Скачать:PDFTXT
Золотой канон

страну, где обретут вечную жизнь и всевозможные блага.

Себе он соорудил подземную комнату. Сойдя в нее, Залмоксис исчез из среды гетов. Соотечественники тосковали о нем и скорбно оплакивали, как умершего. Его мать тем временем тайно носила ему еду и деревянные дощечки, на которых записывала все происходящее на земле. Так он прожил три года.

На четвертый год Залмоксис явился гетам, тощий как скелет, и объявил, что прибыл из царства Аида. Он рассказывал о странствиях его души в царстве Аида и о том, что произошло за время его отсутствия на земле. Геты были так потрясены, что уверовали его

учению.

Залмоксис установил законы для гетов и вселил в них мужество, убедив, что душа бессмертна.

Еще и поныне галаты и траллы9 и многие из варваров, обитающих у Истра10, учат своих сынов, что душа умерших не разрушается, но пребывает вечно, и потому не нужно бояться смерти, а надо смело идти навстречу опасности.

Абарид (ЛОГОУ ПРО? ABAPIN)

Абарид, воздухоход и чудотворец, был старшим и самым опытным в богослужении жрецом Аполлона в стране Гиперборейцев11. Он прибыл с острова Гиперборейцев на Делос для возобновления старинной дружбы народа, к которому он принадлежал, с жителями острова Делос, на котором родился и особо почитался Аполлон.

Абарид пришел, собирая золото для храма Аполлона и предсказывая мор.

Он отправился в путь из храма со стрелой12, сев на которую, преодолевал реки, озера, болота и горы. Обращаясь к стреле с нужными словами, он проводил очищения, изгонял чуму, отводил бури от городов. Абарид останавливался в святилищах, и никто не видел, чтобы он ел и пил.

Лакедемон после проведенного Абаридом очищения уже не страдал от чумы, хотя прежде эта болезнь часто поражала его из-за тяжелого воздуха в том месте, где он расположен,- Тайгетские горы13 порождают сильное давление в долине. С той поры, как Абарид принес отворотные жертвы, в Лакедемоне никогда не было мора.

Абарид также очистил от болезни город Кносс14 на Крите, а в Афинах ему устроили торжественное прибытие.

Собрав в Элладе золото в дар богу Аполлону Гиперборейскому, Абарид направился на родину, чтобы положить его в храм этого бога. По пути, в Италии, он увидал Пифагора. Тщательно сопоставив его вид с обликом бога, которому он служил, Абарид признал Пифагора Аполлоном Гиперборейским.

Когда Абарид совершал обычный для него обряд жертвоприношений, он, по свойственному всем варварам обыкновению, предсказывал будущее по внутренностям жертвенного животного (особенно подходящими для этих целей всегда считались птицы, в частности куры). Пифагор, не желая мешать его стремлению к истине, предложил более достоверное предсказание, не прибегая к крови жертвы и ее умерщвлению.

Пифагор совершенно точно доказал Абариду с помощью знания природы чисел, что петух — священная птица Солнца.

Пифагор сделал Абарида своим другом и забрал у него стрелу, без которой Абарид не мог находить дорогу. Абарид отдал стрелу Пифагору, собранное для храма Аполлона золото приобщил к имуществу пифагорейской общины и сам остался в ней. Пифагор в сжатом виде изложил Абариду учение о природе богов и научил его способности предвидения с помощью чисел.

КОММЕНТАРИИ

1 Акусматики — «слушатели» от др.-греч. сскотхтпхх,-атоо, «то, что слушают». Этот термин можно истолковать и как «обучаемые с помощью акусм (символов)», ибо акусматики выучивали наизусть символические речения Пифагора.

2 Политики — «искусные в государственной деятельности» {др.-греч.). Так как пифагорейская община была своего рода государством в государстве со своим уставом и законами, она нуждалась в собственных организаторах. Впрочем, в тех полисах, где должностными лицами были пифагорейцы, они занимались и делами всего города-государства, а не только пифагорейской общины. Политиков назначал сам Пифагор из числа акусматиков.

3 Ойкономики — хозяйственники, «лица, искусные в управлении домохозяйством» (др.-греч.). Они были казначеями, распоряжались золотым и серебряным запасом общины, ее движимым и недвижимым имуществом. Назначались Пифагором из числа акусматиков.

4 Номотетики — законоположенники, искусные в законодательной деятельности, проводили в жизнь законы и устав общины, переданные им Пифагором, следя за их исполнением и осуществлением. Назначались Пифагором из числа акусматиков.

5 Эсотерики (др.-греч. «допущенные внутрь», зд.: за занавес) — члены общины, посвященные в тайны учения, которые уже не занимались вопросами управления общины.

6 Локрийцы — граждане эллинской колонии Локры Эпиэифирийские, совр. городок Локри в Калабрии, Италия.

7 Аспенд — город в Памфилии (вилайет Анталья, Турция).

8 Гст — представитель полукочевого индоевропейского этноса степных местностей Нижнего Подунавья.

9 Траллы — иллирийский этнос в Подунавье, занимали области совр. Югославии и Видинской обл. Болгарии.

10 Истпр — диалектное индоевропейское наименование Дуная со значением «(много)струйный».

11 Страна Гиперборейцев — хороним, лишенный конкретно-исторического значения. Др.-греч. прилаг. «гипер-борейос» имеет значение «(расположенный) выше Борея», т. е. расположенный севернее ветра Борея. Так как Борей обитает в горной пещере к северу от Фракии, в горном хребте Гем (Стара Планина и Карпаты), то страна Гиперборейцев должна была располагаться к северу от этих горных стран. Гиперборейская область, таким образом, охватывает страны Восточной, Центральной и Западной Европы выше 45 или 50 градуса северной долготы. Гиперборейцами могли называть как жителей Скандинавских стран, так и Великобритании (иногда речь идет об «острове Гиперборейцев»). В стране Гиперборейцев с осени до весны обитал Аполлон. Жители этой страны считались служителями Аполлона Гиперборейского.

12 Стрела Аполлона Гиперборейского.- Делались многие попытки дать толкование этой неясной реалии. Одни усматривают в этой стреле древний компас, другие — копье Луга или Тора и т. д.

13 Тайгетские горы — горный хребет, разделяющий Лаконику и Мессению (Греция).

14 Кносс — древний город, столица минойской державы на Крите. Руины близ совр. г. Ираклио, Крит, Греция.

КАТАЛОГ ПИФАГОРЕЙЦЕВ

Абарид с острова Гиперборейцев — гиперборейский жрец Аполлона, ставший преданным учеником и последователем Пифагора.

Автохарид из Лакедемона.

Агей из Кротона.

Агел из Кротона.

Агесарх из Метапонта.

Агесидам из Метапонта.

Агил из Кротона.

Акмонид из Тарента.

Акусилад из Тарента.

Алиох из Метапонта.

Алкий из Метапонта.

Алкимах с Пароса1 — математик, противившийся упразднению отеческих законов, даже если они несовершенны.

Алкмеон из Кротона — математик, один из самых известных пифагорейцев.

Амикл.

Аминий — учитель Парменида из Элей2.

Анаксагорфилософ.

Антимедонт из Кротона.

Антимен из Метапонта.

Анфен из Карфагена3.

Аолпек из Метапонта.

Аполлоний из Тианы4 — известнейший неопифагореец I в. н. э.

Арес (Аресан) из Левкании — шестой схоларх пифагорейцев, спасенный какими-то чужестранцами во время осады Кротона.

Аримнест — любимый сын Пифагора, открывший семь премудрых пропорций, и среди них — пропорцию золотого сечения, гармонических интервалов музыки. Начертав их на бронзовом посвятительном даре, поместил в храм Геры. Дурис Самосский во второй книге «Летописи» упоминает Аримнеста и говорит, что он был учителем Демокрита.

Аристангел из Кирены5.

Аристей из Метапонта — второй схоларх пифагорейцев, немного старше по возрасту самого Пифагора. Ему, как самому старшему, Пифагор вверил свою школу, покидая навсегда Кротон.

Аристей из Проконнеса6 — чудотворец. Его душа, когда он впадал в транс, странствовала в отдаленнейших странах, например в Скифии, и видела там различные невероятные народы и существа.

Аристид из Регия.

Аристипп из Тарента.

Аристоклид из Тарента.

Аристократ из Регия — законодатель.

Аристоксен Гармоник из Тарента (360-310) — известный пифагореец, ученик Ксенофила, писал о музыке, философии, истории и педагогике (около 450 трудов). Ему принадлежат первые в европейской традиции (дошедшие) книги о музыке «Элементы гармоники» и «Элементы ритмики». Из его сочинений «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Жизнь Пифагора», «Жизнь Ар-хита» античные авторы черпали основные факты и материалы о жизни и учении Пифагора.

Аристомен из Метапонта.

Аркей из Тарента.

Архемах из Тарента.

Архипп с Самоса.

Архипп из Тарента — пифагореец, спасшийся во время сожжения его друзей в доме Милона вместе с Лисидом и вернувшийся на родину.

Архит Старший из Тарента — акусматик, один из пифагорейцев, который остался в Великой Греции и не присоединился к остаткам школы в Метапонте и Ре-гии. Согласно предписанному Пифагором умолчанию о божественных таинствах, прибегал к загадочным для непосвященных способам выражения и скрывал с помощью символов истинный смысл своих диалогов.

Архит из Тарента — стал сторонником письменного изложения учения Пифагора. Его считают автором сочинений «О математических науках», «О музыке», «О флейтах», «Диатрибы», «Декада», «О махинах», «О земледелии». Архит спас Платона от казни тираном Дионисием, а сам Платон в седьмом своем письме говорит, что Архит помог ему отплыть в Элладу, когда его грозились убить наемники.

Астей из Тарента.

Астил из Метапонта.

Афамант из Посидонии7.

Бабелика из Аргоса8.

Бафилай из Посидонии.

Биндако — сестра левканов Оккела и Оккила.

Бриант из Кротона.

Бриант из Тарента.

Брисон — представитель старшего поколения пифагорейцев. Согласно предписанному Пифагором умолчанию о божественных таинствах, прибегал к задвенадцати пятиугольников, Гиппас погиб в море как нечестивец.

Гиппобот — историк философии.

Гиппомедон — акусматик.

Гиппомедонт из Аргоса.

Гиппон с Самоса — «математик», занимался ботаникой, медициной, исследовал свойства мозга, описывал космогонию наподобие Гиппаса и Филолая, основой всего сущего считал воду.

Гиппострат из Кротона.

Гиппосфен из Кизика.

Гиппосфен из Кротона.

Гиттий из Аокр.

Годий из Карфагена.

Дамармен из Метапонта.

Дамокл из Кротона.

Дамон из Сиракуз10 (первая треть IV века до н. э.) — друг пифагорейца Финтия, теоретик музыки, изучавший воздействие музыки на родственную ей душу как средство этического воспитания и разработавший учение об этосе музыки.

Демосфен из Регия.

Дамотаг из Метапонта.

Дексифей с Пароса.

Демокед с Книда11 — сын Каллифонта, книдского жреца Асклепия, знаменитый кротонский врач. По словам одних, он практиковал на Эгине12, где и женился. Он излечил некогда Поликрата, тирана Самосского, за два таланта золотом. Был позже приглашен Дарием и долгое время жил у него при дворе. Он первым ввел у варваров греческую медицину, после пребывания в Сузах13 и у мидийцев стал учеником Пифагора и предпочел богатство Пифагоровой мудрости сокровищам персидского царя. Написал врачебную книгу. Другие говорят, что обычай роскошно одеваться в Кротоне пошел не от роскоши, а от врача Демокеда. Демокед был кротонец родом, жил при дворе Поликрата Самосского. А после его смерти (Поликрата убил Оройт14) взят в плен персами и увезен к царю Дарию. Демокед излечил жену Дария и дочь Кира Атоссу15, страдавшую грудной болезнью, и попросил в награду послать его в Элладу, пообещав вернуться. Добившись этого, он уехал в Кротон. Когда он пожелал там остаться, один из сопровождавших его персов арестовал его, утверждая, что тот раб царя. Кротонцы отняли Демокеда и, сняв с перса одежду, облачили в нее слугу притана16. С

Скачать:PDFTXT

Золотой канон Пифагор читать, Золотой канон Пифагор читать бесплатно, Золотой канон Пифагор читать онлайн