лиц, столько же пар ушей и двенадцать глаз, рук и ног. Только шея и тело у него имелось одно. Он взглянул на Кумару, который был в первый день подобен комочку плоти. На второй день он принял свой облик. На третий день он превратился в ребенка. На четвертый день он полностью вырос. На пятый день он был посвящен. Когда он взглянул на Агни, о сын Притхи, Павака обнял его и поцеловал. Он обратился к нему, говоря: «О сын мой» и вручил ему оружие шакти (копье). /149-152/
Получив шакти и поклонившись Агни, он взобрался на гору Шветашринга, глядя и наблюдая по всем десяти направлениям своими ликами и закричал, повергнув в ужас всю вселенную, включая Асуров. Своим копьем (шакти), он расколол вершину горы Швета, окруженную тысячами и миллионами Ракшасов, и раскинувшейся на сотню йоджан. С одного удара она рухнула на землю в одно мгновение. Ракшасы, которые были вечными врагами Дхармы, были разбиты. Вся земля вокруг задрожала и пришла в волнение. Все горы затряслись, каждая начала шуметь как во время лавины. Все живые существа громко возопили: «спаси нас, спаси нас»./153-157/
Услышав это, боги обраились совместно к Индре: «Тот, от кого три мира пришли в волнение от одного удара, несомненно, может разрушить в гневе всю вселенную, о Васава, но мы сотворены Брахмой с целью ее защиты. Обязанность по поддержанию вселенной должна выполнятся, даже если (наша) жизнь будет пожертвована. Если вселенная пришла в волнение, несмотря на то, что мы следили и наблюдали за ней, проклятие рождению таких героев (как мы). Немедленная смерть пожалуй, будет достойней для нас. Поэтому, о Васава, тебе надлежит дать ему отпор вместе с нами или принять его к нам. На сказанное так, Шакра произнес: «Да будет так»! и отправился с богами, чтоб уверится в своей силе. Свирепое, порывистое и непобедимое войско богов стало кричать и реветь. Услышав это, Гуха заревел как океан./158-163/
От этого громкого крика войско богов стало бегать беспорядочно туда и сюда, словно взрываемые и бросаемые океаном./164/
Увидев богов, прибывших (туда), желая убить его, сын Агни, испустил из своего рта увеличивающееся пламя огня./165/
Им он опалил армию богов, залегшею на землю. Со своими головами, телами, блистающим оружием, ярко горящими колесницами они выглядели, словно гроздья звезд, неожиданно посыпавшихся со своих мест. Сжигаемые так, они искали убежища от Сына Агни./166-167/
Боги сказали Держателю ваджры: «О Шатакрату, выпусти ваджру»! На сказанное так, запустил ваджру в Сканду./168/
О лучший из потомков Куру, (ваджра) выпущенная им, ударилась в правый бок Сканды. От удара ваджры правый бок Сканды, великого духом ракскололся и появилось еще одно существо. Он был юн и облачен в золотые доспехи. Он держал копье (шакти) и имел божественные серьги. Он стал известен как Шакха. Он закричал таинственным, удивительным образом. Тогда разъяренный Индра снова поразил Сканду в грудь. От туда также появилось существа, подобное ему. Он стал известен как Найгамейа. Три существа начиная со Сканды с ревом набросились на Индру. Индра оставил Ваджру и со сложенными в почтении руками он попросил у него прибежища. Сканда обещал свободу от страха ему и его армии./169-173/
Вслед за этим, обрадованные боги заиграли на музыкальных инструментах. От удара, произведенного ваджрой родились чрезвычайно могущественные дочери (девушки)./174/
Едва родившись, эти грозные дети сражу же понесли во чреве. Этих матерей-детей (шишуматри) было семь: Каки, Хилима, Рудра, Вришабха, Ауа, Палала и Митра. Кумара, набравшись силы и бодрости от этих (матерей) стал чрезвычайно огромным. Сын, рожденный по благословению Сканды был ужасающий Лохитакша. Так появился этот таинственный сонм матерей Сканды (именуемых) героической восьмеркой (вираштака).Этот сонм следует всегда почитать с преданностью, это приносит мир и спокойствие после избавления от всех видов омрачений (апасмара). Шри (богиня процветания) воплотившись телесно, приблизилась и служила Сканде, обладавшему золотыми доспехами и ожерельями, облаченному в красные одежды и сияющему юностью, лучшему во всех трех мирах. Шри сама припала к нему и поклонилась./175-179/
Все боги поклонились ему, когда Шри, склонившись, сказала: «О златотелый владыка! Будь благодетелем всем мирам. Да станешь ты Индрой на благо трех миров»./180-181/
Сканда сказал:
О прекрасные боги! Что будет делать Индра для всех миров? Как Сурешвара будет всегда защищать сонмы богов?/182/
Боги сказали:
Индра наделяет все живые существа силой, величием, потомством и счастьем. Сурешвара наделяет разумом и всем, что за ним следует./183/
Он забирает (все) у тех, кто злобен в своих деяниях, и он наделяет (всем) тех, кто привержен благим делам. Могучий в своих деяниях, он наставляет и повелевает всеми живыми существами./184/
Он становится солнцем, когда нет солнца, он становится луной, когда нет луны. Он станет огнем и ветром, для (поддержания) жизни на земле. Вот, что должен делать Индра. Индра потерял силу и могущество, о, Герой. Будь нашим Индрой. Убей Тараку. Поклонение тебе!/185-186/
Индра сказал:
О Могучий, о, Сильнорукий, будь Индрой и принеси всем нам счастье, о Сканда. Я склоняюсь перед тобой и молю: убей Тараку и спаси нас./187/
Сканда сказал:
Ты один правишь тремя мирами, да останешься ты единственным Индрой. Я выполню обязанности Индры, но положения Индры не хочется мне. Ты — единственный Владыка. Процветания тебе! Ты — царь трех миров, равно как и мой царь. О Шакра, скажи мне, какое твое повеление исполнить?/188-189/
Индра сказал:
Если сказанное тобой правда, о Могущественный, займи место предводителя богов./190/
Сканда сказал:
Ради уничтожения Данавов, ради обретения целей богов, ради коров и брахманов да исполнятся твои слова!/191/
Когда это было произнесено, среди богов и всех живых существ возник сильный шум. Он наполнил все три мира. Прославив его, прокричав «победа тебе» они заиграли на музыкальных инструментах и начали танцевать. Они прославили его и устроили рукоплескание. От этого шума Дочь гор пришла в изумление и спросила Шанкару: «Откуда этот шум?»/192-194/
Рудра сказал:
Это различные слова хвалы радостных богов, слышимые тобой, поскольку тобою рожден сын. О, Благая, Твой сын утрет слезы небожителей, целомудренных женщин, коров и брахманов./195-196/
На сказанное так, Богиня захотела увидеть его. Поскольку у Шанкары вспыхнуло великое чувство любви к своему сыну, Бхава сел на быка, вместе с богиней и в сопровождении ганов прибыл в великом воодушевлении, желая увидеть своего сына./197-198/
Затем Праджапати Брахма сказал Махасене: «Иди, вперед, встречай твоего Отца Махадеву и твою Мать, о Владыка. Твое рождение произошло от смешения семени их обоих.» Сказав: » Да будет так», Махасена, бесстрашная душа, почтил своего Отца Махешваруи свою Мать. Парвати и Парамешвара долго обнимали своего сына и благословили его. Они были чрезвычайно счастливы. Обрадованный Шанкара вручил ему Сущностное совершенство (сиддха сара), Богиня, радостная и удовлетворенная даровала ему Освобождение от пракрити. В это время туда прибыло шесть богинь (жен риши)./199-203/
Они были покинуты мудрецами, и обратились к нему говоря: «О сын». Парвати сказала: «Это мой сын, а не ваш.» Сваха сказала: «Мой», Агни также сказал: «Мой», Рудра сказал «Мой», божественная река (Ганга) также сказала: «Мой». Они спорили и пререкались друг с другом, ведь любовь к сыну очень могущественна, о Сын Притхи. Что как не она заставляет так поступать?/204-206/
Господь, смеясь сказал им: «Возражения не подходят. Гуха — сын всех вас. Изберите дар от меня»./207/
Шесть богинь сказали: «Да будем мы вечно на небесах.» Гуха сказал: «Да будет так». Затем Шакра сказал:/208/
«Соперница Деви (звезда) абхиджит являщаяся младшей сестрой рохини постоянно соперничала с ней, о Сканда, поскольку она желала заполучить положение старшей и особое место. От этого даже я пришел в замешательство. Поэтому, помести ее на подобающее место». Когда он сказал: «Да будет так», Криттики (Плеяды) отправились на небеса, а звезда Абхиджит засияла так, словно у нее семь голов. У этой звезды божество — Вахни. Затем Сваха сказала ему: «Я не любима Агни, Обладателем великого пламени. Поэтому, благослови меня его любовью и расположением, чтобы быть постоянно с ним.»
Сканда сказал:
Когда брахманы будут совершать возлияния хавйа и кавйа священному огню, они будут подносить их с твоим именем. Твоя обитель будет всегда с ним. Агни попросил доли в жертвоприношении и сыновей. (Сканда) сказал: «Отныне ты обретешь долю в жертвоприношении. Другие сказали: «Ты будешь считаться нашим сыном». «Да будет так» — ответил им Сканда, поскольку (для них) это было редкой (заслугой). Затем все йогины, Санака и прочие, собравшись вместе, короновали его на горе как владыку всех йогинов./212-215/
Поэтому, йогины именуют его Йогешвара. Обрадованные боги заиграли на различных музыкальных инструментах./216/
Вместе с ним, (Скандой) была коронована гора Швета, сияющая словно прекрасное восходящее солнце со множеством лучей./217/
Затем. Девы, Гандхарвы и Апсары начали танцевать. Слышались громкий шум всех радующихся живых существ. Вся вселенная вместе с Индрой, собравшись на горе Швета не могла насытиться зрелищем ликующего Сканды./218-219/
Такова в «Сканда пуране», в первом разделе, второй части «Кумарика кханде», двадцать девятая глава, именуемая «Кумара становится предводителем армии и история Арбуды».
Глава 30
Посвящение Сканды в предводители
Нарада сказал:
Затем, вместе с богами, Сканда спустился с вершины горы Швета. Для того чтоб убить Тараку, он отравился на юг./1/
О, Сын Панду, после этого, Сын Паваки (Сканда) был коронован и наделен властью господствовать над всеми духами и приведениями на берегу реки Сарасвати. С помощью богов, он стал владыкой Грахов, Упаграхов, Ветал, Шакини, Унмад, Апасмаров и Пишачей./2-3/
Это было сделано для защиты от духов и прочих и предотвращения дурного влияния от пересечения ими границы. Поэтому, тот кто подвержен им, должен принять прибежище у Сына Паваки. Грахи и прочие избегают тех, кто сдерживает чувства, и никогда тех, чьи органы чувств блуждают и не управляемы, кто всегда чист и не ленив и вял, кто благ и является преданным Сканды. Они погибают, заметив даже из далека того, кто предан Махешваре или Нарайане./4-6/
Затем Гуха отправился вместе со всем богами на берег Махи. Там он услышал о величии Махи, поведанном богами. Сканда был изумлен и поклонился реке. Затем, боги во главе с Шакрой поклонились Гухе, который расположился на южном берегу, и расположившись там, сказали такие слова:/7-9а/
О Сканда, войско не обретет счастья и радости без безгрешного Предводителя, поставленного должным образом. Поэтому, дозволь нам посвятить тебя святыми и благоприятными водами Махи и океана. Мы обольем тебя этими водами, взгляни на нас в этом месте. Как след слона покрывает следы других (животных), также все святые места и места паломничества пребывают в водах Махи и океана. Как Трехокий Господь прославляется среди всех живых существ, также место впадения Махи в океан прославляется среди всех святых мест. Как полуженская форма Рудры наделяет всем, также, о Сканда тот, кто подносит подношения предкам в этом святом месте с чувством преданности, без