жил в III веке. Тем не менее между неоплатоническим и гностическим учениями есть явные элементы сходства. Единство и множество, Бог и мир, монизм и дуализм — всё это интересовало гностиков так же, как и неоплатоников. Правда, разгадки этих сложнейших проблем, предлагавшиеся ими, были иными — по сравнению как с неоплатонизмом, так и с христианством. В частности, обеим последним системам присущ онтологический оптимизм, позитивный взгляд на мир. Совсем наоборот у гностиков: их взгляды пессимистичны и проникнуты негативизмом. Многогранный мир, отделившись от единого Бога, тем самым стал обителью зла (предлагалась и более экзотическая версия: напротив, мир благ, а Бог — его противоположность — зол). На научном языке это формулируют так: «Специфичным для гностицизма является антикосмический дуализм: мир предельно удален от Бога и есть его антипод… Гностики помещают между Богом и миром серию ипостасей (у Василида, например, число их доходит до 365), функция которых заключается не в том, чтобы соединить идеальное и материальное (как в неоплатонизме), а, наоборот, разделить их»[188].
Как было только что отмечено, возникновение гностицизма хронологически предшествовало появлению неоплатонического учения. В трудах Плотина гностики уже точно упоминаются. В связи с этим возможно даже, что как раз неоплатонизм сложился не без воздействия гностицизма, а не наоборот. Плотин был родом из Египта, а в этом регионе гностические настроения пользовались особой популярностью. Но если гностицизм произошел не от неоплатонизма, то, может быть, при его становлении сыграл какую-то роль непосредственно неопифагореизм — главный предмет нашего интереса в данной подглавке? Такую возможность отрицать нельзя, хотя, кажется, она всерьез в науке не рассматривалась. Неопифагореизм, напомним, существовал уже с I века до н. э.
Гностицизм и писания его представителей были рано осуждены христианским богословием как злейшая ересь. Совсем другое дело — такой своеобразный, интереснейший памятник, как «Ареопагитики». Это цикл теологических трактатов, содержание которого отчетливо неоплатоническое, но который парадоксальным образом не только не отвергается христианской Церковью, а, напротив, признается весьма авторитетным в вероучительном отношении текстом.
Дело в том, что, когда создавались «Ареопагитики» (в V — начале VI века), их автор поставил под ними не свое имя, а имя Дионисия Ареопагита, видного христианского деятеля одного из самых ранних поколений (I век), первого епископа Афин. Иными словами, имя человека, жившего в ту пору, когда никакого неоплатонизма еще не было. И, понятно, трактаты, таким образом подписанные, никак не могли быть заподозрены в «еретических», неоплатонических тенденциях — весьма тонкий ход со стороны подлинного сочинителя! Он столь умело «замаскировал» свою собственную личность, что и по сей день нет однозначного ответа, кто был этот неоплатоник (большинство ученых склоняются в пользу грузинского мыслителя Петра Ивера).
Только методами филологической критики Нового времени удалось установить, когда именно были написаны его труды. Их, впрочем, так уж по традиции и продолжают называть «Ареопагитиками», а неизвестный их автор фигурирует в литературе как Псевдо-Дионисий Ареопагит. Говорится в них прежде всего о «небесной иерархии» (именно такое название носит первый и главный из трактатов этого цикла). Помнится, в бытность автора этих строк студентом МГУ один из сокурсников задал ему (понятно, в порядке «проверки эрудиции», чем мы все тогда баловались) вопрос о девяти чинах ангельских. Правильный их порядок таков (три триады): серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы. Между прочим, приведенная классификация — именно из «Ареопагитик».
Хорошо уже знакомая нам пифагорейская числовая мистика, как видим, тут сильно ощутима. Кстати, заметим в связи с этой систематизацией существ, стоящих над нами, вот еще какую закономерность. Девять чинов ангельских плюс сам Бог — получается десять. С другой стороны, три триады ангельских чинов плюс Бог — получается четыре. Десятка (декада), плавно перетекающая в четверку (тетрактиду), и наоборот. Чистый Пифагор! Даже боимся далее рассуждать в духе этой диалектики, дабы не коснуться самой сущности «сияющего мрака», как великий богослов Григорий Нисский (IV век) определял саму сущность непознаваемого Бога.
Кстати, не случайно мы упомянули здесь Григория Нисского. Он, а также его брат Василий Великий и их общий друг Григорий Богослов (иначе Григорий Назианзин) — эта великая «каппадокийская тройка» — с полным основанием слывут столпами «христианского неоплатонизма»[189]. Иными словами, их взгляды — подчеркнем, по своему духу не просто абсолютно христианские, но, скажем так, основополагающе-христианские (в частности, вся теология православия незыблемо держится на основах, заложенных святым Василием, двумя святыми Григориями и развивавшими их мысли последователями уже византийского времени, такими как Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и др.), — подверглись весьма сильному неоплатоническому (а значит, и пифагорейскому) влиянию.
…Годы и века продолжают сменять друг друга. Пифагор в нашем восприятии по-прежнему существует в «двух ликах». Рационалист — и мистик. Ученый — и таинственный пророк. От этого уж, видимо, никуда не деться. С одной стороны, это человек, чьи портреты — как автора известной теоремы — висят в школьных кабинетах математики. Портреты, заметим, чисто условные: никто сейчас не знает, как Пифагор выглядел, никаких его прижизненных изображений не сохранилось, да их и не было. Правда, для математиков Пифагор — автор «скорее почитаемый, чем читаемый», тем более что и читать-то нечего: он, как мы знаем, ничего не писал (в отличие, например, от Евклида, который бок о бок с Пифагором красуется на стенах тех же математических кабинетов, но притом является автором прекрасно сохранившихся трудов).
С другой стороны, Пифагор — это та фигура, которая в силу своей загадочности неизменно привлекала и привлекает, вплоть до нашего времени, адептов любых оккультно-магических учений. В теософии Е.П. Блаватской, метафизическом традиционализме Рене Генона и других подобных «системах» самосскии мудрец, естественно, предстает в качестве одного из «великих посвященных», вечных учителей человечества, раскрывших ему трансцендентные тайны. И эта двойственность образа нашего героя, присутствовавшая уже в представлениях его ближайших последователей (а пожалуй, даже и современников, лично знакомых с ним), никуда не ушла и никуда не уйдет. Как бы то ни было, ясно, что Пифагор — среди тех деятелей мировой культуры, которые действительно, в полном смысле слова остались в веках.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПИФАГОРА, А ТАКЖЕ С СУДЬБАМИ ЕГО УЧЕНИЯ
VIII—VI вв. до н. э. — архаическая эпоха истории Древней Греции. Интеллектуальная революция, рождение «греческого чуда». Великая колонизация. Освоение греками Южной Италии.
VI в. до н. э. — начало складывания традиции о «Семи мудрецах». Возникновение философии. Появление орфизма и других мистических учений.
Около 570 г. до н. э. — на острове Самос родился Пифагор, сын Мнесарха.
Середина VI в. до н. э. — Пифагор учится у Анаксимандра, Ферекида и др., затем путешествует по Востоку. Творческая деятельность Ройка и Феодора на Самосе.
546 г. до н. э. — установление персидского владычества над греческими городами Малой Азии.
Около 538 г. до н. э. — начало тирании Поликрата на Самосе.
Около 530 г. до н. э. — переселение Пифагора с Самоса в Кротон. Основание пифагорейского союза. Женитьба Пифагора на Феано (?).
510 г. до н. э. — война Кротона с Сибарисом, победа кротонских пифагорейцев под командованием Милона.
500-е гг. до н. э. — заговор Килона, первый погром пифагорейцев в Великой Греции. Пифагор бежит из Кротона.
497 г. до н. э. — Пифагор скончался в Метапонте.
Рубеж VI— Vвв. до н. э. — время жизни и деятельности философов, на взгляды которых Пифагор непосредственно повлиял: Ксенофана, Парменида, Эмпедокла, Алкмеона Кротонского.
Около 450 г. до н. э. — новый крупный погром пифагорейцев в Великой Греции. Бегство Филолая и некоторых других видных представителей школы из Южной Италии.
399 г. до н. э. — пифагорейцы Симмий и Кебет присутствуют при казни Сократа в Афинах.
388 г. до н. э. — первый визит Платона в Великую Грецию, его близкое знакомство с пифагорейским учением.
Около 380—375 г. до н. э. — Платон пишет диалог «Федон», свое первое пифагорейское произведение.
371 г. до н. э. — пифагореец Эпаминонд во главе фиванского войска одерживает при Левктрах славную победу над Спартой.
360-е гг. до н. э. — правление пифагорейца Архита в Таренте.
366 и 361 гг. до н. э. — второй и третий визиты Платона в Великую Грецию. Архит спасает Платона от произвола Дионисия Младшего.
350-е гг. до н. э. — диалог Платона «Тимей», его самое «пифагорейское» произведение.
Конец IV в. до н. э. — на римском Форуме установлена статуя Пифагора.
Конец IV— I в. до н. э. — упадок пифагореизма.
I в. до н. э. — появление неопифагореизма.
I в. н. э. — жизнь и деятельность Аполлония Тианского.
III в. н. э. — появление неоплатонизма на базе неопифагореизма. Диоген Лаэртский, Порфирий, Ямвлих пишут биографии Пифагора, дошедшие до наших дней.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1 / Ред., вступ. ст. В. Ф. Асмуса. М., 1975.
Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер., коммент. М. Л. Гаспарова; общ. ред., вступ. ст. А. Ф. Лосева. М., 1979.
Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000.
Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.
Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. 2-е изд. СПб., 2000.
Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001.
Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980.
Семушкин А. В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. М, 1989.
Фролов Э. Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.
ХайдеггерМ. Парменид. СПб., 2009.
Чанышев А. Н. Италийская философия. М., 1975.
Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000.
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора / Пер., коммент. В. Б. Черниговского. М., 1997.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Пифагор. Мраморная голова из Капитолийского музея. Рим
Греческая триера. Реконструкция
Остров Самос. Современный вид
Пифагор. Изображение на конторниате (медальоне) IV в. н. э.
Поликратов тоннель на Самосе
Кулачный боец. I в. до н. э.
Герайон — храм богини Геры на Самосе. Современный вид
Египетские пирамиды
Храм Аполлона в Дельфах
Флейта Пана. Пан учит Диониса играть на флейте
Эрос, играющий на кифаре
Женщина, играющая на авлове. Роспись на краснофигурной чаше. V в. до н. э.
Дионис. II в. до н. э.
Монета города Кротона
Город Кротон в Италии. Современный вид
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Ф.А. Бронников. 1869 г.
Милон Кротонский. Ж.-Б. Савье. 1763 г.
Сражающиеся гоплиты. Роспись на вазе. 520—510 гг. до н. э.
Ксенофон
Эпаминонд
Пифагор на фреске Рафаэля «Афинская школа». 1509-1511 гг.
Аполлоний Тианский
Архит Тарентский
Пифагор и Боэций. Иллюстрация из книги Гр. Райха «Маргарита философики». 1503 г.
Статуя Пифагоре на Шартрском соборе. XIII