, исполненный любопытства призрак подошел к нему ближе. И тогда, о Таркшйа, этот царь мертвецов так обратился к царю: «Я избежал участи призрака и достигну высшего состояния, потому что встретился с тобой, о могучерукий! Благословление снизошло на меня».
32-33. Царь спросил: «О ты, с чернотой вместо тела и провалом вместо рта, за какие дурные поступки дошел ты до такого состояния? На тебя нельзя смотреть без содроганий. Расскажи мне подробно причину этого. Кто ты и при помощи каких даров можно исправить твое положение?»
34-38. Покойник сказал: «Я расскажу тебе все с самого начала, о лучший из царей! Ты несомненно почувствуешь ко мне сострадание, когда услышишь мою историю. Существует на свете город, называемый Вайдаша, обладающий все¬ми богатствами. В нем множество драгоценных камней, он огромен, и в его прекрасных садах и дворцах совершаются многочисленные рели¬гиозные действа. В нем, о почтенный господин, я жил, постоянно занимаясь поклонением божествам. Знай, что я отношусь к касте вайшей, мое имя Судева. Я располо¬жил к себе богов огненными жертвоприношениями, а предков — подно¬шением пищи. Я снискал доброе отношение дваждырожденных, пред¬лагая им различные дары. Я раздавал пищу бедным, слепым и убогим.
39-41. Но все это, о господин, по воле злого рока оказалось тщетным. Почему мои благие дела оказались бесплодными — я поведаю тебе. У меня нет потомства, нет родственника, близких, нет друга, как ты, который смог бы совершить для меня церемонию для обретения тела в более высоких мирах. Если шестнадцать Шраддх в течение месяца, о великий царь, не будут совершены, то состояние призрака для меня останется вечным, даже если сотни Шраддх после этого будут совершаться ежегодно.
42-45. Помоги мне возвыситься, о господин земли, соверши церемонии для обретения тела в высших мирах. Говорится, что царь родственник для представителей любой касты. Поэтому, царь царей, помоги мне избавится от этого состояния и подняться в высшие миры, a я подарю тебе за это самый прекрасный драгоценный камень. Если ты не желаешь мне зла, сделай так, о воин! Нещадно страдая от пытки голодом и жаждой, я более не могу выносить это состояние. В этом лесу есть вкусная и прохладная вода, прекрасные фрукты, но я не могу сорвать их, хотя немилосердно страдаю от голода и жажды.
46-48. Если великий обряд Нарайяны и все другие церемонии для получения тела в более высоких мирах будут совершены для меня с чтением Ведических мантр, о царь, тогда, без сомнений, я избавлюсь от этого состояния. Ведические мантры, аскетизм, дары и сострадание ко всем живым существам, слушание священных писаний, поклоне¬ние Вишну, общение с добродетельными — все это, как я слышал, служит средством для разрушения состояния призрака.
49-50. Поэтому я расскажу тебе о поклонении Вишну, избавитель привидения от его участи. Возьми два куска честно заработанного золота и выплави из него Мурти Нарайяны, о царь. Одень ее в желтые одежды из двух кусков материи, укрась ее раз¬нообразными украшениями, окропи многими водами, поставив его, поклоняйся ему следующим образом.
51-56. Поставь к востоку Шридхару, к югу — Мадхусудану, к западу — Ваманадеву, к северу — Гададхару. В центре поставь Питамаху и Махешвару. Поклоняйся им, поднося поочередно сандаловую пасту и цветы, в соответствии с ритуалом. Затем, обойдя вокруг них, сделай огненные подношения этим Божествам. Делай подношения вселенским Божест¬вам очищенным маслом, молоком, творогом. После этого, совершив омовение, в спокойном и уравновешенном состоянии ума, совершающий обряд жертвоприношения должен в со¬ответствии с ритуалом провести перед Нарайяной церемонию для пол¬учения более совершенного тела. Он должен начать, как предписано в Писаниях, укротив алчность и гнев, и исполнить все церемонии, вы¬пустив на волю быка. Затем он должен сделать тринадцать пожертвований крупных сумм брахманам и освятить сосуд с водой для умершего, поднеся в дар постель».
57. Царь сказал: «Как следует освятить этот сосуд для усопшего и каков ритуал его подношения? Я испытываю сострадание ко всем, кто в таком положении, поэтому расскажи поподробнее о сосуде с водой, дающем освобождение призраку».
58-63.Покойник ответил: «О великий царь ты совершил благое дело, спросив об этом. Пожалуйста, запомни, и я опишу тебе это подношение, которое разрушает подобное состояние призрака. Дар, который называется «сосуд для покойника», разрушает всякое зло. Во всех мирах трудно получить такое средство, позволяющее рассеять дурные состояния. Приготовив сосуд из чистого золота, посвятив его Брахме, Ише, Кешаве и божествам, отвечающим за все стороны света, наполнив его очищенным маслом и поклонившись ему с преданностью, отдай его дваждырожденному. Совершив поочередно соответствующее покло¬нение с воскурением благовоний, поднесением цветов и сандаловой пасты, о царь, Брахме в центре, Вишну и Шанкаре, вечному источни¬ку счастья, на восток и в других направлениях, а также стражам вселенной, необходимо поднести этот золотой сосуд, полный молока и очищенного масла. Это подношение, о царь, которое превосходит все другие в очище¬нии от самых больших грехов, должно быть выполнено с верой, чтобы освободить призрака ».
64-65. Благословенный Господь продолжал: «Пока царь так беседо¬вал с призраком, его армия следовала его путем и уже приближалась со всем множеством слонов, лошадей, колесниц, о Кашйапа. По прибытии армии призрак подарил царю огромный бриллиант, поклонился, вознес молитвы и стал невидимым.