слова.
87. Пифийские игры были учреждены юным Аполлоном после того, как он убил змея Пифона.
88. Архемор — прозвище Офельта, в честь которого семеро вождей (Адраст, Тидей, Полиник, Капаней, Амфиарай, Гиппомедонт, Этеокл) во время похода против Фив учредили игры в Немее. Офельт был сыном царя Немей Ликурга. Его задушила змея, когда его мать Гипсипилла отлучилась, чтобы показать воинам Адраста родник в лесу. Прорицатель Амфиарай истолковал смерть младенца как предвестие гибели войска семерых и их самих в будущей войне и назвал Офельта Архемором («ведущий к гибели», точнее «являющийся началом гибели»). Меликерт — сын Ино и Афаманта, воспитателей Диониса. Гера наслала на Афаманта безумие, Ино, спасаясь от него с сыном Меликертом, бросилась в море, и Меликерт стал морским богом. Истмийские игры, учрежденные Дионисом в честь Меликерта, позднее были превращены Тезеем в праздник Посейдона.
89. Женщины в Древней Греции, как правило, давали обет через поручителя и гаранта.
90. Пифагор имеет в виду трех мифических сестер-старух Грай, у которых был один глаз на троих и из которых зрячей была лишь обладательница этого единственного глаза, ведшая остальных за собой. Однажды Персей украл у них этот общий глаз. Учитывая, что у Грай был еще и один-единственный зуб на троих, можно сказать, что пример с безобразными старухами как иллюстрация женской самоотверженности сильно портит комплимент, будто бы сказанный Пифагором кротонским женщинам. Но Пифагор, будучи мудрым человеком, вряд ли страдал безвкусием, и поэтому все рассуждение и неэстетичный пример выдуманы либо самим Ямвлихом, либо его источниками.
91. Кора — одно из имен богини Персефоны, вместе с тем означает «девушка».
92. Нимфа — любая морская, или речная, или лесная богиня; вместе с тем означает «невеста».
93. Слово «мать» в древнегреческом — однокоренное с именем богини плодородия Деметры, более того, слово «Деметра» — дорийского происхождения и в дорийском диалекте означает «мать-земля» ( Da + mathr,Da вместо аттического gh — «земля»).
94. «Майя» в дорийском диалекте означает «бабушка», и такое же имя было у матери бога Гермеса.
95. Согласно Гомеру («Илиада» XVI,234 ел.), в Додоне жрецы, селлы, гадали по шелесту листьев на священном дубе Зевса. Они были босы и спали на земле.
96. Согласно Пифагору, высшим видом деятельности является созерцательная, а не практическая деятельность. Аристотель же считал самым совершенным человеком того, кто созерцает подлинно сущее и делает практически должное.
97. Давния — древнее название Апулии, родины Горация, где первым царем был Давн.
98. Порфирий приводит следующую мотивацию пифагоровского запрета есть бобы, правда, лишь в отношении людей, а не животных: «Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого Вновь происходило зарождение и разделение — зарождались ; животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же , перегноя возникли люди и проросли бобы» («Жизнь Пифагора» 44).
99. Гл. XIII почти полностью совпадает с тем, что говорит Порфирий в гл. 23-25 «Жизни Пифагора».
100. «Илиада» XVII,51-60 в пер. Н. Гнедича.
101. См. Диоген Лаэртский, VIII,45; Порфирий (ук. соч., 27), Диодор Сицилийский, Х,6,2.
102. Имеются в виду музыкальные средства, т. е. музыкальная терапия.
103. ‘Еxartusiz — «настраивание музыкального инструмента». ‘еpajh — «прикосновение и укрощение посредством прикосновения», т. е. речь идет о смягчающем воздействии музыки на душу.
104. Диатоника (буквально: «идущая по тонам») — семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по квинтам. Такова, например, последовательность интервалов в диатоническом тетрахорде: el-dl-cl-h (два целых тона и полутон), в отличие от последовательности интервалов хроматического тетрахорда el-desl-cl-h (целых тонов нет). Диатоническими являются те интервалы и аккорды, которые могут быть получены в пределах цепи шести квинт. Диатонический лад наряду с хроматическим, использовавшим две малые секунды подряд, а также увеличенную секунду, и энгармоническим, специфику которого составляли интервалы меньше полутона, были тремя ладовыми наклонениями в древнегреческой музыке (Музыкальная Энциклопедия. — М., 1974. — С. 233-234, в сокращении). О том, как Пифагор открыл диатоническое наклонение, специально см. XXVI,118-120.
105. Буквально: «исправляя каждую из них до добродетели»
106. То же самое утверждает Порфирий, говоря, что Пифагор «умел слышать даже вселенскую гармонию, улавливая созвучия всех сфер и движущихся по ним светил, чего нам не дано слышать по слабости нашей природы* («Жизнь Пифагора» 30, пер. М. Гаспарова).
107. Александр Афродисийский в комментарии к «Метафизике» (А 5.985 b 23) Аристотеля говорит, что, по представлениям пифагорейцев, «десять движущихся тел, из которых состоит космос (семь планетных вращающихся сфер, куда входили наряду с Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном Луна и Солнце, затем — сфера неподвижных звезд. Земля и Антиземля. — В. Ч.), отделены друг от друга гармоническими интервалами, скорость движения которых… пропорциональна расстояниям (между ними и центральным «Очагом». — В. Ч.), причем движущиеся быстрей издают более высокие звуки, а движущиеся медленней — более низкие. Будучи подчинены гармоническим пропорциям, эти звуки сливаются в музыкально-гармоническое звучание, но мы не воспринимаем его слухом, так как привыкли к нему с детства» (цитируется по: Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989. — Ч. 1. — С. 469). Современные ученые указывают на то, что представление пифагорейцев о том, что восемь сфер образуют октаву, неверно, потому что планеты движутся постоянно, следовательно, тона их должны звучать одновременно и потому последовательный октавный звукоряд никак образоваться не может. Но Пифагор, вероятно, слышал музыкальную волну, исходящую от отдельных светил, а не от всего космоса в целом, а интервал в октаву между восемью сферами он установил уже умозрительным путем через сопоставление высоты звуков, которые он улавливал слухом. Пифагорейское учение о гармонии сфер было развито Платоном в «Тимее» (38 В—39 Е) и «Государстве» (616 D—617 D) и видоизменено Кеплером в его «Гармонии мира».
108. В отличие от XII,59, где говорится о том, что части космоса слаженно объединяются благодаря пропорциям, logoz в данном контексте означает еще и «слово», так как речь идет о звучании космоса.
109. Ср. Гераклит: «Душе присущ глагол, растящий сам себя» (фрагм. 107).
110. Об этом методе привыкания к созерцанию чистых первообразов говорится у Платона («Государство» 516 В, «Федон» 99 D), однако Платон в отличие от Ямвлиха говорит о зрительном, а не слуховом восприятии первообразов. Вместе с тем образ солнца, наблюдение его во время затмения и постепенное привыкание к необычному его состоянию — те же самые в этом отрывке Ямвлиха и в указанных выше текстах Платона.
111. Перевод М. Гаспарова. Эмпедокл (род. ок. 490 г. до н. э.) — философ из Акраганта, близкий к пифагорейцам и Анаксагору, основное сочинение — «О природе». Более подробно о нем см.: Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989. — 4.1.-С. 330-441.
112. Буквально: «он был снабжен более совершенными, чем у других, органами для видения, слышания, думания».
113. Описание пифагорейской практики лечения душ музыкой см. в XXV,110 cл.
114. Ямвлих приписывает Пифагору платоновское трехчастное деление души на одну разумную и две неразумных части: пылкую и вожделеющую («Государство» 439 D-E). Если верить Диогену Лаэртскому, Пифагор делил душу на умственную, рассудочную и пылкую части (VIII,30), т. е. у Пифагора, наоборот, человеческая душа имела две разумные части и одну неразумную.
115. У Ямвлиха orqh jusiologia, но если перевести это традиционно как «истинная наука о природе» или «истинное знание природы», то непонятно, как наука о природе сама по себе содействует согласию разных народов, а самое главное — почему она более содействует согласию граждан разных народов, чем согласию граждан одного и того же народа.
116. Ср. принципы Нового времени bellum omnium contra omnes («война всех против всех») и «жизнь — борьба» (друг с другом).
117. Т. е. живет лишь благодаря душе, а само по себе оно — мертвая масса.
118. Вероятно, отсылка к тому месту «Тимея» Платона, где говорится о том, как демиург упорядочил и привел к согласию друг с другом посредством геометрических фигур и пропорций четыре враждовавших друг с другом стихии (52 Е-57 В).
119. Впоследствии эту теорию развил Эмпедокл, учивший, что период дружбы и согласия в жизни мира сменяется периодом раздора и вражды. Социально-политический аспект дружбы подробно рассмотрел Аристотель в 8—9-й кн. «Этики Никомаха».
120. «Государство» 527 D.
121. Школа Пифагора была, что называется, престижной, и немало людей стремились в нее лишь для того, чтобы попасть в ряды духовной элиты и поставить себя высоко в глазах окружающих.
122. Politikoi — «искусные в государственной деятельности», «государственники», так как пифагорейская школа и община была микрогосударством со своими особыми законами и уставом. Впрочем, в тех городах, где высшими должностными лицами были пифагорейцы, «государственники», они занимались, разумеется, делами всего полиса, города-государства, а не одной только общины.
123. Разночтение: «будучи какими-то и экономами и законодателями». Oikonomikoi («экономики») — лица, искусные в управлении хозяйством, «хозяйственники», они же были и казначеями, распоряжаясь золотым и серебряным запасом общины (см. XVII,74). Nomoqetikoi — «искусные в законодательной деятельности», «законоположенники», но не в том смысле, что они устанавливали законы (эти последние были установлены учредителем общины Пифагором), а в том смысле, что они проводили в жизнь законы и устав общины («законоположенники»), следя за их исполнением и осуществлением. Из ХХ1,97 ясно, что «политики» (и они же, вероятно, «экономики», «хозяйственники») и «номотетики» («законоположенники») назначались Пифагором из числа акусматиков, т. е. тех, которые занимались предварительным очищением души, готовясь принять посвящение, эсотерики же, посвященные в тайны учения, этими вопросами уже не занимались.
124. О завесе см. XVIII,89 (то же). Эсотерики — собственно «допущенные внутрь».
125. ‘Omakooi. Ср. VI, 30, где говорится об учреждении некоего огромного «Дома совместного слушания» (omakoeion) самими пифагорейцами.
126. ‘Аtelhz te kai steirwdhz ; по-русски можно было бы передать одним словом: «пустоцвет».
127. Эксарх — начальник хора. Не путать Килона-эксарха с Килоном из Кротона,