Скачать:PDFTXT
Золотой канон

Переворот в Сибари-се, война Кротона с Сибарисом и разрушение последнего правильнее датировать последними годами VI в., ближе к 500 г.

27 Агора — главная рыночная площадь и центр общественной жизни античного полиса.

28 Синклит и народсенат и народное собрание полиса (ср. лат. формулу Senatus Populusque Romanorum). В Кротоне совет, высший орган власти, состоял из тысячи человек.

29 Тридцать мириад — совершенно невероятная численность городского ополчения (300 тыс. гоплитов!), вероятно, результат ошибки переписчика. Реалистичнее говорить о трех мириадах воинов для процветавшего Сибариса и одной (а не 10) мириаде для Кротона. Впрочем, историки пытаются объяснить огромное количество сибаритов участием в битве их союзников — луканов.

30 Тетраэнт — река Трионто в Калабрии (?).

31 Гегемония — «предводительство» (др.-греч.), особенно военное командование союзными ополчениями, политическое представительство от лица нескольких государств, политическое верховенство.

32 Метапонт — древний ахейский полис в заливе Таранто, основанный колонистами в начале VII в. до н. э. В конце VI в. там был построен красивый храм Геры.

33 Калокагатия (др.-греч. «телесная красота и духовное совершенство») одна из фундаментальных общественных и личных ценностей древней Эллады. Зд.: правление людей, стремящихся к калокагатии.

34 Тяжело болен.- Ферекид Сиросский умер мучительной смертью: все тело его было истреблено вшами.

Так как лицо его стало безобразным, он уклонялся от общения с друзьями, а когда кто-нибудь приходил и спрашивал, как он поживает, просовывал через дверную щель палец, оголившийся до кости, и добавлял, что и все его тело в таком же состоянии.

Посетившему его Пифагору он показал через щель палец, обнажившийся от мяса. Делосцы говорили, что это Аполлон разгневался на него и наслал эту болезнь за то, что он, сидя на Делосе вместе с учениками, много всякого наговорил о своей собственной мудрости. И между прочим, сказал, что он-де никому из богов не приносил жертв и, однако же, прожил ничуть не менее сладостную и беспечальную жизнь, чем те, кто жертвовал богам гекатомбы. Вот за эти легкомысленные речи он, якобы, и понес тяжелейшее наказание.

Заболев, Ферекид сначала потел горячим липким потом, напоминающим слизь, потом покрылся нарывами, а затем завшивел. Пока вши уничтожали его плоть, наступило истощение, и он умер. Судя по дошедшим до нас описаниям болезни, Ферекид заболел тяжелой формой тифа.

35 Тела — др.-эллинский город, основанный колонистами с Родоса и Крита около 690 г. до н. э. на южном берегу Сицилии (совр. Джела).

36 Типпонакт — тиран Гёлы в 498-491 гг. до н. э. С него началась эпоха тираний в Сицилии.

37 Гелон — начальник всадников, который в 492 г. до н. э. стал тираном Гелы. В 488-487 гг. он был победителем в колесничных соревнованиях в Олимпии. В 485 г. его призвали на помощь изгнанные из Сиракуз аристократы (геоморы). Он ограбил Сиракузы и установил там тиранию. Сражался с карфагенянами под Гимерой в 480 г. Умер в 478 г. как сильнейший эллинский предводитель. Его преемником стал брат Гиерон.

38 Гиерон — брат Гелона, Гиерон (ок. 540-467 гг. до н. э.) стал в 478 г. тираном Сиракуз. Воевал с тиррен-цами у Кимы в Кампании в 474 г., а после смерти тирана Акраганта Ферона в 472 г. захватил и этот город. Имел пристрастие к искусствам и спортивным состязаниям. В его правление Сиракузы стали подлинным культурным центром Великой Греции. При его дворе жили и творили поэты Симонид, Пиндар, Бакхилид и трагик Эсхил.

39 Акрагант — г. Агридженто (Сицилия).

40 Реши — г. Реджио ди Калабрия (Италия).

41 Ахайя — этноисторическая область южной Греции, ныне Ахея.

42 Фивы — столица беотийского союза в Средней Греции (ныне Фивэ).

43 Эпаминонд — прославленный политик и полководец беотийского союза городов, добившийся низвержения спартанской гегемонии и установления кратковременного преобладания Фив (379-362 гг. до н. э.).

44 Беотия — этноисторическая область Средней Греции, ныне Виотия.

45 Архипелаг — «изначальное море» (др.-греч.). Это наименование Эгейского моря со всеми его островами и побережьями стало позднее относиться только к островам.

46Деметра — «хтонический даймон», олицетворяющий женскую часть вселенской психической энергии чувства справедливости и мнения, а также женский аспект тверди (Землямать). Деметра является земной ипостасью Геры (энергии солнца), невольной супругой Посейдона, от которого она родила прекраснейшего коня Ариона и владычицу Деспойну. Деметра, как третья Ора по имени Карпо, символизирует земное плодоношение, сбор плодов, а также, в эзотерическом плане,- окончание жизни и подведения итогов поступков и мыслей на посмертном суде (кармический итог: что посеял, то и пожал). Священное животное Деметры — белая кобылица (Деметра-Левкиппа). Отсюда и ее индоевропейский диалектный эпитет Кибела (гомогенно праслав. *kobyla), который она разделяет со своей матерью, ти-танидой Реей.

47 Мусей (др.-греч. «принадлежащий Музам») — один из первых в истории человечества примеров созданий «музейно-мемориальных» строений. Жители Метапонта из любви к Пифагору превратили его жилой дом в небольшое святилище Деметры, а переулок, в котором он находился, назвали «музейным». Аналогичным образом благодарные почитатели творчества Пиндара превратили его жилой дом в Фивах в мемориальный дом-музей.

ЧУДЕСА И ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ЧУДЕСА ПИФАГОРА

С юности много было чудесного в Пифагоре — совершенное тело, благородная осанка и величие, длинные золотистые волосы необычайной красоты. Немало и чудес было сотворено Пифагором в течение долгой жизни.

Направляясь из Сибариса в Кротон, Пифагор встретил на побережье рыбаков и, когда они еще тянули из глубины тяжелую сеть, сказал им, каков будет улов, и точно назвал число рыб. На вопрос рыбаков, что он велит им делать, если так и будет, он приказал отпустить рыб невредимыми, сперва точно пересчитав их. И еще более удивительное обстоятельство: ни одна из рыб за то долгое время, пока велся подсчет, находясь вне воды, не задохнулась, пока он был рядом. Заплатив рыбакам за рыбу, Пифагор ушел в Кротон.

Однажды, когда в гавань Мегар Сицилийских1 (иные говорят — Метапонта) входил корабль, груженный товаром, а находившиеся на берегу молились, чтобы корабль вернулся невредимым, опасаясь за груз, Пифагор подошел и сказал: «Вот увидите: этот корабль везет покойника, не молитесь, чтобы вам досталось то, что находится на подплывающем судне, ибо достанется вам мертвец». Так и было.

Однажды в Кавлонии2 он предвестил появление белого медведя. Случилось так, что некто захотел послушать его речь, но Пифагор не хотел говорить, пока не появится какое-нибудь знамение. После этого вдруг явилась белая медведица.

Однажды в Сибарисе он взял в руки толстую ядовитую змею и затем отпустил ее.

Говорят, что в Тиррении укусившую его маленькую змею, укус которой считается смертельным, он сам убил своим укусом.

Пифагорейцам он сам предсказал восстание, которое действительно произошло. Поэтому он и уехал заранее в Метапонт, никем не замеченный.

Переходя однажды с другими реку Каса3 (или Несс) вброд, он услышал, как его окликнул громкий и сверхчеловеческий голос: «Привет, Пифагор!» Спутников его объял ужас. Но он обратился к реке с приветствием, и река ответила три раза.

Однажды его видели в Кротоне, Метапонте и Тавромении4 в один и тот же день и час. Говорят, что случилось это незадолго до смерти Пифагора.

Присутствуя как-то на состязании и сидя в театре, он встал и, обнажив собственное бедро, невольно показал его сидящим рядом. Оно было золотым. Видел его золотое бедро и гипербореец Абарид.

Кротонцу Миллию он напомнил, что тот — фригиец Мидас5, сын Гордия6 в новом воплощении, и отправил его во Фригию7, чтобы совершить на могиле Ми-даса поминальный умилостивительный обряд.

Однажды белый орел подпустил его к себе и дал себя погладить. Пока Пифагор ласкал его, орел сидел спокойно.

Однажды в Метапонте он почувствовал жажду, зачерпнул воды из источника и, попив, предсказал, что на третий день будет землетрясение. Это в точности сбылось.

На пути из Тарента в Кротон Пифагор посоветовал своему гостеприимцу в Сибарисе Перилаю переселиться вместе с семьей в другой город. Тот не послушался. Вскоре Сибарис был побежден, захвачен и опустошен.

Во время поездки Пифагора в Лакедемон ему ночью во сне явился Геракл и приказал передать спартанцам, чтоб они не ценили ни золота, ни серебра. Той же ночью Геракл во сне являлся и царям, повелев им слушаться Пифагора. Поутру Пифагор объявил лакедемонянам, чтоб не ценили ни золота, ни серебра, иначе их доблесть исчезнет, а держава рухнет. Они вняли его словам.

Остановив даунийскую8 медведицу, приносившую огромный вред местным жителям, Пифагор долго гладил ее. Покормив хлебом и орехами, он отпустил животное, взяв с нее обещание никогда больше не касаться одушевленных существ. Медведица тотчас ушла в горы и леса, и с той поры никогда не видели, чтобы она совершала нападения даже на неразумных животных.

Увидев в Таренте9 на разнотравье быка, жевавшего зеленые бобы, Пифагор, подойдя к пастуху, попросил его сказать быку, чтобы он не ел бобов, ибо из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. Когда пастух посмеялся над ним и отказался, ибо бык не послушает его, Пифагор, подойдя к быку, долго что-то шептал ему на ухо. В результате бык не только тотчас перестал есть бобы, но и впоследствии никогда не ел их и до глубокой старости жил в Таренте, возле храма Геры, где питался пищей из рук людей. С той поры его стали называть священным быком Пифагора.

На Олимпийских играх, когда Пифагор беседовал с учениками о гадании по полету птиц, о символах и знаках, говоря, что орлы — вестники богов, посылаемые боголюбивым людям, в небесах появился орел. Пифагор заставил его спуститься к нему и, погладив, отпустил назад.

Человека, собиравшегося сообщить ему о смерти

сына, он опередил, сказав о ней сам.

Пифагор доподлинно знал, что до Троянской войны он был Эталидом, во время Троянской войны — Эвфор-бом, позже Гермотимом из Клазомен, потом рыбаком Пирром на Делосе. Он помнил все прежние воплощения своей души и знал, что с ним случится в будущем.

Удивление вызывает и строжайшая засекреченность пифагорейского учения: в течение стольких поколений никому не попадали в руки никакие записи пифагорейцев вплоть до времени Филолая.

ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА

Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства.

Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью перед детьми, произнес перед ними речь детскую, перед женщинами — речь, подходящую для женщин, перед правителями или эфебами речь, соответствующую их развитию и уровню понимания.

Он имел дар повелевать животными,

Скачать:PDFTXT

Золотой канон Пифагор читать, Золотой канон Пифагор читать бесплатно, Золотой канон Пифагор читать онлайн