Скачать:PDFTXT
Критика и публицистика

«кривого и безрукого инвалида», печатавшихся на страницах «Сына отечества» с 29 декабря 1819 г. до середины февраля 1820 г. На последней странице рукописи сохранилась заметка Н. И. Гнедича: «Пьеса, писанная А. Пушкиным, когда он приволакивался, но бесполезно, за Семеновой, которая мне тогда же отдала ее». После слова «Пьеса» рукою М. Е. Лобанова (см. о нем стр. 497) вписано: «вообще сумасбродная». Заметки Пушкина, явно не рассчитанные в настоящей их редакции на печать (судя по вольности интимно-бытовых суждений об актрисах и актерах и по характеру упоминаний о сановных абонентах «первых рядов кресел» и о «флигель-адъютантах его императорского величества»), предназначались, вероятно, для одной из очередных литературно-театральных дискуссий в кружке «Зеленая лампа». Упоминание о читателе, который «пробежит» эти замечания, «не заботясь, по какому поводу я их написал и напечатал» — имело в виду несостоявшуюся переработку рукописи. Возможно, что Пушкин вручил свои «Замечания» Е. С. Семеновой под впечатлением известий об ее уходе со сцены 17 января 1820 г.

Семенова Екатерина Семеновна (1786-1849) — трагическая актриса, дебютировавшая в 1803 г. и окончательно ушедшая со сцены в 1826 г. Восторженные упоминания о ней Пушкина см. в первой главе «Евгения Онегина» (строфа XVIII) и в наброске «Все так же ль осеняют своды…» (т. 1, стр. 486).

Лужнический пустынник. — М. Т. Каченовский (о котором см. стр. 24 и 297) в своих анонимных литературно-критических статьях ссылался на свое местожительство — Лужницкая Слободка, за Девичьим полем в Москве.

Должно ли укрываться в чухонскую деревню… — Намек на Н. И. Гнедича, опубликовавшего в «Сыне отечества» 1816 г. критический разбор баллады Жуковского «Людмила», в котором последняя сравнивалась с «Ленорой» Бюргера и «Ольгой» Катенина. Статья сопровождалась обозначением адреса анонимного автора: «СПб. губернии деревня Тентелева».

Ужели, наконец, необходимо… прикинуться кривым и безруким инвалидом… — Намек на «Письмо к издателю», опубликованное за подписью В. Кл-нов в «Сыне отечества» от 29 декабря 1819 г., Э 52. В этом письме высокая оценка мастерства французских актеров, выступавших в Петербурге, перемежалась ироническими замечаниями о русской сцене. О себе автор статьи заявлял: «Для подкрепления беспристрастия моего скажу, что пишу письмо сие левою рукою, ибо правая осталась на Бородинском поле, гляжу на бумагу одним правым глазом, ибо левый закрылся навсегда на высоте Монмартра!» Письмо это (его автором, вероятно, был Р. М. Зотов) вызвало бурю в литературно-театральных кругах и оживленную полемику о русском театре на страницах «Сына отечества» (1820, Э 1, 2, 4-6).

Бездушная актриса Жорж — Жорж-Веммер Маргарита Жозефина (1786-1867) французская трагическая актриса, гастролировавшая в России в 1808-1812 гг.

…измеренные строки Лобанова… — Е. С. Семенова выступала в роли Клитемнестры в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде», примитивно-ученически переведенной в 1815 г. М. Е. Лобановым. О нем см. стр. 497.

Валберхова — Вальберхова Мария Ивановна (1788-1867) — актриса, ученица кн. А. А. Шаховского. Дебютировала в трагедиях, с 1815 г. перешла на комедийные роли. Пушкин вспоминает о ее выступлениях в «Дидоне» Княжнина, в комедии Дефоржа «Ревнивая жена», в «Мизантропе» Мольера, в «Нечаянном закладе» Седена, в «Пустодомах» Шаховского.

…Колосова, явилась недавно на поприще Мельпомены. — Колосова (впоследствии Каратыгина) Александра Михайловна (1802-1880) — драматическая актриса, дебютировавшая 16 декабря 1818 г. в трагедии Озерова «Эдип в Афинах». Пушкин посвятил ей строки в послании «Катенину» («Кто мне пришлет ее портрет…», 1821). См. также эпиграмму на нее — «Все пленяет нас в Эсфири…» (1819).

Filiae pulchrae mater pulchrior. — Неточная цитата стиха Горация (кн. 1, ода XVI).

Наконец, в ее бенефис, когда играла она роль Заиры… — 8 декабря 1819 г. в пьесе Вольтера «Заира».

Кто нынче говорит об Каратыгиной… — Каратыгина Александра Дмитриевна (1777-1859) — драматическая актриса, мать знаменитых В. А. и П. А. Каратыгиных.

…с диким, но пламенным, Яковлевым… — Яковлев Алексей Семенович (1773-1817) — драматический актер, ученик И. А. Дмитревского.

По мне уж лучше пей, да, дело разумей. — Из басни Крылова Музыканты».

…из числа сих отверженных исключим Борецкого. — Борецкий (Пустошкин) Иван Петрович — драматический актер, ученик А. А. Шаховского, приятель декабриста А. А. Бестужева; дебютировал в роли Эдипа в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» 25 января 1818 г.

1) Прелестной дочери прелестнейшая мать (лат.)

2) Конечно, это не так просто сказать (франц.)

Заметки по поводу «Проекта вечного мира» Сен-Пьера в изложении Ж.-Ж. Руссо (стр. 254). Дата заметок определяется письмом Е. Н. Орловой, жены генерала М. Ф. Орлова, одного из вождей «Союза Благоденствия», от 23 ноября 1821 г., из Кишинева: «Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о всевозможных предметах. Его теперешний конек — вечный мир аббата Сен-Пьера» («Былое», 1906, Э 10, стр. 308). Заголовок в автографе отсутствует.

Аббат Сен-Пьер (1658-1743) — французский просветитель, автор политических проектов, в том числе и «Проекта вечного мира» (1716), основанного на принципах договоренности великих держав. Пушкин пользовался критическим изложением проекта, сделанным Ж.-Ж. Руссо (1760). Руссо, принимая идею «вечного мира», считал ее реально осуществимой лишь в условиях революции, без которой нельзя было бы разрешить «противоречия частных интересов» соперничающих государств. Пушкин, опираясь на суждения Руссо, усматривал в революционной ситуации 1821 г. возможность близкого осуществления принципов «вечного мира».

…un croyant de protestantisme… — В автографе Пушкина эти слова даны в сокращенной записи, расшифровка которой является очень условной. См. об этом в статье М. П. Алексеева «Пушкин и проблема «вечного мира» («Русская литература», 1958, Э 3, стр. 17-20).

«Ce qui est utile… a l’humanite» — Эта цитата, отсутствующая в автографе Пушкина, условно включена в заметку как наиболее вероятная.

…mais qu’on nous rend un Henri IV et un Sully… un projet raisonnable… — Руссо имел в виду так называемый «великий план» короля Генриха IV и его министра герцога Сюлли, предлагавших создать союз христианских монархов Западной Европы, направленный против Турции, агрессия которой являлась в то время постоянной угрозой миру.

1) 1. Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны, так же, как им стало ясно рабство, королевская власть и т. п. Они убедятся, что наше предназначениеесть, пить и быть свободными.

2. Так как конституции, — которые являются крупным шагом вперед человеческой мысли, шагом, который не будет единственным, — необходимо стремятся к сокращению численности войск, ибо принцип вооруженной силы прямо противоположен всякой конституционной идее, то возможно, что менее чем через 100 лет не будет уже постоянной армии.

3. Что касается великих страстей и великих воинских талантов, для этого останется гильотина, ибо общество вовсе не склонно любоваться великими замыслами победоносного генерала: у людей довольно других забот, и только ради этого они поставили себя под защиту законов.

Руссо, рассуждающий не так уж плохо для верующего протестанта, говорит в подлинных выражениях: «То, что полезно для народа, возможно ввести в жизнь только силой, так как частные интересы почти всегда этому противоречат. Несомненно, идея вечного мира в настоящее время весьма абсурдный проект; но пусть вернутся Генрих IV и Сюлли, и вечный мир станет снова разумной целью; или точнее: воздадим должное этому прекрасному плану, но утешимся в том, что он не осуществляется, так как это может быть достигнуто лишь средствами жестокими и ужасными для человечества». Ясно, что эти ужасные средства, о которых он говорил, — революция. Но вот они настали. Я знаю, что все эти доводы очень слабы, и свидетельство такого мальчишки, как Руссо, не одержавшего ни одной победишки, не может иметь никакого веса, но спор всегда хорош, так как способствует пищеварению; впрочем, он еще никогда никого не убедил (франц.)

О русской прозе (стр. 255). Статья, самим Пушкиным не озаглавленная и обрывающаяся на полуслове, датируется 1822 г.

Д’Аламбер сказал однажды Лагарпу… — Рассказ этот взят Пушкиным из предисловия Кювье к первому тому Полного собрания сочинений Бюффона, вышедшему в свет в Брюсселе в 1822 г. Однако, назвав собеседником Д’Аламбера Лагарпа, Пушкин ошибся: во французском подлиннике говорится о писателе А. Ривароле (1753-1801).

Д’Аламбер Жан (1717-1783) — французский математик и философ, виднейший представитель просветительской философии. Лагарп — см. стр. 494.

О французской словесности (стр. 257). Проспект статьи, оставшейся ненаписанной. Датируется условно 1822 г. К вопросам, затронутым в этом наброске, Пушкин возвращался многократно. См. далее статьи «О поэзии классической и романтической» (стр. 263) и «О ничтожестве литературы русской» (стр. 407). Борясь с эпигонами французского классицизма, Пушкин в то же время высоко ценил классиков XVII в. — Расина, Мольера, Лафонтена, Буало.

Катенин — пиесы в немецком роде… — Речь идет о балладах Катенина «Ольга» и «Убийца» (см. стр. 90 и 291).

…четырьмя строками оды к Дюперье… — Пушкин имеет в виду четвертую строфу оды Малерба «Утешение г-ну Дюперье по поводу смерти его дочери» (1599). Mais elle etait du monde, o les plus belles choses

Ont le pire destin:

Et Rose elle a vecu ce que vivent les roses

L’espace d’un matin.

Перевод:

Но она была из мира, где лучшее

Имело худшую судьбу:

И — роза — она жила столько, сколько живут розы

Лишь одно утро.

Менар (1582-1648), Ракан (1598-1670), Вуатюр (1598-1648) — французские салонные поэты XVII в. Руссо Жан-Батист (1670-1741) — французский поэт. Пушкин ценил только его эпиграммы.

О причинах, замедливших ход нашей словесности (стр. 257). Несколько строк из этого чернового наброска Пушкин использовал в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (см. стр. 14).

В начале апреля 1824 г. Пушкин писал Вяземскому: «Читая твои критические сочинения и письма, я и сам собрался с мыслями и думаю на днях написать кое-что о нашей бедной словесности, о влиянии Ломоносова, Карамзина, Дмитриева и Жуковского. Авось и тисну…» (см. т. 9). Набросок Пушкина непосредственно связан с «Взглядом на русскую словесность в течение 1823 г.» А. А. Бестужева («Полярная звезда на 1824 г.»). Отмечая «страсть к галлицизмам», охватившую «все состояния» после Отечественной войны, Бестужев заключал: «Следствием этого было совершенное охлаждение лучшей части общества к родному языку и поэтам, начинавшим возникать в это время, и, наконец, совершенное оцепенение словесности в прошедшем году . О прочих причинах, замедливших ход словесности, мы скажем в свое время». На мысли Бестужева Пушкин откликнулся в третьей главе «Евгения Онегина» (рукописная редакция XXXI строфы).

Об этом же Пушкин писал Вяземскому 13 июля 1825 г. (см. т. 9) и в повести «Рославлев» (см. т. 5).

…в стране моей родной… книги ни одной. — Цитата из сатирического «Послания к кн. С. Н. Долгорукову, российскому министру в Голландии» Д. П. Горчакова.

Примечания к поэме «Цыганы» (стр. 259). Эти примечания, датируемые по их месту в рукописях Пушкина 1824 г., написаны были в

Скачать:PDFTXT

"кривого и безрукого инвалида", печатавшихся на страницах "Сына отечества" с 29 декабря 1819 г. до середины февраля 1820 г. На последней странице рукописи сохранилась заметка Н. И. Гнедича: "Пьеса, писанная