которой можно так много услышать в наши дни, автоматически сохраняется под эгидой джайнских принципов.
Принцип неодносторонности пытается найти единство, исходя из разных точек зрения, и признаёт, что элемент истины присутствует во всех религиях, которые являются лишь различными подходами к проблемам человечества с разных точек зрения. Это помогает разрешить ненужные противоречия до такой степени, что эта доктрина неодносторонности рассматривается как принцип интеллектуального ненасилия.
Хотя джайнизм и был назван Пифагором «духовной математикой», его базовый подход в своей основе прост и естественен. Золотое правило «обращайся со своим соседом так, как хочешь, чтобы обращались с тобой» расширяется здесь до всего творения и доводится до своего логического завершения в принципе ненасилия. В действительности, это золотое правило — родоначальник принципа ненасилия, которое, в свою очередь, требует самоконтроля, а чтобы практиковать самоконтроль, человек должен практиковать аскетизм. Таковы отличительные черты всей джайнской философии.
Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство в старости посредством поста (уморение себя голодом после выполнения своей миссии на Земле, на санскрите — «саллекхана»). При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды.
Не следует думать, что джайнизм проповедует атеизм. Наоборот, джайнизм верит в потенциальную способность каждой души достичь божественного состояния.
Если следовать пути джайнизма, то он, в конечном счёте, приведёт к счастью как каждого отдельно взятого человека, так и всё общество. Джайнизм утверждает, что не существует никакого существенного конфликта между двумя людьми, между человеком и обществом и человеком и государством. В действительности они взаимозависимы, и такая взаимозависимость существует не только между двумя людьми, но и между человечеством и животным миром и всей природой.
Еще можно добавить, что значительное место в джайнисткой ритуалистике занимают паломничества в святые места и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими. Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных частях повторяет индуистский жизненный цикл. Однако Махавира неустанно повторял, что все эти внешние ритуалы, паломничества, песнопения и молитвы в джайнизме и любой другой религии никогда не приведут к освобождению, к мокше. Ритуалы лишь немного, совсем чуть-чуть, улучшают карму. Вардхамана призывал своих последователей ежедневно заниматься практической йогой и вести строго аскетический образ жизни.
Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, то есть опирающегося на Веды, на ведический канон, джайнизм — это не ортодоксальное учение. Джайнизм отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование Личности Бога-Творца и неколебимую значимость жертвоприношений — как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает джайнизм и претензии брахманов на господствующее положение, отвергает и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию — ахимсе, отшельничеству, молчанию, аскетизму, духовной и физической практике, одиночеству монашеской жизни, как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Дорогие мои, порой мне кажется, что джайнизм и буддизм — ветви одной «религии», так много в них общего. Я бы даже назвал джайнизм и буддизм — чисто земной практической йогой, не имеющей никакого отношения к религии. Но различные ученые уже приклеили к джайнизму и буддизму ярлыки вер, называя их «религии».
В отличие от других индийских религий, джайнизм — очень закрытая вера. Джайны не поощряли праздного любопытства горожан. И хотя джайнизм границ Индии никогда не преступал, но в ряде таких районов как Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия он пустил глубочайшие корни и сыграл, как тайный Орден мудрецов, большую роль в развитии индийской духовности и культуры.
Санскритское название религии такое — джайна-дхарма. Это переводится с санскрита — «учение победителей». «Джина» — победитель, то есть тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей. Титулом Джина, а также Махавира (Великий герой) восторженные индусы назвали основателя вероучения в нашу эпоху — Вардхаману. Я уже говорил, что Вардхамана был не первым, а двадцать четвертым провозвестником веры, тиртханкаром (создателем брода «через океан бытия») в ряду последовательно сменявшихся вероучителей. Истинное зарождение религии джайнов сами джайны относят к незапамятно далеким временам и связывают его с именем Ришабхи, первого тиртханкара.
БИОГРАФИЯ ВАРДХАМАНЫ
Вардхамана покинул дворец,
Бросил жен, даже дочку покинул,
Чтоб нирваны достичь, наконец,
Чтоб в пещере стать йогом и джином…
Дорогие мои, что интересно: легендарная биография Вардхаманы во многих чертах сродни жизнеописанию Гаутамы Будды. Хотя Гаутама был не 24-м, а 29-м буддой.
Вардхамана родился в 599 году до нашей эры и был сыном великого вождя джнятриков (его родовое имя Джнятрипутра) в племени личчхавов, жившем в Вайшали. Его безмятежная юность также протекала в царском дворце и не была омрачена никакими тяготами. Он получил приличествующее царевичу образование, в положенное время женился, в положенное время у него родилась дочь. Когда ему исполнилось 28 лет, то родители Вардхаманы умерли. Они тоже были джайнами. А у джайнов был такой обычай: если старики не могли себя сами обеспечивать, то они принимали обет воздержания от пищи до тех пор, пока душа не покинет тело. Смерть от поста не считалась грехом. Так Махавира стал царем. Однако у Вардхаманы была очень старая душа, которая понимала, что в царских покоях ей не выполнить своей земной миссии. Среди роскоши и соблазнов светлая душа разрывала царское сердце на куски. И в 30-летнем возрасте, через два года после смерти родителей, Вардхамана осознал, что дорогие вещи порабощают и загрязняют чистую душу, что, живя в царском дворце среди роскоши, он никогда не достигнет нирваны.
Нирвана — это отсутствие паутины желаний, соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние нирваны йогами чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: желаний, ненависти и заблуждений. Нирвана в йоге также называется нирвикальпа-самадхи или мокша.
И вот, ради освобождения, ради мокши, Вардхамана тайно покинул дворец, бросил родительский кров, бросил свое царство, бросил своих жен (в то время у него было три жены), бросил малолетнюю дочь и стал отшельником. Двенадцать лет бродил благочестивый царь по джунглям и горам Индии, бродил совершенно голый без средств существования. Он изменил имя, изменил облик, чтоб его не нашли подданные, он стал нищим странником-аскетом, живя без одежды и почти без пищи. Вардхамана подвергал свою плоть всяческим самоистязаниям, не принимая пищи по сорок, а то и по шестьдесят дней. В это время он занимался хатха-йогой и раджа-йогой, ануломой-виломой; занимался медитацией, простаивая часами на голове под палящим южным Солнцем. Когда он выходил из голодания, то часто принимал участие в религиозных диспутах с лидерами различных течений философии Санкхья. Его главным оппонентом был глава секты адживиков Маккхали Госала. Наконец, по истечении двенадцатилетнего срока, Вардхамана обрел высшее знание (кеваладжняна), достиг нирваны и стал «победителем» — джином. Свое земное существование Вардхамана окончил на 86-м году жизни в местечке Пава, недалеко от Раджагрихи. Обычно йоги, достигшие нирваны при жизни, уходят в мир иной по своему желанию, уничтожая при этом свое физическое тело. Вот и Вардхамана когда уходил, то превратил свое физическое тело в свет. Его последователи видели только ослепительную вспышку света — и тело исчезло из дорогого гроба. От физического тела осталось лишь восемь волосков и щепотка пепла…
Еще при жизни Джина Махавира завоевал немалую популярность в некоторых областях Индии, которые сейчас занимают штаты Бенарес, Бихар и западная Бенгалия. У него было много последователей и учеников по всей Индии. 40 лет Вардхамана потратил на проповедь своего учения в Магадхе, Анге, Митхиле и Косале. Из книг тех времен до нас дошли сведения, что Махавира установил тесные личные связи с могущественными правителями Магадхи Бимбисарой и Аджаташатру.
Дорогие мои, в ашраме у Махавиры было одиннадцать ближайших учеников, одиннадцать учеников-ганадхаров. Они входили в четвертый, в высший, круг общины. Ученики-ганадхары и сохранили его поучения в устной передаче в виде 14 разделов, называемых пувва (первые). Впоследствии каждый из одиннадцати учеников составил по одной книге поучений, именуемых анга (часть). Именно они, одиннадцать учеников, и составили ядро джайнского канона, утвержденного в Паталипутре.
***
Свечерело. Равинда Кумар закончил свой рассказ о джайнизме, о биографии Вардхаманы, и пять минут собеседники сидели молча. Затем Пифагор приложил ладони к сердцу и воскликнул: «О, многоуважаемый Равинда, из всего, что я слышал о религиях Ионии, Финикии, Иудеи, Вавилонии и Персии — ваша религия мне пришлась по душе всех более. Все мне здесь ясно и понятно. Все я принимаю с энтузиазмом в джайнизме, кроме отрицания существования Всевышнего Бога. О, мудрейший Равинда Кумар, смогу ли я встретиться с Учителем Джиной Махавирой?» «Достопочтенный Сын Солнца, сейчас я это узнаю!» — ответит монах, и принял медитативную позу. И уже через пару минут Равинда смиренно произнес: «Завтра после обеда Учитель примет белолицего Сына бога Аполлона и ответит на его вопросы». Затем монах проводил Пифагора в пальмовый шалаш, построенный специально для него, и там распрощался с гостем.
ОБУЧЕНИЕ У ДЖИНЫ МАХАВИРЫ
Ходит пьяный ветер, ищет мельницу,
Залетает вьюгой в рукава.
Может, в моем сердце перемелется
Вьюга — Кали-Юга на слова…
На следующий день Пифагора препроводили во внутренний круг ашрама, где находилось скромное жилище Вардхаманы. Джина Махавира вышел из своего маленького дома, расположенного в густом лесу, навстречу греческому философу и обнял его без слов. Затем они долго сидели в тени пальм и молча медитировали. Наконец Вардхамана произнес: «О, мудрейший из мудрейших сыновей Эллады, мне ведомы твоя карма и дхарма. Для выполнения твоей особой миссии на Земле мне поручено передать тебе часть сокровенных знаний Индии. Это касается чисел. За время пребывания в ашраме ты познакомишься с Ведической нумерологией. Джайны не отрицают полностью Веды и Упанишады. Но лишь к некоторым писаниям Семи мудрецов (риши) относительно Абсолюта и богов мы относимся критически. Мы признаем богов-творцов, демиургов вселенных, но что касается изначального Разума, Абсолюта — мы трактуем это понятие иначе. Если монах-джайн в своих рассуждениях оперирует словом Абсолют, то он понимает под этим