Скачать:PDFTXT
Золотой канон

прославленный аттический философ-идеалист, основатель Афинской Академии.

24Демокрит (460-371) — др.-греч. философ, основатель философской школы в Абдерах, родоначальник европейской атомистики.

25 Халкидика Фракийская — совр. обл. Халкидики, Греция.

26 Перипатетик — представитель школы Аристотеля. Наименование происходит от места для прогулок (перипа-тос) в Афинском Ликее, где читал лекции Аристотель и собиралась его школа.

27 Аристоксен — род. в 354 г. до н. э. в Таренте, ум. в 300 г. в Афинах, теоретик музыки, философ школы Аристотеля, писатель.

28 Понт — Черное Море, зд. область в Анатолии (совр. вилайеты Орду, Гиресун, Трабзон и Ризе, Турция).

29 Катана — др.-греч. колония у подножия Этны в Сицилии, основана халкидцами в 728 г. до н. э., совр. город Катания, Италия.

30 Дардан — город на южном берегу Геллеспонта, в устье р. Родий. Совр. вилайет Чанаккале, Турция.

31 Эмпедокл (около 495-435 гг. до н. э.) — философ из Акраганта, который, по преданию, спустился в кратер Этны. (См.: Жмудь Л. Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме, СПб., 1994, с. 291-295.)

32Гераса — др.-греч. город.

33 Пещера Трофония — подземное святилище Зевса-Трофония в г. Лебадия (Беотия) с храмом и оракулом Хто-нического Зевса.

34 Летодочь титанов Койя и Фойбы, мать Аполлона и Артемиды.

35 Бревнодревний аниконический образ богини, пережиток фетишизма.

36 Кратерсосуд для смешивания вина и воды.

37 Драхма — зд.: мера веса в 6 гр.

38 Фурии — панэллинская колония, основанная под предводительством афинян в 444-443 гг. до н. э. в области запустевшего города Сибариса.

39 Гимера — халкидско-дорийская колония на сев. берегу Сицилии, основанная в VII в. до н. э. В 482 г. до н. э. была разграблена тираном Акраганта Тероном. В 480 г. до н. э. у ее стен тиран Гелон нанес поражение карфагенянам. В 408 г. до н. э. была разрушена карфагенянами.

40 Гипподам Фурийский — Гипподам (V в. до н. э.) родом из Милета, современник Перикла, прославленный зодчий и градостроитель, построивший Афинский Пирей и всеэллинскую колонию Фурии в Лукании. Гипподам изобрел рациональное городское устройство, ортогональную планировку улиц и кварталов (Гипподамова система). Был сторонником умеренной демократии, основанной на равновеликой собственности граждан.

41 Теэтет (410-368 гг. до н. э.) — философ из Афин, ученик Платона, математик. Его достижения излагаются в X и XIII книгах «Элементов» Эвклида.

42Протагор (480-410 гг. до н. э.) — философ из Аб-дер, самый известный софист, за большую плату обучавший правоведению, риторике, этике и грамматике.

43 Коринф — руины др.-греч. города близ совр. Коринфа (Греция).

УЧЕНИЕ.

УЛУЧШЕНИЕ

ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ И ДЕТОПРОИЗВОДСТВА.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

УЧЕНИЕ ПИФАГОРА

Боги послали Пифагора улучшить человеческую природу при помощи воспитания и обучения. При этом каждый должен был нести бремя своего долга самостоятельно и облегчить его было нельзя.

Цель пифагорейского учения была такова:

1) спасти и освободить от стольких цепей и оков плененную от рождения душу (ум); без нее никто не может познать ничего здравого и истинного с помощью какого бы то ни было чувства;

2) вложить в ум, очищенный и усовершенствованный тайными математическими обрядами, полезное и божественное. Ум не должен бояться освобождения от предметов телесных, а ведомый к бестелесным, не должен отводить от них взгляда из-за их слишком яркого блеска или обращаться душой назад к страстям, пригвоздившим его к телу, как и ко всем низменным страстям, действующим в мире становления.

Самые главные и незыблемые правила Пифагор предписал хранить словно тайны богов. Их следовало держать в памяти незаписанными и, храня словесное воздержание, не разглашать среди посторонних. Эти правила ученики Пифагора передавали своим преемникам из уст в уста. В присутствии непосвященных они говорили иносказательно и символически.

Устное учение Пифагора вначале хранили его математики и акусматики, пережившие гонения. Затем, опасаясь, как бы философия совсем не погибла среди людей, они собрали записи старших товарищей, записали то, что помнили сами из утраченного, а также некоторые заметки иносказательного и самого общего характера (символы акусматиков и математика). Эти записки они давали читать дома своим ученикам и домочадцам, а умирая, завещали сыновьям, женам, дочерям и внукам никому не давать читать их вне дома. Так и проходила в дальнейшем передача учения.

Культовые правила Пифагора, пожалуй, знакомы многим, поскольку они содержатся в исторических записках, но его прочие мудрые мысли известны гораздо меньшему кругу людей.

Латиняне читают «Священное Слово» от Пифагора, однако не все, а лишь те, кто готов причаститься к его поучениям о добром и не совершает ничего постыдного.

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ

Пифагор первым провозгласил необходимость воцарения во вселенной всеобщей любви и согласия (ФЙЛЙА KAI APMONIA). Через утверждение всеобщей любви произойдет улучшение человеческой природы — так учил Пифагор.

Слово «любовь» (ФЙЛЙА, ФЙЛЙН) по Пифагору охватывало отношения родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен, друзей и товарищей (ГONEYУI ПРОУ ПАДАУ KAI АДЕЛФО?У ПРО? А?ЕЛФО?У KAI ГYNAIОI ПРО? ANДPAУ KAI ETAIPOIУ ПРОХ ETAIPOYУ). Эта любовьотношение к предмету любви (EИANE ДАМАР, Е?ЙРЕ Ф?ЛЙАN), отношение союзников и братьев по оружию (ФЙЛЙА KAI ZYMMAXIA), пристрастие, склонность, стремление к выгоде, мудрости и прочим абстракциям (ФЙЛЙА TOYУ KEPAOYУ, ФЙЛЙА THE УОФ?А?).

Пифагор всю жизнь проповедовал дружеское полюбовное согласие (Ф?ЛЙКН УХМЦЩНЙA) всех со всеми, даже с неразумными животными, которое достигается через справедливость, природную взаимосвязь и общность, через здоровье и здоровый образ жизни, благоразумие.

Полюбовного согласия всех со всеми по Пифагору можно достигнуть следующим образом:

| богов с людьми — через благочестие и литургию1;

| разумной части души (умственной, рассудочной) с неразумными ее частями (пылкой) — через философию и умозрение;

| души с телом — через правильный образ жизни, телесное и душевное здоровье;

| людей друг с другом: мужа с женой и домочадцами, братьями и сестрами — через неискаженные взаимоотношения; сограждан — через твердую законность; разных народов — через истинное знание ими природных свойств друг друга (ОР?Н ФY?IOЛOГIA).

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ДЕТОПРОИЗВОДСТВА

Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кормят и воспитывают детей с полным пренебрежением. А ведь это — основная причина того, что множество людей дурны и порочны духом и телом. Многие производят на свет себе подобных с каким-то безрассудством, подобно животным.

Рожденных с природным недостатком или в результате насилия (YBPIУ) надо устранять, подобно тому, как это принято у спартанцев. Оставлять необходимо лишь тех, кто появился на свет полноценным, в результате осмысленного и законного деторождения, учил Пифагор.

Он полагал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем:

| разумный и здоровый образ жизни супругов;

| отказ от несвоевременного и избыточно обильного употребления пищи;

| отказ от пищи, ухудшающей телесные свойства;

| полный отказ от употребления вина.

От плохого, нестройного и беспорядочного смешения пищи возникает порочное семя, ибо все, что употреблено в пищу, порождает определенное состояние тела и души.

Нельзя сходиться с женщинами для деторождения объевшись или напившись вина,- от тела, находящегося в дурном, неслаженном и беспорядочном состоянии не родится соразмерное и прекрасное (EYPYИMA KAI КА?А), равно как и нравственно хорошее (АГА?А) потомство.

Пифагор хвалил законы, которые строго запрещают сходиться отцу с дочерьми, матери с сыновьями, братьям с сестрами.

Нужно, поучал Пифагор, чтобы подросток, благодаря своему воспитанию, не стремился до 20 лет к любовным утехам и близости подобного рода, а достигнув этого возраста, прибегал к ним, но редко. Невоздержанность и здоровье в одном человеке несовместимы.

Похоти и стремлению к любовным утехам прекрасно и полезно ставить как можно больше препятствий, особенно в юном возрасте.

Нужно остерегаться преждевременного плода, чтобы плоды и семена вышли из сильных и достигших зрелости тел.

ПИФАГОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(РAIДEYTIKON)

Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий не менее опрометчиво.

Ибо только образованием люди отличаются от животных, рожденные свободными от рабов, эллины от варваров, философы от невежд.

Образование, будучи общим достоянием, представляет собой плод одаренности тех людей, которые первенствовали в каждом отдельном поколении, ибо они открыли то, что впоследствии стало образованием для других.

Природа постаралась сделать так, что образование можно и взять от другого человека, и дать его другому, продолжая тем не менее обладать им самому.

Образование, как полагают добрые и прекрасные люди (КА?О? К’АГА?О?), остается нам верным до нашей смерти, а некоторых одаривает и бессмертной славой.

Нужно удерживать и сохранять в памяти все, чему учишься и что тебе говорят. Следует приобретать знания и слушать лекции до тех пор, пока их может воспринимать заучивающая и запоминающая часть души. Именно она ведает познанием и именно в ней хранится познанное.

Пифагор очень высоко ценил память и прописывал ученикам специальные упражнения для ее усиления. По его мнению, нет ничего более важного для познания (Е?ЙУТНМН), опыта (ЕМПЕ?Р?А) и интеллекта (?PONHУIУ), чем способность помнить.

Он придумал такие приемы обучения: медленно и постепенно, всегда одним и тем же образом, начиная от более мелкого и несущественного, переходить к созерцанию вечного и родственного ему бестелесного, чтобы полная и внезапная перемена не спугнула и не смутила нас, издавна привыкших к дурной «пище». Вот почему для предварительной подготовки духовного зрения к переходу от всего телесного, никогда не пребывающего в одном и том же состоянии, к истинно сущему он обращался к математическим и иным предметам, лежащим на грани телесного и бестелесного (эти предметы трехмерны, как все телесное, но плотности не имеют, как все бестелесное). Это подводило душу к потребности в настоящей «пище». Доходя с помощью такого приема до созерцания истинно сущего, он дарил людям блаженство, а для этого ему и требовались математические упражнения.

Правильно проводимое обучение должно быть добровольным и осуществляться по обоюдному желанию ученика и учителя. Всякое добровольное изучение наук и искусств правильно и достигает цели, а принудительное негодно и безрезультатно.

Прекрасно, когда учитель умеет убеждать, а ученики — повиноваться.

ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ

(РAIДEYTIKON)

Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах,- вот главный путь настоящего воспитания. Смотреть на прекрасные формы, привлекательные образы и примеры доставляет удовольствие, приносит пользу и исправляет людей.

Пифагор неустанно заботился о воспитании. Он придумал систему государственного воспитания,

Скачать:PDFTXT

Золотой канон Пифагор читать, Золотой канон Пифагор читать бесплатно, Золотой канон Пифагор читать онлайн