сомнения, благо будет такое же, как от подношения возлияний во всех святых местах. То, что вода здесь соленая, не должно смущать. Как различные травы и прочее, горькие и вяжущие, съедаемые коровой образуют сладкое молоко, также вода здесь дает радость и удовлетворение Питри./9в-16/
Когда боги говорили так, мудрец Капила провозгласил: «Это — правда, о Сын Умы, Махи сравнима со всеми святыми водами. Кардама (мой отец) и я поняли великие свойства этой тиртхи. Я оставил все (другие части) земли и остался здесь, поместив сюда свою обитель./17-18/
Затем Махешвара сказал: «Сказанное богами истина». Брахма и другие сказали ему: «Здесь ты будешь нашим предводителем раз и навсегда. О, Герой, мы совершим твое священное кропление. Повелевай нами». Вслед за этим были собраны все принадлежности для обряда посвящения, согласно (указаниям) шастр. Четыре главных жреца (ритвика) Брахма, Капила, Брихаспати и четвертый Вишвамитра совершили обряд хомы, освятив огонь мантрами./19-22/
Там было сотни других мудрецов знающих Веды. Там, о Потомок Бхараты, Махадева совершил чудо./23/
Он явился в форме лингама, пребывающего посредине огненной ямы. Господь принял форму линги, чтобы выразить: «Это Я всегда пребываю в огне, принимая жертвенное возлияние (хавис).» Боги с великой радостью поклонились этому бесценному лингаму./24-25/
Он уничтожает все грехи, о Сын Притхи и наделяет всеми желанными благословениями. По окончании хомы, Сканде было предложено Хималайей прекрасное сидение, украшенное божественными драгоценностями и украшениями. Сканда сел на это благоприятное сиденье. Вслед за этим, боги как подобает окропили водой Кумару, сына Шанкары (коронуя его предводителем)./25-28а/
Индра, Великодоблестный Вишну, Брахма, Рудра, все планеты, начиная с Солнца, два бога, Агни и Ваю,Адитйи, Васу, Рудры. Садхйи, два Ашвина, Вишведевы, Маруты, Гандхарвы, Апсары, божественные риши, брахмариши, Валакхилйи, Маричапы, Видйадхары, Сиддхи с йогическим могуществом, мудрецы: Пуластья, Пулаха и другие, Предки. Кашьяпа, Атри, Маричи, Бхригу, Ангирас, Дакша, Ману, созвездия, сезоны, реки в воплощенных формах, такие как Махи и прочие, океаны, начиная с соленого океана, святые места, начиная с Прабхасы, Земля, стороны света, деревья, горы, Матери, начиная с Адити, совершившие для Гухи особые благоприятные церемонии, змеи во главе с Васуки, Гаруда и Аруна, Варуна, Дханада, Яма с окружением, Ракшасы, Нртти, Преты, Кравйады, Дхарма, Брихаспати, Капила, Вишвамитра и другие, сонмы богов, бесчисленные, чтобы быть указанными. Все они с радостью совершили обряд кропления водой над Гухой на берегу Махи./28в-37а/
Вслед за этим, Пашупати дал ему грозную армию, состоявшую из одних Бхутов. Она производила громкий шум и была способна поколебать гордость богов, Дайтьев и прочих. Вишну дал ему гирлянду Ваджайанти, которая увеличивала силу./37в-38/
Ума, Чей блеск был подобен солнцу, подарила два не загрязняемых одеяния. Ганга поднесла ему прекрасный божественный сосуд (камандалу), происходящий от амриты./39/
Великая река Махи вместе с океаном с великой радостью поднесла четки на шею. Брихаспати дал Кумаре посох./40/
Гаруда дал своего любимого сына Маюру (павлина), имевший хвост в виде разноцветного пучка. Аруна дал ему петуха Тамрачуду./41/
Варуна дал ему козла наделенного силой и доблестью. Брахма подарил ему оленью шкуру, позволяющую одерживать победу (в споре) и способствующую священному знанию. Он дал ему четырех помощников, имевших великую доблесть и мастерство. Это были его умом рожденные сыновья: Нандисена, Лохитакша, Гхантакарна, и четвертый, известный под именем Кусумамалин. Затем, Господь Стхану (Шива) дал ему своего великого паршаду (по имени) Крату./42-44/
В прошлом, во время битвы между богами и Асурами, этот разгневанный помощник убил своими руками четырнадцать миллионов злодеев-Дайтьев./45/
Яама дал ему двух помощников, подобных Яме и Кале, обладавших доблестью и великим блеском. Это был Унматха и Праматха./46/
О Сын Притху, радостный Сурья дал своих помощников, Мани и Сумани, подобных вершине Кайласы, обладавших белыми ароматными гирляндами./48/
Агни дал ему (своих двух) великосильных помощников, Джваладжихву и джйоти. Широкошагающий Вишну дал Сканде трех помощников, обладавших великой силой: Паригху, Балу и Бхиму. Васава, губитель вражеских полчищ дал Сыну Махеши двух помощников, Уткрошу и Панчаджу, вооруженных ваджрой и дубинкой. В прошлом эти двое убили в битве множество врагов Махендры. О лучший среди потомков Бхараты, радостные Ашвины дали Сканде (двоих помощников) которые были знатоками Аюрведы; Вардхану и Бандхану./49-52/
Ваю дал двух помощников с огромными ртами и великим могуществом: Балу и Атибалу./53/
Господь Варуна дал воинов Гхасу и Атигхасу, о Сын Притхи. Химаван дал Сыну своей Дочери (двух помощников), великих духом Суварчаса и Ативарчаса. Меру дал Канчану и Мегхамалина. Радостный Виндхйа дал сыну Свахи двух великолепных помощников; Уччриту и Атишрингу, которые были великими бойцами на камнях./54-56/
Океан в сопровождении реки Махи дал двух геройских помощников, вооруженных железными палицами: Самграху и Виграху./57/
Прекрасная Парвати, благая видом, дала сыну Агни Унмаду, Пушпаданту и Шанкукарну./58/
Супарна дал сыну Джваланы (Агни) двух помощников: Джайю и Махаджайю, двух змеев, лучших среди могучих воинов./59/
Так, Садхйи, Рудры, Васу, Питри и все другие, лучшие в мире дали помощников Сканде./60/
Они были чрезвычайно могущественны, разных сил возможностей. Они обладали различными видами оружия и украшений. Они также были бесчисленны, что бы быть перечисленными, о Пхалгуна./61/
Матери дали господу сонмы матерей, которые были очень благоприятны, от которых произошли все три мира, включающие движущиеся и неподвижные существа.
Прабхавати, Вишалакши, Гопала, Гонаса, Апсуджата, Брихадданди, Калика, Бахупутрака, Бхайанкари, Чакранги, Тиртханеми, Мадхави, Гитаприйа, Алатакши, Чатула,Шаламбхамукхи, Видйутджихва, Рудракали, Шатолукхаламекхала, Шатагхантакинкиника, Чакракши, Чатваралайа, Путана, Родана, Ама, Котара, Мегхавахини, Урдхвавенидхара, Джарайус, Джарджаранана, Кхантакхети, Дахадаха, Дхамадхама, Джайа, Бахувени, Бахушира, Бахупада, Бахустани, Шатолукамукхи, Кришна, Карнаправарана, Шунйалайа, Дханйаваса, Пашуда, Дханйада, Сада; эти и множество других Матерей (было предоставлено ему), о Лучший из потомков Бхараты. Посколькуони бесчисленны, я не могу перечислить их./63-69/
Они обитали на деревьях и дворах, их обители были на перекрестках четырех дорого, они жили в пещерах и местах сожжения трупов, их постоянными местами обитания были горы, водопады и бельма. У них были различные одежды и украшения, они принимали различные формы, говорили на разных языках и были вооружены различными видами оружия. Они окружили Гуху./70-71/
Затем, прославленный Гуха просиял, подобно еще одному Гухе. Он был коронован и провозглашен предводителем различными богами и мудрецами. Сын Агни смиренно поклонился всем с Брахмой и Бхавой во главе, и сказал им: «Да будет выбрано благословение»./72-73/
Такова в «Сканда пуране», в первом разделе, второй части «Кумарика кханде», тридцатая глава, именуемая «Посвящение Сканды в предводители».
Глава 31
Поход Сканды против города Таракасуры
Нарада сказал:
Выказав благословение Гухе, они обратились к нему за благословением: «Одно благословение может быть для нас, убей греховного Тараку»./1/
Сказав им: «Да будет так», Враг Тараки, наделенный великолепием пришпорил павлина говоря: «йога, йога»./2/
Держа в руке копье (шакти), Гуха прокричал и затем заверил богов: «О прекрасные боги, если я не убью сегодня грешного Тараку, несомненно, я обрету положение того, кто слаб и непочтителен к коровам и брахманам». Когда это было торжественно обещано им, раздался громкий шум./3-4/
По приказу Шараджанмана (Сканды рожденного в лесной чаще), они крикнули: «йога, йога!». Сын Парвати, облаченный в два не загрязняемых одеяния, встал во главе всех богов, радостно двинувшихся (вперед). Его флаг, украшенный великолепным знаком петуха прекрасно сиял./5-6/
По ходу битвы, он мог своими ногами смести горы, в его руке сверкала гухашакти (копье Гухи). Оно было любимо всеми живыми существами и было полно неподвижного света и чрезвычайной силы. Его тяжесть была (известна) во всех мирах и доспехи его были такими же./7-8/
Из тела господа (Гухи), великого героя, готового сражаться исходили Дхарма, правдивость, отсутствие заблуждения, великолепие, прибежище, невредимость, власть, мастерство и милость. Сложив руки (в почтении) они все предстали перед Господом, великой душой, готовые выполнить его повеления./9-10/
Когда он выдвинулся вперед, Господь Хара вместе с Парвати следовали рядом с ним в колеснице цвета солнца./11/
Колесница была играючи построена Самим Господом Харой. В эту прекрасную колесницу было впряжено тысяча львов./12/
О тигр среди людей, сам Брахма держал вожжи. Львы этой прекрасной колесницы обладали прекрасными гривами, двинувшись вперед, они громко зарычали, выглядя, словно готовые выпить небо, устрашая движущихся и неподвижных существ. Сидя в этой колеснице вместе с Умой, Пашупати сиял подобно солнцу, окруженному облаками и радугой, украшенный полосами света. Перед ним следовал Дханеша, Кубера, Наравахана вместе с Гухйаками. Он защищал прекрасную цветочную колесницу (пушпака). Восседая на Айравате, Шакра (Индра) вместе с богами следовал рядом за Быкознаменным Господом, Подателем благ./13-16/
Справа от Него ехали боги и Маруты, сражающиеся различными способами, вместе с Васу в сопровождении Рудр. В сопровождении Мритью, окруженного со всех сторон ужасными болезнями, с левой стороны ехал Яма. Позади Ямы ехал грозный белый трезубец Рудры, по имении Виджайа. Он имел три зубца и был сделан Самим Рудрой. Позади него ехал Варуна, владыка вод с грозным арканом. Его окружали сотни различных водных животных. Остро заточенное копье Рудры ехало позади Виджаи, в окружении прекрасного оружия, начиная с палиц, железных дубин, шакти и прочих./17-22а/
Великое оружие Пашупата следовало за остро заточенным копьем, о Сын Притхи. У него была только одна нога, но оно было чрезвычайно грозным, со множеством голов и животов. Позади него ехал камандалу (сосуд отшельников), которому служили сонмы великих мудрецов. Справой его стороны ехал посох, окруженный славой и великолепием. Его сопровождали Бхригу и Ангирас и почитали боги. Ракшасы, другие боги, Гандхарвы. Змеи, реки, большие и малые, океаны, риши, толпы апсар, созвездия, планеты, Матери, движущиеся и неподвижные существа следовали за великим Господом и были разгневаны. Позади всех находился мудрый Хари, восседавший на Таркшье (Гаруде). Он охранял всю армию окруженную его собственной свитой. Так, сопровождаемый армией сына, Трехокий Господь прибыл к северному берегу. Он построил ледяной вал и разместился на нем./22в-28/
Увидев процветание и исключительную славу города Тараки, Махасена изумился, и похвалил мощь его аскезы./29/
Сидя на своем павлине и оглядывая (все вокруг) под зонтом, который держали над ним, Гуха сиял светом подобно луне./30/
Лучезарного господа опахивали опахалами Ваю и Агни. Его окружала собственная свита и сонмы помощников, данных Матерями и богами./31/
Затем, посреди богов Шакра поклонился ему и сказал такие слова: «О Махасена, гляди, гляди (на армию) могущественных дайтьев, для которых ты не постижим, подобно людям, погруженным в (суету) домохозяйства. Следует послать гонца в их обитель. Пусть он сообщит о тебе Тараке. Так принято среди героев, это придает славу великим мужам». С позволения Господа, о Дхананджайа, он повелел мне и послал меня к предводителю Асуров. Он посчитал меня годным выполнить обязанность вестника. Я же желал идти, и был послан Шакрой (к Тараке). В его дворце, среди тысяч женщин, я сказал (ему) так: «О подлый Асура, о злонравный демон, слушай, что говорит тебе Шакра»./32-36/
О Данава, великий грех совершен тобой мучением и терзанием вселенной. Я уничтожу этот твой грех сегодня. Если ты — мужчина, о грешнейший, то выходи! Если ты