Скачать:TXTPDF
Шива-махапурана

на личном опыте тождественность своей индивидуальной души /Атмана/ с Мировой Душой /Брахманом/. Хамса, или Парамахамса, это тот, кто осуществил великий возглас Освобождения — «СО’ХАМ ХАМСА» /»Он — я, я — Он!»/.

12. О Нарада! Но мне не удалось распознать /понять, постичь/ меняющуюся форму /образ/ Шивы и тем самым использовать мою способность к различению.

13. Как может снизойти истинное знание на того, кто вовлечен в творческую деятельностьпроцесс созидания/? Потому даже в образе Лебедя я не смог обрести способность /ясного/ различения.

14. Вепрь способен быстро докапываться до глубин. Потому Вишну и принял образ Вепря, бродящего /рыскающего/ в лесах.

15. Кроме того, Вишну принял образ Вепря еще и для того, чтобы начать /положить начало/ новой кальпе /эону/.

16. С того дня, когда он /Вишну/ принял образ Вепря, началась Вараха-кальпа.

17. Или же, можно сказать, что Вараха-кальпа началась с того момента, когда мы оба /т.е. Брахма и Вишну/ приняли эти образы /Вепря и Лебедя/.

18. О Нарада! Итак, я ответил иа поставленные /заданные/ тобой вопросы. О риши, слушай! Я продолжаю. Вспомнив лотосоподобные стопы Шивы, я разъясню /изложу/ тебе ход творения.

19. Когда Бог Шива исчез из виду, я, Питамаха /»Праотец»/миров, я предался созерцанию с целью постижения смысла оказанных Им слов.

20. Тогда /затем/ поклонившись ниц Шиве, и обретя /необходимое/ знание от Вишну и достигнув высочайшего блаженства, я приступил к созидательной деятельности.

21. Поклонившись Шиве и наставив меня, о дражайший, Вишну тоже скрылся из виду.

22. Получив благословения от Шивы и выйдя из Космического Яйца, Вишну сотворил Вайкунтху постоянной обителью себе.

23. Желая творить /созидать/, я запомнил Шиву и Вишну. Посреди первозданных вод я предложил /в качестве жертвоприношения/ пригоршни воды.

24. Затем возникло Космическое Яйцо, образованное двадцатью четырьмя таттвами. О брахман! Тогда появилась восхитительная огромная Вселенская Форма — так, что /первозданные/ воды стали невидны.

Примечание: В пуранической концепции творения изначально Космическое Яйцо, «образованное 24-мя элементами-таттвами» было полностью материальным и «мертвым». Оно оставалось таковым вплоть до того момента, когда Создатель Брахма вошел в Яйцо и тем самым оживил его. Затем Яйцо раскололось на две части, образовав тем самым верхний и нижний /низший/ планы творения.

25. Сомнение зародилось в моем уме и я совершил аскезу, в течении двенадцати лет медитируя на Вишну.

26. Тогда Вишну, появившись передо мной, коснулся моего тела и с радостью и любовью обратился ко мне.

Вишну сказал:

27. О Брахма! Благодаря милости Шивы я в состоянии дать тебе всё. Нет ничего, что /чего/ бы я не смог даровать тебе. Я доволен /твоей аскезой/. Назови мне свой выбор /то, чего желаешь/.

Брахма сказал:

28. О благословенный Вишну, я вверен тебе самим Шивой. Потому не подобает мне просить тебя о чем-либо. Дай мне, пожалуйста, то, что Он /Шива/ повелел тебе /даровать мне/. Поклонение тебе да будет!

29. Это Космическое Яйцо состоит из 24-х таттв. В нем нет жизни и оно бесчувственно.

30. О Вишну, благодаря благословению Шивы ты появился теперь передо мной. Вдохни жизнь в Космическое Яйцо, возникшее /появившееся/, силой Шивы!

31. Когда я сказал это, великий Вишну, строго следуя указаниям Шивы, принял неисчислимые формы и погрузился в Космическое Яйцо.

32. Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Вишну, заключенный в Яйце, распростерся повсюду.

33. Когда Вишну, должным образом восхваленный мною, погрузился в него /т.е. Яйцо/, Космическое Яйцо стало живым.

34. Вишну воссиял как великое Существо, повелитель семи миров, начиная с Паталы.

Примечание: В Пуранах 7 миров, расположенных в более низших по сравнению с Землей планах существования, таковы: Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала

35. Пятиликий Господь Шива создал себе обитель прекрасную Кайласу, что сияет надо всеми прочими /обителями/.

36. О божественный риши, Кайласа и Вайкунтха никогда не будут разрушены, даже если всё Космическое Яйцо разрушится.

37. О лучший среди риши, я, пребывая на Сатьялоке, пожелал творить следуя повелению /воле/ Шивы.

Примечание: Сатьялока, или Брахмалока, — один из 7-ми высших миров в пуранической космологии. Остальные 6 миров — Бхух, Бхувах, Свах, Махах, Джанах, Тапах

38. Когда же я исполнился желания творить, Зло в форме пяти видов Иллюзии явилось мне. Это было Тёмное Начало, обладающее знанием.

Примечание: Авидья /»Неведение»/, также известная как Випарьяя, проявляется в пяти видах /согл. Линга-пуране /2.9.3С/. Тамо мохо махамохастамисра ити пандитах Андхатамисра итьяхуравидьям паньчадха стхитам. /Пандиты /ученые-богословы/ утверждают, что Авидья проявляется в пяти формах, известных как Тамас, Моха, Махамоха,Тамисра и Андхатамисра»/. Далее, в Линга-пуране /2.9.32-35/ говорится: «Те, что привержены йогической практике, называют Авидью тамасом /тьмой/, асмиту /эгоизм/ — Мохой /заблуждение/, рагу /вожделение/ — Махамохой /великим заблуждением/, двешу /ненависть, гнев/ — Тамисрой /кромешной тьмой/, абхинивешу /низменные инстинкты/ и митхья-джняну /ложное знание/ — Андхатамисрой / слепой кромешной тьмой/. Существуют восемь типов Тамаса. Моха также существует в восьми формах. Число разновидностей Махамохи — десять. Мудрые утверждают, что Тамисра и Андхатамисра имеют восемнадцать подразделений. «Восемь видов Тамаса /Авидья/, непроявленная Пракрити /авьякта/, интеллект /махат/, эго /ахамкара/, и пять тонких элементов /паньча танматра/. Восемь видов Мохи /асмита/: знаменитые ашта-сиддхи /»восемь сиддхи»/ — анима и т.д. Девять проявлений Махамохи /рага/: это пять тонких элементов /танматр/, разделенных на божественные /дивья/ и не-божественные /адивья/ аспекты. Десять типов Махамохи + восемь видов Мохи образуют восемнадцать видов Тамисры /двеша/. Восемнадцать проявлений Андхатамисры /абхинивеша, или бхайя/: 5 божественных /дивья/ и 5 не-божественных /адивья/ танматр + восемь типов Мохи /т.е. «восемь сиддхи»/. Таким образом, согласно Линга-пуране, существуют 62 вида Иллюзии.

39. Тогда я создал /сотворил/ основное творение, состоящее из неподвижных существ /соэданий/ с радостным /довольным всем/ умом. Следуя воле Шивы, я продолжил свою медитацию /созерцание/, пребывая /ни к чему/ не привязанным духом.

Примечание: Пураническая космология разделяет космическо творение на девять классов: мукхья-сарга — созданием бесчувственных объектов, тирьяк-сарга — создание животных, дэва-сарга — создание божественых существ, раджа-сарга — создание человека /»царя среди созданий»/, бхутади-сарга — создание грубых элементов, махат-сарга — создание интеллекта /разума/, сукшма-бхута-сарга — создание тонких элементов, вайкари-сарга — повторное /вторичное/ творение, каумара-сарга — первичное и вторичное творение.

40. Во время творения я подумал, что хорошо было бы, если у Атмана появился бы помощник. Но создание творений «тирьяксрота» обернулось появлением страдания. Оно не смогло стать этим помощником.

41-42. Поняв, что такое творение не может быть помощником, я начал размышлять. Тогда саттвика-сарга, иначе известное как «урдхва срота» и дзва-сарга /благое или божественное творение/ появились, обретя форму. Это творение было поистине очаровывающим. Но поняв, что и оно так же не может стать помощником, я продолжил медитацию на моего Господа.

43. Тогда было создано раджа-сарга, иначе известное как «арваксрота» — человеческие существа появились как великие помощники по воле Шивы.

44. Затем снова волею Шивы появилось бхутадика-сарга /создание элементов и т.п./ Таким образом, пять типов творения, известные под общим названием вайкрита, были приведены в движение /вызваны к существованию/ мною.

45-46. Брахма произвел три типа творения от Пракрити. Первым был Махат /космический разум/, вторым — тонкие элементы, третьим — вайкарика — создания, обладающие способностью к трансформациям и «ветвлениям». Так пять типов творения вайкрита и три пракрита составили /образовали/ восемь типов творения.

47. Каумара-сарга стало девятым. Оно было одновременно пракрита и вайкрита. Я не в состоянии адекватно описать все типы и подтипы всех разновидностей творения.

48. В конце всего — с целью некоторой практической пользы — я создал Санаку и других Кумаров в ходе великого творения каумара-сарга.

Примечание: Кумары — ментально-рожденные сыновья Брахмы, которых он создал с целью обрести в них помощников.

49. Санака и другие /остальные/, мои ментальные /ментальнорожденные/ сыновья — все пятеро — были сравнимы с Брахманом, ибо были привержены благим обычаям /установлениям/ и свободные от мирских привязанностей.

50. Не несмотря на мое указание, они не стали выполнять деятельности творения. Эти ученые мои сыновья отвратили полностью свое внимание от мирских забот и погрузились в интенсивную медитацию на Шиву.

51. О Нарада, они посмели перечить даже мне — настолько, что я пришел в ярость и почти не лишился чувств.

52. Когда я стал почти бессознательным из-за неописуемого гнева и возбуждения, капли слез полились из моих глаз.

53. Тем временем, вызванный моей медитацией Вишну внезапно прибыл туда и просветил /наставил/ меня.

54. О лучший среди риши, тогда я, наставленный Вишну, принялся совершать аскезу во имя Шивы.

55-56. Когда я предавался аскезе, милостивый Господь Шива изошел из потайного места, называемого /известного как/ Авимукта, в межбровии над переносьем. Он явил Себя полумужчиной-полуженщиной.

57-58. Увидев нерожденного Господа Шиву, средоточие всего благого, Супруга Умы, вездесущего, Создателя всего, известного как Нилалохита /»Синегорлый»/, представшим передо мной, я почтил его с огромной преданностью и весьма был обрадован. Я сказал Господу: «Твори пожалуйста, различных существ!»

59. Услышав эти мои слова Господь богов, Рудра, создал многочисленных ганов, похожих на Него Самого.

60. И снова сказал я великому Господу Рудре: «О Господь! пожалуйста сотвори этих существ, пораженных страданием рождений и смертей».

61. О лучший среди риши! Выслушав мои слова, милостивый Господь Рудра улыбнулся /рассмеялся/ и сказал так:

Господь Рудра сказал:

62. О Брахма, Я не буду создавать существ, пораженных страхом рождения и смерти. Неудачливые существа ввержены в пучину страдания из-за своих собственных деяний.

63. Являясь в образе Учителя я способствую восхождению этих существ из пучины страданий, сообщая им совершенное /полное/ знание.

64. Сам твори всех подверженных страданию существ, о Создатель! По Моей воле ты не будешь скован иллюзией».

Брахма сказал:

65. Сказав это, Господь, прославляемый как Шива, мгновенно исчез из виду вместе со Своими спутниками едва только я успел моргнуть.

Так в «ШРИ ШИВА МАХАПУРАНЕ» во второй «Рудра-самхите», в первом разделе «Творение» заканчивается пятнадцатая глава, называемая «Явление Рудры».

Раздел 4 «Кумара-кханда»

Глава 13

«Появление Ганеши»

Сута сказал:

1. Выслушав восхитительное сказание об Убийце асуры Тараки (т.е. о Сканде), Нарада весьма обрадовался и спросил с любовью Брахму.

Нарада сказал:

2. О Повелитель богов и людей, о средоточие знания служения Шиве! Превосходное сказание о Картикее — что превосходнее нектара — услышано мной.

3. Теперь я желаю услышать восхитительное сказание о Ганеше, о всех подробностях, связанных с его божественной природой, благоприятнейшей из благоприятных.

Сута сказал:

4. Выслушав слова Нарады, великомудрый Брахма возрадовался и ответил ему, вспоминая Шиву.

Брахма сказал:

5. Согласно различиям кальп, по разному рассказывается сказание о Ганеше. Согласно одному источнику, он был рожден Великим Господом (т.е. Шивой). Но голова его от взгляда Шани слетела с плеч и вместо нее была приделана голова слона.

6. Ныне я поведаю сказание о Рождении Ганеши в шветакальпе, когда его голова была снесена милостивым Шивой.

7. Не стоит питать напрасные сомнения, о мудрец. Шива, несомненно, — причина всякого наслаждения и покровительства. Он — Господь всего. Шива одновременно и лишен атрибутов, и наделен ими.

8. В ходе Его божественной игры весь мир творится,

Скачать:TXTPDF

Шива-махапурана Пураны читать, Шива-махапурана Пураны читать бесплатно, Шива-махапурана Пураны читать онлайн