учил своих учеников общаться с богами через сны, см. XVI,70.
193. Порфирий и Ямвлих критиковали стоиков за то, что те, исключив будто бы неразумных животных из общины логоса, считали необязательным соблюдение принципа справедливости по отношению к животным. Кстати сказать, Шопенгауэр в «Парсргах и паралипоменах» ошибается, объясняя плохое отношение к животным в Европе влиянием Библии и иудаизма, потому что необязательность соблюдения моральных принципов по отношению к животным постулировали еще в античной философии стоики и эпикурейцы. Пифагор же проповедовал нравственное отношение к животным, потому что в Египте, где он обучался, оно было главным жизненным правилом; животные почитались в Египте до такой степени, что в домах некоторых египтян полноправными членами семьи были змеи, а умереть на зубах крокодила считалось у египтян величайшей честью, так как образ божества, по их представлениям, запечатлен прежде всего на животном.
194. Об укрощении и смирении диких животных Пифагором см. выше XIII.
195. Аналогичным образом и Порфирий считает полное воздержание от употребления мяса в пищу обязательным лишь для тех философов, которые «стремятся поставить свое счастье в зависимость от бога и подражания ему» («О воздержании…» 11,3), т. е. таким философам, которые более остальных преуспели в уподоблении богу, которое, согласно неоплатоникам, является главной целью философии.
196. В «Протрептике» (21, р. 148.16-17) Ямвлих говорит, что пифагорейский запрет есть сердце живых существ в символической форме означает требование не разрывать единства и согласия мирового целого. Перечень животных и растений, которых Пифагор запрещал есть своим ученикам, имеется у Порфирия (ук. соч., 43) и у Плутарха («Застольные вопросы» 111,1.635 Е).
197. То же самое сообщает и Элиан («Пестрые рассказы» IV.17), однако не приводит причины и ничего не говорит о свойствах мальвы.
198. Диоген Лаэртский к этому пифагоровскому перечню не подлежащих съедению рыб добавляет еще морскую ласточку (VIII, 19), а Порфирий утверждает, что Пифагор запрещал есть «почти все, что ловится в море» («Жизнь Пифагора» 45).
199. К числу «божественных» причин Диоген Лаэртский со ссылкой на сочинение Аристотеля «О пифагорейцах» относит ту, что боб напоминает ворота Аида, и ту, что бобы «подобны природе целокупности» (VIII,34).
200. В данном случае пеан — торжественная песня в честь Аполлона.
201. Деление пифагорейских мелодий на те, которые, с одной стороны, помогают против уныния и терзаний, или наоборот, против гневного возбуждения, а с другой — обуздывают влечения, опять же отсылает нас к платоновскому делению души на высшую, разумную часть и две низших (пылкая и вожделеющая), которые нуждаются в обуздании, в данном случае — с помощью музыки.
202. Спондеические мелодии отличались торжественностью и исполнялись на празднествах в честь богов.
203. Секст Эмпирик рассказывает ту же историю и относится к ней, в духе своего учения, скептически («Против ученых» VI,8). Несколько иначе к ней относится Боэций («Руководство по музыке» 1,1).
204. Гомер, Одиссея, 4.221 в пер. В. Жуковского.
205. О «настраивании», «настраивающих» мелодиях и «смягчении», «смягчающих» мелодиях см. XV,64. s
206. Октава.
207. Соответственно квинта и кварта.
208. Соотношение весов 12:6=2:1, т. е. натяжение первой струны, дающей самый высокий звук, в два раза сильнее натяжения последней, дающей поэтому самый низкий звук.
209.12:8=3:2 (квинта). Струна с самым большим грузом, как будет сказано ниже, была названа Пифагором «нэтой», струна с наименьшим грузом — «гипатой», та же, к которой было прикреплено восемь гирек и которая образовывала с нэтой интервал в квинту, — «месой».
210. Эта струна называлась «парамесой», отношение же между нэтой и парамесой было 12:9 = 4:3 (кварта), так называемый эпитрит (целое с третью).
211.9:6=3:2 (квинта), т. е. парамеса с нзтой образовывала интервал в кварту (4:3), а с гипатой — в квинту (3:2).
212. С точки зрения веса — в обратном полуторном, так как натяжение месы было в полтора раза слабее, чем натяжение нэты, но с точки зрения звука интервал был опять же в квинту.
213. Т.е. один тон (8:9).
214. 12:6=2:1 — октава (двойное отношение), 12:8=3:2 — квинта (полуторное отношение), 8:6=4:3 — кварта, а 3:2х4:3= 2:1.
215. 12:9=4:3, 9:6=3:2 (полуторное), а 4:3х3:2 дает опять же отношение октавы. Получается так называемая музыкальная пропорция (Л. Жмудь в своей книге о пифагорейцах приводит ее не полностью): 12:8=9:6 (соотношение квинты верхней части схемы и квинты нижней части, алгебраическое выражение a: 2ab / (a+b) =(a+b)/2:b,где а=12, b=6) и она же 12:9=8:6 (соотношение кварты нижней части схемы и кварты верхней части, алгебраическое выражение а: (a+b) = 2ab/(a+b) : b), где 8 в обоих типах соотношений — среднее гармоническое c: 2ab/(a+b),а 9 — среднее арифметическое с: (a=b)/2 , и это перекрестное соотношение двух квинт и двух кварт, образующее музыкальную пропорцию, хорошо видно на схеме, смежное же соотношение одной квинты и одной кварты, также хорошо видное на схеме, показывает деление октавы на квинту и кварту, а разница квинты и кварты дает целый тон 8:9 или отношение 9:8, особенно хорошо видное на первой схеме (с. 84). Как уже говорилось в №143 к XVIII,82, три основных музыкальных интервала, открытых Пифагором, строились на соотношении первых четырех чисел, образующих Тетрактиду: 2:1 (октава), 3:2 (квинта), 4:3 (кварта). Впоследствии Гиппас, ученик Пифагора, изготовил четыре медных диска таким образом, что диаметры их были равны, а толщина первого диска была на одну треть больше второго, в полтора раза больше третьего и в два раза больше четвертого (соотношение весов 12, 9, 8 и 6 в случае эксперимента Пифагора то же самое!), и когда по ним ударяли, получались те же самые типы созвучий, что и при опыте Пифагора. Продолжив опыты Пифагора, Гиппас открыл двойную октаву и ундециму, которые выражались теми же числами Тетрактиды.
216. Хордотон — струнодержатель.
217. Gnwmwn — стрелка солнечных часов, указывающая время.
218. Монохорд — инструмент с одной струной для определения тона.
219. Тригон — инструмент треугольной формы, несколько похожий на нашу арфу.
220. Гипата — крайняя струна, дававшая самый низкий тон из-за слабого натяжения.
221. Меса — «средняя».
222. Парамеса — «ближайшая к средней».
223. Нэта — «низшая», последняя (по положению рук музыканта), а по высоте тона — самая высокая в противоположность гипате, называвшейся соответственно положению рук музыканта «высшей» (upath), а по высоте звучания дававшей низший тон.
224. Диатоническая последовательность — простейшая последовательность тонов. Ямвлих подробно рассказывает о ней в следующем параграфе.
225. Октахорд — «восьмиструнник», система, образующаяся из слияния двух тетрахордов, так что верхний тон нижнего тетрахорда совпадает с нижним тоном верхнего тетрахорда.
226. Об этих наклонениях см. № 104 (гл. XV).
227. Гептахорд — «семиструнник». Первоначально на кифаре было четыре струны (тетрахорд), затем это число увеличилось до семи (гептахорд), затем до восьми (октахорд) и наконец до девяти.
228. Вся эта глава (115—122) является буквальным повторением 6—7-й глав «Введения в гармонику» Никомаха из Герасы.
229. О том же самом пишет Порфирий: «Богам любезно то, что требует малых затрат, и божество больше обращает внимание на нрав жертвующих, а не на большое количество пожертвований» («О воздержании…» 11,15).
230. Плутон получил имя от слова «богатый». Ср. в русском языке «богатый» от слова «бог», т. е. «награжденный богом».
231. Буквально: «в верхней части миропорядка» или «в верхнем мире».
232. Т. е. пифагореец временно удержал при себе два таланта из четырех, уплаченных первым лицом, а после того как второе лицо, получив два, уплатило согласно решению третейского судьи три, пифагореец вернул первому лицу три таланта с приложением одного, временно находившегося у него, судьи, а второму дал второй талант из двух, временно находившихся у него, судьи, и таким образом вернул этому второму лицу тот один талант, который принадлежал ему из тех трех, которые пифагореец, по видимости, отсудил в пользу первого лица. Вероятно, пифагореец создал видимость разрешения тяжбы для того, чтобы удовлетворить обе тяжущиеся стороны, которые никак не хотели мириться без решения судьи.
233. Приступая к рассказу об этом случае, Ямвлих выше сказал: » Qemenwn de tinwn epi kakourgia proz gunaion tvn agoraiwn imation «, буквально: «Когда какие-то из злого умысла оставили у бабенки из рыночных плащ». Если понимать под этой gunaion просто рыночную торговку, то непонятно, какой у нее был резон заключать с этими людьми такой странный договор, ведь согласно договору она даже не может продать плащ, который они оставили, видимо, в залог за неимением денег, необходимых, чтобы расплатиться с ней за покупку товара. Если же понимать под этой «бабенкой из рыночных» площадную девку, которую они хотели обмануть, не расплатившись, то непонятно, в чем цель этих людей и почему оговаривается именно это условие, что за плащом придут они оба, а не один. Ямвлих, однако, выразился так, что имеет место разночтение и можно перевести его слова и так: «когда какие-то рыночные торговцы оставили у бабенки» и т. д., но в этом случае опять же непонятны ни ее действия, ни действия этих двух людей.
234. Пояс у древних часто использовался вместо кошелька для хранения денег.
235. Этот рассказ имеет много общего со знаменитым рассказом о журавлях поэта Ивика, современника Пифагора, родившегося в Сицилии и жившего при дворе Поликрата, и, возможно, придуман по аналогии.
236. Пропуск в тексте. Дальше речь заходит о пифагорейской дружбе.
237. По сообщению лексикографа Суды, Архит спас Платона от казни тираном Дионисием, а сам Платон в седьмом своем письме говорит, что Архит помог ему отплыть в Грецию, когда его грозились убить, но не Дионисий, а наемники. Рассказы о дружбе Финтия и Дамона см. ниже ХХХШ,234-237, о дружбе Клиния и Прора там же, 239.
238. Гимнасчарх — наблюдатель за телесными упражнениями в гимнасии.
239. Глагол Suvanai, который употребляет Ямвлих, обозначал в древнегреческой математике возведение числа в степень, преимущественно во вторую, реже — в третью.
240. Речь идет о знаменитом египетском треугольнике,