не превознесена высоко в мире.
10. Все другие Пураны звучат вызывающе на земле лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
11. Все святые центры погружаются во взаимное соперничество и споры на земле лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
12. Все мантры торжествуют во взаимных спорах лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
13. Все места паломничества соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
14. Все алтари и пьедесталы соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
15. Все /жертвуемые/ дары соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
16. Все боги соперничают друг с другом лишь до тех пор,пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
17. Все философские доктрины соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
18. О лучшие среди брахманов-мудрецов, я не в состоянии адекватно описать плод результата чтении и слушании этой «Шива Пураны».
19. И все же, о безгрешные, я вкратце опишу ее величие, как поведал мне /мой учитель/ Вьяса. Пожалуйста, слушайте внимательно.
20. Тот, кто прочтет /хотя бы одну-/ единственную шлоку или хотя бы половину ее, мгновенно становится свободным от греха.
21. Тот, кто ежедневно с преданностью и благоговением ежедневно читает «Шива Пурану» сколько может, называется дживанмуктой /освобожденным при жизни/.
22. Тот, кто продолжает почитать эту «Шива Пурану» каждый день, обретает, без сомнения, заслугу ашвамедхи /ведийского жертвоприношения коня/.
23. Тот, кто страстно желает достичь известного положения в жизни и слушает /чтение/ «Шива Пураны» даже от другого лица, а не от меня, освобождается от греха.
24. Тот, кто совершает поклонение возле этой «Шива Пураны», несомненно достигает плода /результата/ почитания всех богов.
25. Пожалуйста, слушайте о весьма похвальном благе, обретаемым тем, кто размножает «Шина Пурану» и дает /дарит/ текст ее преданным Шивы.
26. Он обретет благо — труднодостижимое в мире! — равное изучению всех Писаний и комментированию Вед.
27. Тот, кто соблюдает пост в чатурдаши /4-й день лунного месяца/ и придерживается обсуждения и разъяснения «Шива Пураны» в собрании преданных Шивы, — самый превосходный среди всех /людей/!
28. Он обретет заслугу повторения Гаятри-мантры по слогам и будет наслаждаться всеми мирскими радостями здесь и достигнет освобождения впоследствии.
29. Я поведаю вам о благе, обретаемом тем, кто читает или слушает это соблюдая пост в чатурдаши и бодрствуя /тогда/ ночью.
30-31. Истинно, несомненно истинно, что он обретет благо, равное заслуге человека, жертвующего щедрые дары, равные по весу его собственному телу, брахманам с Вьясами /?/ над их головой во время полного затмения солнца, многократно, во всех святых местах — в Курукшетре и других.
32. Индра и другие дэвы /боги/ с нетерпением ожидают указаний человека, днем и ночью распевающего шлоки «Шива Пураны».
33. Священные обряды, совершаемые человеком, регулярно читающим или слушающим «Шива Пурану» эффективнее в миллионы раз, чем обычные.
34. Тот, кто читает раздел «Рудра Самхита» из «Шива Пураны» с чистым и сосредоточенным умом, становится очищенной душой в течении трех дней даже если он до этого убил брахмана.
35. Тот, кто читает раздел «Рудра Самхита» трижды в день возле образа Бхайравы, воздерживаясь от суетных разговоров, добьется исполнения всех /своих/ заветных желаний.
36. Если убийца брахмана совершает ритуальный обход деревьев вата и бильва, повторяя шлоки из «Рудра Самхиты», то становится очищенным от греха брахмахатьи.
37. «Кайлаша Самхита» еще более велика, чем та /т.е. «Рудра Самхита»/. Она по значению и положению равна Ведам, ибо разъясняет смысл пранавы /священного слога «ОМ»/.
38. О брахманы, только Господь Шива знает все величие «Кайлаша Самхиты». Вьяса знает половину его, а я — половину того, что знает он.
39. Я поведаю вам только часть этого /знания/ ибо все рассказать невозможно. Постигая это, люди мгновенно достигают чистоты своих умов.
40. О брахманы, искавшие это /знание/ всегда и сейчас! Я не вижу греха, который нельзя было бы победить /преодолеть/ с помощью «Рудра-Самхиты».
41. Испивая нектар, приготовленный Господом Шивой после пахтания океана Упанишад и переданной /Им/ Кумаре/Карттикейе/, преданный становится бессмертным.
42. Человек, стремящийся совершить искупающие грех брахмахатьи обряды, должен читать эту самхиту /раздел/ в течении месяца. Так он избавится от греха.
43. Просто прочитанная вслух, эта самхита разрушает грехи принятия пожертвования от нечестивых, принятия недозволенной нечистой пищи и сквернословия.
44. Благо, обретаемое человеком, что читает эту самхиту в храме Шивы /расположенном/ в роще деревьев бильва, слова не в состоянии даже описать.
45. Если кто-либо читает эту самхиту с преданностью во время совершения шраддхи /поминального ооряда/ и брахмана-бходжаны /ритуального угощения брахманов/, то все его питри /предки-мужчины/ достигают великого мира Шивы.
46. Преданный, соблюдающий пост в день чатурдаши и читающий эту самхиту под деревом бильва, прямо отождествляется с Шивой и почитаем богами.
47. /И/ Другие самхиты, несомненно, приносят благо исполнения всех заветных желаний. Эти же две самхиты /т.е. «Рудра Самхита» и «Кайлаша-Самхита»/ особенно превосходны, потому что они полны описания божественных лил /игр/ и божественного знания.
Примечание: лила — непостижимая для обыденного разума и чувств божественная игра Бога. Слушание и чтение пуранических сказаний, описывающих всевозможные лилы Бога Шивы и Его Божественной Супруги, очищает ум и чувства слушаещего, делая его способным постигать божественные истины, невыразимые словами и понятиями. Поэтому для тех, кто идет к Бого-постижению через бхакти — любовь и преданность — наиболее важными представляются именно те разделы Писаний, где содержатся описания божественных лил, а не разделы, разъясняющие отвлеченную философию, ритуалы и практическую йогу. Интеллектуал /джняни/, напротив, ценит именно «более серьезную» сторону Писаний, считая повествовании о божественных лилах «мифом», «сентиментальностью» и т.п. Для бхакт же повествования о Божественных лилах особо дороги, так как само чтение и слушание их вызывает в преданных состояние бхакти-бхавы /экстатически переживаемые любовь и радость/. Просто восхищающийся деяниями и лилами Божества бхакта, несомненно, гораздо более предан почитаемому им Божеству, чем рационально мыслящий интеллектуал. Поэтому достижение состояния освобождения для бхакты намного доступнее ввиду его бескорыстной, почти детской веры и любви. В целом, более легкий и более приятный подход бхакти-йоги в большей степени приемлем для большинства людей, обычно не искушенных в премудростях философии и практической йоги, нежели интеллектуально-рациональный метод джняна-йоги. Хотя в идеале бхакти и джняна ни в коей мере не изолированы друг от друга. Шиваитское Учение, подробно излагаемое в «Шива Пуране», сочетает в себе черты и философию адвайты /недуализма/, и практический ритуализм, и йогу, и бхакти. Шайва-бхакти во многом превосходит по своей силе вайшнава-бхакти, хотя вишнуизм традиционно считается самой «бхактистской» из религий. Таким образом, пуранист Сута не случайно называет «Рудра-самхиту» и «Кайлаша-самхиту» — самые «бхактистские» разделы «Шива Пураны» — «особенно превосходными».
48. Так, «Шива Пурана», превозносимая наравне с Ведами, изначально создана Самим Богом Шивой и сопоставима с Высшим Брахманом.
Примечание: поскольку «Шива Пурана» вся проникнута духом недуализма /адвайты/, то всеми своими подходами, поучениями и методами она позволяет дживе /индивидуальной душе/ осознать свое единство с Шивой, т.е. Брахманом, или Абсолютом. Помогая дживе на практике осуществить важнейший идеал Вед и Веданты — принцип недвойственности и единства — , «Шива Пурана» сама как бы является Брахманом, о которым в данной шлоке и сравнивается. А поскольку постижение Брахмана — главная цель Вед, то «Шива Пурана», дающая практические методы для реализации этой цели, и превозносится наравне с Ведами».
49-51. Изначально «Шива Пурана» была весьма объемна и состояла из двенадцати священных самхит /сборников,разделов/: 1.Видьешвара- самхиты; 2.Рудра-самхиты; 3.Вайнаяка—самхиты; 4.Аумика /Ума-/ -самхиты; 5.Матри-самхиты; 6.Рудрайкадаша-самхиты; 7.Кайлаша-самхиты; 8.Шатарудрака-самхиты; 9.Сахасракотирудра-самхиты; 10.Котирудра-самхиты; 11.Ваявийя-самхиты; и 12.Дхармасамджня-самхиты. О брахманы, я сообщу о количестве шлок в тех самхитах. Пожалуйста, слушайте с надлежащим вниманием.
52. Первая самхита Видьешвары /»Владыки Знания»/ состояла из 10 тыс. шлок. Раудра-, Вайнаяка-, Аумика- и Матри-самхиты состояли из 8 тыс. шлок каждая.
53. О брахманы, Рудрайкадаша-самхита состояла из 13 тыс. шлок.Кайлаша-самхита — из 6 тыс. шлок и Шатарудра /ка/ -самхита — из 3 тыс. шлок.
54. Котирудра-самхита состояла из 9 тыс. шлок, Сахасракотирудра-самхита — из 11 тыс. шлок.
55. Ваявийя-самхита состояла из 4 тысяч шлок и Дхарма /самджня/-самхита из 12 тыс. шлок. Таким образом, вся полная «Шива Пурана» содержала /в себе/ сто тысяч шлок.
56. Эта же /теперешняя редакция «Шива Пураны/ — сжато изложена Вьясой в 24 тыс. шлок. Что примерно четверть изначальной /Шива/ Пураны и он /т.е. Вьяса/ оставил семь самхит.
57. /Общее, целостное/ знание Пуран со времени начала творения, порожденное Шивой содержало 100 крор /тысячу миллионов/ шлок.
58. В крита /сатья-/ -югу Двайнаяна и другие сжато изложили его /т.е. Знание Пуран/ в 400 тыс. шлок, которые с началом двапара-юги были разделены на 18 отдельных Пуран.
Примечание: 18 Пуран, упоминающихся здесь,составляют канонический список из 18-ти Махапуран/»великих Пуран»/. Шесть из них связаны традиционно с шиваитской традицией, шесть — с вишнуизмом, а остальные шесть являются смешанными по своему характеру, хотя формально акцентируют важность Бога-Творца Брахмы. Шиваитские Маханураны: «Матсья Пурана», «Курма Пурана», «Линга Пурана», «Шива Пурана», «Сканда Пурана» и «Агни Пурана», а также «Вайю Пурана», обычно включаемая в состав «Шива Пуран» и отдельно от последней не рассматриваемая/. Помимо 18-ти Махапуран имеются еще и 18 упапуран /»второстепенных пуран»/, также считающихся каноническими. С традицией Шиваизма и Тантры особенно связаны следующие упапураны: «Деви-Бхага ватам» /»Девибхагавата Пурана»/ и «Калика Пурана». В двапара-югу вишнуитские Пураны и Агамы определяли образ жизни и характер поклонения последователей Санатана Дхармы. В кали-югу приоритет отдается шиваитским Пуранам и, в особенности, шиваитким и шактистским Агамам и Нигамам /т.е. Тантрам, хотя для самих вишнуитов /вайшнавов/ вишнуитские Писания продолжают оставаться авторитетными источниками вероучения и практики. Тем не менее, в кали-югу на все существа ложится долг почитать Шиву и Шакти Дэви согласно шиваитских Пуран и Тантр.
59. Среди них — «Шива Пурана», содержащая 24 тыс. шлок в 7-ми самхитах. Эта Пурана ставится вровень с Ведами.
60. Первая самхита называется Видьешвара, вторая — Рудра, третья Шатарудра, четвертая — Котирудра,
61. Пятая — Ауми /Ума/, шестая — Кайлаша и седьмая — Ваявийя. Это семь самхит.
62. Так божественная «Шива Пурана», состоящая из семи самхит, ставится вровень с Ведами, в соответствии с освобождением, которое она несет более чем что-либо еще.
63. Тот, кто читает «Шива Пурану» — полностью все 7 самхит — с преданностью — дживанмукта.
64. Сотни других священных текстов — таких как Веды, Смрити, Пураны, Итихасы и Агамы — не сравнимы даже с 16-й частью этой «Шива Пураны».
Примечание: Веды — Ригведа, Самаведа,Яджурведа и Атхарва веда /т.н. «Четыре Веды»/, а также