стать «отцом всех богов», главным богом!»
И вот, заручившись поддержкой богов-ирсирров, Кумарби «надел на ноги обувь быструю» и полетел на Землю. Здесь он послал гонца к другим влиятельным богам с требованием признать его первенство среди них.
Ану не потерпел такого и решил действовать. Чтобы раз и навсегда избавиться от внука своего врага Алалу, он приказал своему внуку, Богу Бури Тешубу, разыскать Кумарби и убить его. И вот между земными богами под предводительством Тешуба и небесными богами, возглавляемыми Кумарби, завязалась жестокая война. Только в одной битве участвовало не менее семидесяти «летающих колесниц» небесных богов. Описание большинства батальных сцен сводиться к тому, что победу в итоге одержал Тешуб — бог Бури.
Однако с поражением Кумарби борьба не прекратилась. Из других хеттских эпосов, включенных в «Цикл Кумарби», мы можем узнать, что перед битвой Кумарби удалось оплодотворить своим семенем Богиню Горы, которая родила Мстителя, «Каменного Бога». Мстителя звали Улли-Кумми. Когда его прекрасный сын появился на свет, Кумарби наказал ему, когда тот возмужает, напасть на город Тешуба, «красивый город Куммия…» Он сказал: «Напади на Бога Бури и разорви его на части… перестреляй всех богов в небе, будто птиц!» Одержав победу над богами на земле, Улли-Кумми должен был «вознестись на Небеса за Царством» и силой захватить трон на планете Нибиру. Напутствовав такими словами сына, Кумарби удалился со сцены.
Долгое время маленького Улли-Кумми прятали в укромном месте, чтобы пилоты «летающих колесниц» не увидели его с воздуха. Но вот он вырос — до невероятных размеров, — и сам стал летать по небу. Однажды, когда он летал в небе на своей ракете, его увидел Уту. Уту помчался в жилище Тешуба, чтобы сообщить ему о появлении на земле Мстителя. Дав Уту еды и питья, чтобы тот успокоился, Тешуб приказал ему: «Взойди на колесницу и взлетай в небеса, чтобы там не спускать глаз с подросшего Улли-Кумми». Потом Тешуба поднялся на Гору Обзора, желая сам увидеть Каменного Бога: «Увидел он ужасного Каменного Бога и в гневе кулаком потряс».
Понимая, что битвы не избежать, Тешуб долго готовил к бою свою колесницу. В хеттских текстах она называется шумерским словом Ид-дуга — «Яркий Свинцовый Всадник». Согласно указаниям технологов, колесницу следовало привести в движение с помощью «Больших Щипцов», затем спереди подсоединить «Быка» (силовую установку), который «загорается» и «Быка для Высоко Летящего Снаряда» — сзади. После того в передней части надо было установить навигационное устройство или радар — «То, что показывает путь»; привести в действие приборы, работавшие от мощной энергии «Камней» (кристаллов), и оборудовать корабль «Громовержцем», зарядив его «Огненными Камнями». Когда колесница была готова к бою, бог Бури взлетел на ней в небо. Завязалась битва. После ряда первых неудачных атак на Мстителя в бой вступил Нинурта, брат Тешуба. Но Каменный Бог был неуязвим и приблизился к самым воротам Куммии, города Бога Бури.
В Куммии за ходом сражения следила супруга Тешуба по имени Хебат. Она получала сообщения по радио во внутренней комнате в доме бога. Однако снаряды Улли-Кумми разрывались рядом и заставили богиню покинуть дом, и «доле слышать не могла она послания богов… ни вестей Тешуба, ни слов иных богов». Хебат приказала своему гонцу «надеть на ноги обувь быструю» и мчаться туда, где собрались боги, чтобы принести ей известия о битве, потому что она опасалась, что «Бог Каменный принца благородного, мужа моего, убьет, быть может». Но Тешуб был невредим. Когда его слуга посоветовал ему спрятаться в горах, то он отказался. Если я поступлю так, ответил Тешуб, «на Небесах царя не будет!» Тогда они решили отправиться в Абзу к Эа, чтобы узнать будущее по «таблицам древним с предначертаньем судеб».
Узнав, что Кумарби породил чудовище, которое угрожает спокойствию богов, Эа устремился к Энлилю, чтобы предупредить его об опасности: «Низвергнет Улли-Кумми Небеса и богов священную обитель!» Тогда был созван Совет Великих Ануннаков. Среди всеобщей растерянности Энки нашел выход: пусть из запечатанного хранилища «резцов для камня» принесут Древний Железный Резец, которым можно отрезать ноги Улли-Кумми, Каменного Бога.
И вот план Эа был осуществлен, и Каменный Бог лишился ног. Когда боги услышали эту весть, «на место, где собирались боги, они пришли, и все кричали против Улли-Кумми». Ободренный Тешуб вскочил на колесницу и «Каменного Бога нагнал он в море, его на битву вызвал». Но все еще не сломленный, Улли-Кумми объявил: «Разрушу Куммию, Священный Дом я, захвачу, и выдворю богов всех я… на Небеса взойду, приму я Царство!» К сожалению, дорогой Пифагор, завершающей части этого хеттского эпоса не сохранилась в библиотеке, но вряд ли можно сомневаться, что в ней рассказывалось о событиях, освещенных в греческих мифах, как о битве богов с титанами. Ти-та-ан — в переводе с шумерского означает «Те, кто живут на небе». На небе жили игиги, возглавляемые Кумарби, а их противниками были ануннаки — «Те, кто на земле».
Еще в шумерских летописях, хранящихся в библиотеке царя, рассказывается о давней смертельной битве между внуком Ану и «демоном» из враждебного клана. Эта легенда получила название «Миф о Зу». Героем сказания, является Нинурта, сын Энлиля от его единокровной сестры Суд. Вполне вероятно, что именно эта легенда послужила первоисточником хеттских мифов.
События, о которых повествуется в этом шумерском тексте, произошли вскоре после визита на Землю Ану. Под началом Энлиля ануннаки принялись за работу в Абзу и Месопотамии: добытая в шахтах руда переправлялась в Месопотамию, где ее переплавляли и очищали. С космодрома в Сиппаре космические челноки доставляли драгоценные металлы на орбитальную станцию, обслуживавшуюся игигами, а оттуда на борту периодически прибывающих на станцию межпланетных кораблей — на Нибиру.
Эта сложная система космических операций — прибытие и отлет космических кораблей, обеспечение связи между Землей и Нибиру, совершавших путь по своим орбитам — координировалась Центром управления Миссией в Ниппуре во главе с Энлилем. Там на вершине искусственной платформы находилась комната ДИР-ГА, недосягаемая «святая святых», где хранились жизненно необходимые карты неба и располагались панели слежения за орбитальным перемещением планет — «Таблицы Судеб». К этой секретной комнате имел доступ бог по имени Зу, он похитил таблицы, и, таким образом, в его руках оказались судьбы ануннаков на Земле и всей Нибиру.
По-шумерски имя Зу означает — «Тот, кто знает», «специалист в какой-либо сфере знаний». Несколько раз этот герой-злодей именуется в тексте Ан-Зу — «Тот, кто знает небеса». Это позволяет предложить, что его деятельность имела отношение к космической программе по обеспечению связи между Нибиру и Землей. В воспроизведенном начале хроники рассказывается, как Зу, сирота, был усыновлен астронавтами, обслуживавшими космические корабли и орбитальные станции, — игигами. И от них он узнал тайны небес и космических путешествий.
Завязкой этой драмы стал момент, когда игиги, «собранные отовсюду», решили подать жалобу Энлилю. Суть жалобы состояла в том, что «до сих пор не было построено место для отдыха игигов». Другими словами, на Земле не было условий для отдыха и восстановления сил игигов после длительного пребывания в космической невесомости. С этой жалобой они и послали Зу в центр Энлиля в Ниппуре. Энлиль, «отец богов, его приветил в Дур-Ал-Ки и выслушал, «что передать они (игиги) ему велели». Пока «в уме своем он размышлял» над этой просьбой, он «Зу пристально разглядывал, небес посланца». «Кто, в самом деле этот странный гонец — не астронавт, и все же носящий их форму?» — думал Энлиль. Чтобы рассеять возникшие у Энлиля подозрения, слово взял Эа, который, зная тайну происхождения Зу, предложил Энлилю, дабы отсрочить ответ игигам, задержать Зу в обители Энлиля. «На службу пусть к тебе поступит, — посоветовал Эа, — в святилище, в той части заповедной, пусть вход он сторожит».
Вот так по совету Эа, бог из враждебного стана — потомок Алалу — получил доступ к самой важной комнате в центре Энлиля. Там Зу «за Энлилем наблюдает, за отцом богов… и на небесную Таблицу Судеб взирает Зу». И вскоре у него созрел коварный план: «У Энлиля власть отнять замыслил он». Он думал так: «Небесную Таблицу Судеб похищу я, и судьбами богов я буду править. На трон воссяду и стану властителем Приказов Неба. Игигами повелевать я буду!»
«Недоброе замыслившему в сердце» Зу вскоре представился случай осуществить свой план, когда однажды Энлиль решил искупаться. «Хватает Зу завистливый Таблицу Судеб в свои руки», и «его Птица, с земли сорвавшись, уносит прочь его в Хур-Саг-Му» — «Гору Небесных Комнат». И сразу же в Центре Управления Полетами все замерло в бездействии: «Божественные формулы исчезли; яркое сияние померкло; тишина настала. Смешались игиги в небе; святилище свой блеск утратило».
После кражи Таблиц с божественными формулами «отец Энлиль безмолвствовал». Когда была восстановлена связь, «земные боги, про то прослышав, собирались вместе». О случившемся сообщили и правителю Ану на Нибиру. Было ясно, что Зу нужно быстро поймать и вернуть Таблицу Судеб в Дирга. Боги обратились с призывом к нескольким молодым богам, известным своей доблестью. Но никто из них не отважился последовать за Зу на далекую гору, потому что теперь, похитив также «Сияние» Энлиля, он могуществом стал равен начальнику миссии, и «тот, кто противостоит ему, становится как глина от невидимого сияния… Сияния его бегут все боги».
И тогда сразиться с Зу вызвался Нинурта, законный наследник Энлиля. Потому что его мать Суд указала ему — Зу лишил трона не только Энлиля, но и его, Нинурту. Суд посоветовала ему напасть на Зу в его укрытии в искусственной горе-пирамиде, также вооружившись «Сиянием», но, приближаясь к Зу, заслониться от радиоактивного излучения завесой пыли. Для этого она вручила Нинурте свои «семь вихрей, что пыль с земли вздымают».
«Отвагу в сердце укрепив», Нинурта отправился на гору Хаззи — которая упоминается и в легендах о Кумарби. Там он сложил в свою колесницу оружие, приладил к ней семь вихрей, поднимающих пыль, и вызвал Зу «на битву страшную, на смертный бой». «У склона горного сошлись Зу и Нинурта. Едва его почуял Зу, Нинурта в гневе бросился к Нему. Своим Сиянием он гору осветил, все стало словно яркий день вокруг; он в ярости повсюду льет лучи».
Из-за поднявшейся пыльной