политическую стабильность.
Вскоре авторитет Пифагора был настолько велик, что граждане Кротона не приступали ни к какому делу, не посоветовавшись с ним, вынуждая его принимать активное участие в общественной жизни, участвовать в общественных мероприятиях и посольствах.
В то время у сибаритов появился демагог26 Телис. Своими обвинениями против высшей знати он убедил сибаритов отправить в изгнание пятьсот самых богатых граждан, а их имущество конфисковать. Изгнанники прибыли в Кротон и припали к алтарям, стоявшим на агоре27, с мольбой о защите. Тогда Телис отправил к кротонцам послов с требованием либо выдать изгнанников, либо ждать войны.
Было созвано народное собрание для обсуждения вопроса, следует ли выдать просителей сибаритам или отважиться на войну с более сильным противником. Синклит и народ28 пребывали в нерешительности. Поначалу мнение большинства склонялось к выдаче просителей ввиду угрозы войны. Но после того как философ Пифагор подал совет спасти изгнанников, их мнение переменилось, и кротонцы приняли беглецов, выбрав войну.
Сибариты пошли на них войском в три мириады (тридцать мириад?)29, кротонцы выставили против них одну мириаду (десять мириад?) под командованием атлета Милона, который, благодаря своей огромной телесной силе, первым обратил в бегство противников. Рассказывают, что Милон, будучи шестикратным победителем на Олимпийских играх и обладая отвагой, соответствующей его телесной мощи, пошел в бой, увенчанный олимпийскими венками и облаченный в наряд Геракла — львиную шкуру с палицей (по преданию, Геракл был основателем Кротона). За решающий вклад в победу Милон вызвал всеобщее восхищение сограждан.
В гневе кротонцы не захотели брать пленных и всех, кто во время преследования сдавался, убивали на месте. Поэтому большинство сибаритов было уничтожено, а сам город кротонцы разграбили, оставив совершенно пустынным.
Одержав верх над тридцатью мириадами сибаритов при Тетраэнте30, кротонцы стали самыми сильными в Италии.
Однако, по прошествии нескольких лет, дела кротонцев, пользовавшихся доброй славой и заслуженной гегемонией31, приняли дурной оборот.
Пифагор, предчувствуя приближение заговора и разгрома общины пифагорейцев в Кротоне, где он прожил уже двадцать лет, не захотел участвовать в кровавой вражде и, никем не замеченный, ушел в Метапонт32.
До поры до времени калокагатия33 пифагорейцев и желание самих полисов, чтобы государственными делами управляли пифагорейцы, одерживали верх. Однако козни против них продолжались и постепенно достигли угрожающих размеров. Однажды, когда пифагорейцы заседали в доме Милона в Кротоне и обсуждали государственные дела, Килон и его приспешники окружили дом и подожгли. В огне сгорели все находившиеся в здании пифагорейцы, кроме двоих: Архиппа и Лисида. Они были самыми молодыми и сильными и каким-то образом прорвались наружу.
После этого пифагорейцы сложили с себя правительственные полномочия, так как полисы не придали случившемуся никакого значения. Произошло это не только из-за равнодушия и попустительства полисов, но и из-за гибели высшего руководства пифагорейцев.
Последствия этих трагических событий долго отзывались в Кротоне. Человек, купивший дом Пифагора в Кротоне, перерыл в нем все вверх дном. Он никому не осмелился рассказать, что ему удалось обнаружить, а вскоре он был схвачен и казнен в наказание за прегрешение (этот человек совершил святотатство в Кротоне — взял отвалившуюся от статуи золотую бороду в храме, не сумев скрыть это от других).
Вскоре кротонцы утратили гегемонию в Великой Греции и испытали многочисленные бедствия.
В сообщениях древних авторов о местонахождении Пифагора во время нападения на его учеников и последователей в Кротоне нет единой точки зрения. Одни полагают, что он загодя переселился в Метапонт, другие — что он отправился навестить своего учителя Ферекида.
Согласно последней из этих версий, когда пришло известие о том, что наставник его, Ферекид, тяжело болен34 на Делосе, Пифагор, не взяв с собой ничего из имущества, тотчас отплыл из Италии на Делос. Там он по-сыновнему долгое время опекал старика, приложив немало стараний, чтобы спасти его от болезни. Когда же старость и тяжкий недуг одолели Ферекида, Пифагор заботливо похоронил его и почтил соответствующими обрядами, словно любящий сын своего отца, после чего снова вернулся в Италию.
Во время его отсутствия в Кротоне возник заговор против общины пифагорейцев, и многие из них были перебиты заговорщиками. Это очень опечалило Пифагора, прежде возлагавшего большие надежды на исправление пороков людского рода и воцарение между людьми любви (ФЙЛЙА) и согласия (УYMЦЩNIA).
После этого, т. е. около 499 г., до н. э. во многих городах-государствах начались волнения, ибо все они неожиданно потеряли своих знатнейших сограждан. Города переполнились убийствами, междоусобными распрями и всяческой смутой. Оставшиеся в живых пифагорейцы отошли от дел из-за гибели своих самых авторитетных политиков и из-за пренебрежения к их судьбе полисов.
Во многих городах Италии и Сицилии распространились смуты, гражданские волнения, заговоры с целью ниспровержения общественного порядка, которые вели к переворотам и тирании.
Так, еще при жизни Пифагора в Геле35 установил тиранию Гиппонакт36 (498-491), вслед за ним тираны Гелон» (491-478) и Гиерон38 (478-467), в Акраганте39 стал тираном Ферон (497-472), а в Ре-гии40 тиранически правил Анаксилай (496-479).
Остальные пифагорейцы, кроме Архита Тарент-ского, собравшись в Регии, проводили там время в общении между собой, а после ухудшения порядка в полисах вообще покинули Италию. Архипп вернулся в Тарент, где в дальнейшем проживали Архит, Еврит и Филолай, известные тарентские пифагорейцы.
Юный Аисид, возненавидев отчизну и негодуя на италийских эллинов за их попустительство, уехал в Ахайю41. Там он жил, пока при поддержке знатных фиванцев не переселился в Фивы42. Лисид пользовался огромным уважением в Элладе. Говорят, его слушал Эпаминонд43, называвший его отцом. В Беотии44 Лисид и умер, будучи более ста лет от роду.
12. Пифагор изливает свои сокровища.
Он становится светящимся, сияющим чадом
божьим. Преодолев страсти, он стал источником
высшей, божественно духовной силы
он сам дает излучение
Вернувшись с Архипелага45 в Метапонт, Пифагор отошел от общественной деятельности, ограничив свой круг общения родными и близкими, а также наиболее преданными ему учениками. Он все реже появлялся на людях.
На склоне лет Пифагор воспитывал своего малолетнего сына Телавга и Биталу, дочь Дамо. Впоследствии он написал своему первому ученику Пифагору, сыну Эратокла, прося о помощи и приглашая его к себе. Благородный Пифагор, не будучи обремененным семьей и богатством, явился на зов учителя и стал его преданным другом и слугой, посвятив свою жизнь заботам об учителе и его потомках.
13. Круг замкнулся. Пифагор переживает распад
телесный и воссоединение его души со скрытой,
дополняющей ее половиной. Он соединяется
с Аполлоном и видит престолы Зевса
и очаг Гестии
Прожив в Метапонте около 20 лет, Пифагор почувствовал приближение смерти. Тогда он призвал к себе детей и внуков, объявил свою последнюю волю, разделил по справедливости небольшое наследство и никого не обидел. Он оставил записи «Священного слова Орфея» своему малолетнему сыну Телавгу и Битале, дочери Дамо, освободил Пифагора, сына Эратокла, от забот о себе и, простившись со всеми, отпустил их.
После захода солнца старик по своему обыкновению ушел в опочивальню, загасил светильник, лег и, храня благоговейное молчание, умер. В ту ночь (около 477 г.) душа покинула Пифагора и устремилась к престолам Зевса и очагу Гестии.
Жители Метапонта, хранившие память о Пифагоре и после его смерти, превратили его дом в храм Деметры46, а переулок назвали Мусеем47 («святилищем Муз») (намек на то, что умение Пифагора управлять домохозяйством по заветам Деметры связано с его искусством вносить во все гармонию и согласие, полученным им непосредственно от Аполлона, предводителя Муз).
КОММЕНТАРИИ
1 Царство Аида — царство душ теней умерших.
2 Гесиод — один из древнейших эллинских поэтов (около 700 г. до н. э.), соперник Гомера. Жил в Беотии. Славу Гесиоду принесли поэмы «Теогония» и «Труды и Дни», написанные гекзаметром.
3 Музыкальные интервалы — соотношение двух музыкальных звуков по их высоте. Характеризуется числом охватываемых им ступеней звукоряда и качественной определенностью, зависящей от числа целых тонов и полутонов, разделяющих звуки. Сочетание двух звуков в одновременности называется гармоническим интервалом, в последовательности — мелодическим интервалом.
4 Эксцентриситет — элемент, характеризующий форму орбиты, от величины которого зависит, имеет ли орбита форму круга, эллипса, параболы или гиперболы.
5 Эпицикл — вспомогательная окружность, по которой движется планета относительно Земли.
6 Подлинно целое — энергетическая первооснова космоса, то же, что истинно сущее.
7 Музыка космоса — зд.: особые виды мантр (внутренних звучаний).
8 Спондеическая мелодия. Спондей — ритмический раздел др.-греч. стихосложения. Спондеические мелодии отличались торжественностью и исполнялись на празднествах в честь богов.
9 Человеколюбивый даймон — божество, которое является существом-посредником между богами и людьми и передает волю богов людям, а молитвы и просьбы людей — богам (Платон, «Пир», 202 Е). Гесиод утверждал, что в человеколюбивых даймонов, покровительствующих людям и оберегающих их, превратились души совершенных людей «золотого века». Эти представления коренятся в древнем культе обожествленных предков и лежат в основе христианского культа святых.
10 Пифий — «относящийся к дельфийской Пифии» (др.-греч.).
11 Аполлон Гиперборейский — воплощение Аполлона, чтимого на севере кельтских стран, особенно в Британии, приблизительно соответствует кельтскому богу Лугу. Страна гиперборейцев считалась местом, которое Аполлон периодически посещает в образе лебедя и живет с осени до весны.
12 Пеан-врачеватель — ранняя ипостась Аполлона, врачеватель богов.
13 Леукания — др.-греч. наименование италийской области Лукания (ныне юг обл. Кампания).
14 Мессапия — др.-греч. наименование италийской области Калабрия (ныне обл. Апулья).
15 Певкетия — др.-греч. наименование италийской области Япигия (п-ов Салентина).
16 Пикен — др.-греч. наименование италийской области Пицен (ныне обл. Марке)
17 Рим.- Вечный город немало позаимствовал из пифагорейского учения, которое долго лежало в основе традиционных римских доблестей и государственных ценностей.
18 Тиррения — др.-греч. наименование италийской области Этрурия (ныне обл. Тоскана).
19 Кархедон — др.-греч. наименование североафриканского государства Карфаген (Тунис).
20 Галаты — др.-греч. наименование кельтоязычных жителей Галлии и Дунайского бассейна.
21 Кельтиберы — др.-греч. наименование кельто-язычного населения северных и центральных областей Испании.
22 Сикион — др.-греч. полис на западе Арголиды (близ совр. г. Киатон, обл. Коринфия, Греция).
23 Тиран Аеонт — правитель небольшого городка Флиунт в сев.-вост. Пелопоннесе.
24 Абарид — жрец Аполлона с острова Гиперборейцев, прибывший в Элладу.
25 Фаларид — жестокосердный тиран г. Акраганта (ныне Агридженто в Сицилии). Традиционная датировка его правления (570-554 гг. до н. э.) исключает возможность участия Пифагора в его свержении. Скорее всего, принятые даты должны быть «омоложены» на полвека.
26 Демагог {др.-греч. «предводитель простонародья») — политический вождь, зарабатывающий политический авторитет обещаниями установления демократического режима.
Дальнейшие события датируются последней декадой VI в. до н. э. Дата 510 г. до н. э. условна.