Скачать:TXTPDF
Пифагор. Игорь Евгеньевич Суриков

времена своего расцвета Самос даже владел территориями на материке — в Малой Азии, от которой он отделен нешироким проливом.

67

К этому см.: Haas С J. Athenian Naval Power before Themistocles // Historia. 1985. Bd. 34. Ht. 1. S. 29-46.

68

См.: Shipley G. Op. cit. P. 41; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 152.

69

О событиях этих десятилетий на Самосе см.: Shipley G Op. cit. P. 49 ff.

70

Суриков И.Е. Нумизматическое свидетельство о самосской колонизации Причерноморья? // Проблемы истории, филологии, культуры. 2001. Вып. 10. С. 90-97.

71

Например: Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981. С. 5 и след.

72

Ср.: Таронян Г.А. Примечания к книге XXXIV // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 394—395.

73

В связи со временем рождения Пифагора см. также: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 53. Монография Л.Я. Жмудя является, без преувеличения, лучшим на сегодняшний день в отечественной науке исследованием о Пифагоре и раннем пифагорействе, и впредь нам неоднократно предстоит к ней обращаться.

74

Например: Dorrie H. Pythagoras (1) // Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike auf der Grundlage von Pauly’s Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft unter Mitwirkung zahlreicher Fachgelehrter. Bd. 4. Stuttgart, 1964. Sp. 1264; Сохоп А.Н. Pythagoras (1) // The Oxford Classical Dictionary. 2 ed. Oxf., 1976. P. 903.

75

Mitchell В. M. Herodotus and Samos//Journal of Hellenic Studies. 1975. II. 95. P. 75—91. He можем принять гипертрофированный скептицизм в связи с данным вопросом, проявляющийся в новейшей работе: PellingC. Herodotus and Samos // Bulletin of the Institute of Classical Studies, Univer sity of London. 2011. \ II. 54. No. 1. P. 1 -18.

76

Собственно, само современное название области — Тоскана — тоже восходит к этрускам (которых римляне называли тусками). Да и Тирренское море, омывающее это побережье Италии, наименовано в честь тех же этрусков-тирренов.

77

Хотя оно порой встречается и в авторитетных трудах. Например: Раре W. Worterbuch der griechischen Eigennamen. 3 Aufl., neu bearbeitet von G. E. Benseler. Ht. 2. Braunschweig, 1911. S. 1276.

78

См., например: Суриков И.Е. Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим материалом афинских остраконов // Вопросы эпиграфики. Вып. 3. М., 2009. С. 102—127.

79

Schaps D. The Woman Least Mentioned: Etiquette and Women’s Names // Classical Quarterly. 1977. Vol. 27. No. 2. P. 323-330.

80

См. хотя бы: Tandy D. W. Warriors into Traders: The Power of the Market in Early Greece. Berkeley, 1997.

81

В целом по вопросам образования в античной Греции см. фундаментальное исследование: Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

82

Ср.: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 51.

83

См. по этой проблематике хотя бы интересный, увлекательный очерк выдающегося русского ученого, где научность сочетается с живостью и доступностью изложения: Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб., 1907. С. 240—340.

84

Данте. Божественная комедия. Ад. IV. 131. К этому вопросу см. так же: Суриков И.Е. Сократ… С. 343.

85

О нем см., например: Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.

86

Ср.: Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000. С. 109.

87

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 28.

88

К этой проблеме см., в частности: Васильева Т.В. Афинская школа философии: Философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985.

89

Лебедев А.В. Анаксимандр // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 24.

90

См. хотя бы: Михайлова Э. Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966; Чанышев А.Н. Италийская философия. М., 1975.

91

Трубецкой С.И. Курс истории древней философии. М., 1997. С. 108.

92

Лебедев А.В. ТО AnEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель// Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39—54; № 2. С. 43—58.

93

Вопреки взглядам, высказываемым в книге: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 52.

94

О Ферекиде в отечественной историографии почти ничего не написано. Помимо подборки свидетельств в упоминавшейся выше антологии «Фрагменты ранних греческих философов», см. еще некоторые соображения о нем в работе: Перевалов С М. Древнейшее упоминание имени «Кавказ» в античной литературе // Gaudeamus igitur: Сборник статей к 60-летию А.В. Подосинова. М., 2010. С. 310-317.

95

Ср.: Лебедев А.В. Ферекид // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 691.

96

См.: Королей ков А. В., Смыков Е. В. Сулла. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»). С. 350 и след. (специально в связи с проблемой смерти Суллы).

97

Рабинович Е. Г. «Вшивая болезнь» (Смерть Суллы в биографическом предании) // Вестник древней истории. 2004. № 4. С. 21—39.

98

О них см.: Faure P. Fonctions des cavemes cretoises. P., 1964.

99

Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 60.

100

См. к этой проблематике: Kolb F. Agora und Theater, Volks- und Festversammlung. В., 1981.

101

Ср.: Shipley G Op. cit. P. 53 ff.; Лаптева M. Ю. Посвящение Эака в храм Геры Самосской (проблемы интерпретации) // MNHMA: Сборник научных трудов, посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. Казань, 2002. С. 149-156.

102

В связи со сведениями Геродота о Поликрате см., например: Mitchell В.М. Op. cit. Р. 75 ff.; Pelling С. Op. cit. P. 2 ff.

103

Оргия — древнегреческая мера длины, около 1,8 метра.

104

Стадий — основная древнегреческая мера длины, около 180 метров.

105

Греческий фут, как и английский, составлял около 30 сантиметров, греческий локоть в разных полисах варьировал (за усредненное значение можно принять около 50 сантиметров).

106

См. хотя бы: Versnel Н. S. Coping with the Gods: Wayward Readings in Greek Theology. Leiden — Boston, 2011. P. 181 ff.

107

Очень удачное описание феномена см. в фундаментальном исследовании: Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д., 1997.

108

См.: Salmon J. Lopping off the Heads? Tyrants, Politics and the Polis // The Development of the Polis in Archaic Greece. L. — N. Y, 1997. P. 32—38.

109

Osborne R. Op. cit. P. 264 ff.

110

Подробнее к этой проблематике см.: Суриков И.Е. Адам и… Адам (К вопросу о специфике тендерных ролей в условиях античного греческого полиса) // Адам и Ева: Альманах тендерной истории. 2006. № 12. С. 23-47.

111

Ср. Лисикла, «перенявшего» знаменитую Аспасию у самого Перикла после смерти последнего (Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. М., 2011. С. 74. Прим. 22).

112

Так, например, в издании: Фрагменты ранних греческих философов… С. 413.

113

Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 58.

114

Разбор подобных ситуаций см. в работе: Connor W. R. Op. cit.

115

К интерпретации эпизода см.: Суриков И.Е. Воительница Афина: Солон, Писистрат и афинское полисное ополчение в VI в. до н. э. // Мнемон. Вып. 9. СПб., 2010. С. 33 и след.

116

Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // Вестник древней истории. 1999. № 1.С. 3—7; Тумане X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 310 и след.; Boardman J. Herakles, Peisistratos and Sons // Revue archeologique. 1972. No. 1. P. 57—72; idem. Herakles, Peisistratos, and the Unconvinced//Journal of Hellenic Studies. 1989. Vol. 109. P. 158-159.

117

Mallwitz A., Schiering W. Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Teil 1. В., 1964. S. 151.

118

Фалет (не путать с Фалесом) — знаменитый греческий музыкант и поэт VII века до н. э., родом с Крита. Согласно некоторым свидетельствам, он также имел репутацию пророка и чудотворца, а его музыка обладала магической силой (с ее помощью Фалету, например, удавалось потушить гражданскую смуту и т. п.) [См. о нем: Зайков А.В. Фалет Критский в Спарте // Исседон. 2002. Т. 1. С. 16-35.]. Пеан — гимн в честь Аполлона.

119

Об этих родах звукоряда применительно к античной музыке см.: Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 271 и след.

120

О складывании этой образовательной системы см.: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.

121

О движении софистов см., например, весьма дельное исследование: Kerferd G.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1984.

122

У греков был обычайперед началом занятий спортом натираться оливковым маслом.

123

Слово «возлияние» (поясним во избежание недоразумений) употреблено здесь в своем исконном смысле. Возлияниями назывались жертвоприношения богам различных жидких продуктов. Так, на огонь жертвенника лили вино, мед, молоко и т. п.

124

Олимпия находилась на территории полиса Элиды; соответственно, Элида и отвечала за проведение Олимпийских игр.

125

Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 104.

126

Разве что в рамках примечания. В первичных представлениях греков герой — обожествленный покойник. В целом дихотомия «боги — герои», похоже, весьма древнего, еще праиндоевропейского происхождения. Сравним разделение сверхъестественных существ на два класса в ведийской религии (девы — асуры), в зороастризме (девы — ахуры), да даже вплоть до религии древних германцев (асы — ваны). Во всех этих индоевропейских религиях один из классов божеств (хотя соотношение «позитивнегатив» между ними разное) ассоциируется с небом, второй — с землей. Интересно было бы проследить в этимологическом плане соотношение между греческим heros (герой) и зороастрийским ahura.

127

Например, в работах ученых структуралистского направления во главе с К. Леви-Стросом.

128

Например: Ямвлих. Жизнь Пифагора. 13. 60—62 — случаи с медведицей, быком, орлом; Ямвлих. Жизнь Пифагора. 19. 92; 28. 140 — упоминания о золотом бедре; Ямвлих. 28. 142 — 0 мертвеце на корабле.

129

В связи с деятельностью Эпименида см. в отечественной литературе: Зайков А.В. Эпименид в Спарте (Критская экстатическая мантика и становление «спартанского космоса») // Вестник древней истории. 2002. №3. С. 110-130.

130

Francois G Le polytheisme et l’emploi au singulier des mots ????, ?????? dans la litterature grecque d’Homere a Platon. P., 1957.

131

О политической деятельности пифагорейцев см. хотя бы классические исследования: Delatte A. Essai sur la politique pythagoricienne. Liege, 1922; Minar E. L. Early Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942.

132

Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 55.

133

Важнейшие работы об этом явлении: Lintott A. Violence, Civil Strife and Revolution in the Classical City, 750—330 В. С Baltimore, 1982; Gehrke H.-J. Stasis. Untersuchungen zu den inneren Kriegen in den griechis- chen Staaten des 5. und 4. Jahrhundert v. Chr. Munchen, 1985.

134

Специально в этом контексте архаическая тирания очень удачно рассмотрена в работе: McGlew J. F. Tyranny and Political Culture in Ancient Greece. Ithaca, 1996.

135

См. об этих ранних демократиях: Robinson E. W. The First Democra cies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997.

136

Мириада — десять тысяч по-гречески. Получается, население Сибариса оценивалось в 100 тысяч (огромная цифра для греческого полиса!).

137

То есть 210 лет — считая от основания около 720 года до н. э. до разрушения Кротоном в 510 году до н. э.

138

Берве Г. Указ. соч. С. 201.

139

Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 57.

140

Впрочем, принято было в свое время и применительно к античной религиозной мысли. См. хотя бы: Nagelsbach К. F. Die nachhomerische Theologie des griechischen Volksglaubens bis auf Alexander. Nurnberg, 1857.

141

Жмудь Л.Я. Указ. соч.

142

Хотя

Скачать:TXTPDF

. Игорь Евгеньевич Суриков Пифагор читать, . Игорь Евгеньевич Суриков Пифагор читать бесплатно, . Игорь Евгеньевич Суриков Пифагор читать онлайн