изобрел эпитрит — три линии государственного устройства. Он же — автор множества способов обучения.
Те юноши, которые хотят быть счастливыми, должны обратить внимание на восприятие и мнения старших и правильно живущих людей.
Пифагор учил своих слушателей прежде всего избавляться от всякого рода невоздержанностеи и молчать обо всем том, что они от него слышали. Он учил также, что истинная любовь к прекрасному (Ф?ЛОКА?ЙА) состоит в занятиях и добрых нравах.
Пифагор стремился исправить нрав каждого человека по-разному, в зависимости и от природы и возможностей этого человека.
Заботу о людях проще всего осуществлять через их органы чувств, с помощью которых можно созерцать прекрасные формы (золотое сечение, совершенные фигуры) и виды, слушать прекрасные песни и ритмы. Он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам для излечения человеческих нравов и страстей и установления изначальной гармонии душевных сил.
Он стал придумывать для учеников как можно более близкие подобия всего этого, подражая небесному звучанию с помощью инструментов или пения.
Пифагор проповедовал среди своих учеников самые разнообразные способы сдерживания и подавления страстей и пороков и полагал, что любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела — болезнь, от желудка — излишество, от всего в целом — неумеренность. Пифагор учил также, что боги неповинны во зле и страданиях. Все болезни и телесные страдания — результат человеческой невоздержанности.
Когда душой овладевает гнев (MHNIУ), Пифагор советовал удалиться от окружающих и наедине с собой пытаться мужественно подавить страдание души и излечиться от него. Пифагор изобрел магические слова и особые мелодии для заклинаний души и ее гармонизации. В момент сильного приступа гнева, например, неплохо было бы сойти к морю и поплавать до смены настроений.
Когда душой овладевает гордыня (YBPIУ), следует ей напомнить о преходящем характере земного бытия и тленности всего мирского. Необходимо развивать в себе пренебрежение к славе и богатству, нелицемерное уважение к старшим, искреннее чувство равенства и благожелательное отношение к родственникам, внимательное участие к младшим и поддержку их без чувства превосходства.
Когда душой овладевает тщеславие, ее исцелит лишь пренебрежение к людской молве, словесное воздержание и полное молчание.
Когда душой овладевает зависть, исцеление приносит пренебрежение к людской славе и богатству, внимательное участие и поддержка младших без чувства зависти к их молодости.
Когда душой овладевает скаредность, исцеление принесет напоминание о неподвластности вещей смертным, ибо они останутся после смерти хозяина.
Когда душой овладевает страх и трусость, спасительно быть готовым встретить даже смерть с радостью.
Когда душой овладевает чревоугодие, целительно воздержание от мяса одушевленных существ и вообще всяких излишеств, отказ от вина, пост и краткий сон.
Когда душой овладевает похоть и страсть к насилию, спасительно воздержание от некоторых видов пищи и питья, разжигающих страсти.
Когда душой овладевает леность, спасение принесет воздержание от некоторых видов пищи, препятствующих уму быть бодрым и чистым, напряженное и неустанное внимание при изучении и освоении сложнейших основоположений.
Пифагор избегал людей, выставляющих напоказ свои знания и открывающих свои души, словно ворота харчевни, всякому встречному за деньги. Если на их родине не находятся покупатели их товара, эти люди сами рассеиваются по городам. Такие работают с юношами в гимнасиях ради наживы и берут плату за недостойное дело. Не следует обучать добродетелям тех, кто приходит учиться, за плату. Ведь те, кто берут плату, оказываются хуже резчиков герм и колес-ничников. Последние, когда кто-нибудь закажет им за деньги герму, по крайней мере ищут пригодную для создания образа древесину. А взимающие плату за обучение добродетели, философствующие софисты, используют то, что уже приготовлено природой.
КОММЕНТАРИИ
1Литургия — жертвенное служение богам, служба, почитание.
АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акусмы (ТА AKOYУMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинскую словесность новыми эзотерическими смыслами.
От Пифагора идет традиция акусматического (EYMBOЛIKH, «символического») обучения. Имелось три вида акусм, или символов (ТА ?YMBOЛA). Первый вид акусм от Пифагора строился примерно так:
| Что такое острова Блаженных1? — Солнце и Луна.
| Что такое прорицалище в Дельфах? — Тетрак-тида, то есть гармония, в которой заключены сирены.
| Кто ты, Пифагор? — Аполлон Гиперборейский.
| Половина всего дела — начало.
| Старость подобна всему тому, что уменьшается, а молодость — тому, что нарастает.
| Все годится (сопричастно) числу.
| Эсто2 — сущность.
| Благом являются труды (трудности), наслаждения же — во всех отношениях — зло.
| Вселенная — это космос («украшенное»); она названа так по порядку и красоте, которые ей присущи.
| Северный полюс Земли — «печать Реи», а Медведи (APKTOI) — «руки Реи».
| Планеты — «псы Персефоны3».
| Плеяды — «лира Муз».
| Центральный очаг, демиургическая сила — «Зевсов острог» (?ЙПУ ПХРГО?) или престолы Зевса (ДЙПУ ИPONOI).
| Есть человек двуногий, и птица, и третье, другое.
Второй вид символов идет от Фалеса и Семи Мудрецов и восходит к популярной форме народной дидактической словесности:
| Что всего старше? — Бог, ибо он безначален.
| Что всего больше? — Пространство. (Мироздание объемлет все остальное, а пространство объем-лет и само мироздание.)
| Что всего разумнее? — Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет.
| Что всего неотъемлемей? — Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет.
| Что всего полезней? — Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием.
| Что всего вреднее? — Порок. Он больше всего портит вещей одним своим присутствием.
| Что самое праведное? — Жертвовать.
| Что самое мудрое? — Число.
| Что второе по мудрости? — Давать имена вещам.
| Что самое мудрое у эллинов (ПЙ ПАР’HM?Н)? — Искусство врачевания.
| Что самое прекрасное? — Гармония. (Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него как часть.)
| Какая из плоских фигур самая прекрасная? — Круг.
| Какая из телесных фигур самая прекрасная? — Шар (Сфера).
| Что всего сильнее? — Неизбежность. Она неколебима.
| Что самое сильное? — Мысль.
| Что всего легче переносится? — Естественное. Ибо даже сладостное часто вызывает отвращение.
| Что самое справедливое? — Жертвоприношения.
| Что самое лучшее? — Счастье (EYДAIMЩNIA).
| Что самое трудное? — Познать самого себя.
| Что самое легкое? — Жить по привычке.
| Какое высказывание можно считать самым правдивым? — Что люди злы.
Третий вид символов предписывает то, что следует делать или не следует делать:
| Более всего следует заботиться о философии, родителях (так как последним мы обязаны тем, что живем), философах и воспитателях (им мы обязаны тем, что живем хорошо и разумно, обретя в их лице правильное руководство).
| Не разрушай в себе бога!
| Не перешагивай через весы, соблюдай меру. Ярмо не перешагивай (МН ZYГON YПEPBAINEIN!), т. е. не лихоимствуй.
| Венок не ощипывай, т. е. законов не нарушай, ибо они — венки полиса.
| Следует обзавестись потомством, чтобы оно служило богам после тебя.
| Следует первой подвязывать правую сандалию.
| Не следует ходить торными дорогами. Избегая торных дорог (по которым идет большинство), ходи тропинками.
| Идя в храм поклониться, не говори и не делай ничего житейского…
| Не заходи в храм мимоходом и не поклоняйся походя ни в коем случае, даже если будешь проходить мимо самых дверей.
| Приноси жертвы и поклоняйся босиком. Следует подходить к алтарю и приносить жертву необутым (босиком).
| Не следует окунать руку в сосуд с водой для освящения.
| Во время жертвоприношения ногтей не подстригай.
| Воздерживайся от живого.
| Не ешь ни того, что недозволено,- рождения, роста, начала и конца, ни того, откуда происходит первая основа всего (т. е. воздерживайся от филейной части, яичек, гениталий, матки, костного мозга, ног и головы жертвенных животных).
| Мозга не ешь.
| Сердца не ешь.
| Эритину4 не ешь.
| Мальву5 расти, но не ешь.
| Воздерживайся от чернохвостки, ибо она посвящена подземным богам.
| Воздерживайся от бобов. Не следует касаться (есть) бобов.
| Не следует мыться в общей бане. Чисты ли те, вместе с кем ты это делаешь?
| На обрезки своих волос и ногтей плюй.
| Поворотясь к Солнцу, не мочись.
| Стульчак факелом не оттирай.
| На дороге не гадь.
| Не следует ни с кого снимать его ношу, но, напротив, следует помогать ее взваливать. Поднимающему ношу взваливать помогай, снимающему сваливать не пособляй.
| Не следует сходиться для детопроизводства с женщиной, имеющей на себе золото, дабы не осквернить его.
| Не следует заниматься любовью или рожать детей в храме, дабы не осквернить его.
| С богатой (женщиной) для деторождения не сходись.
| Не следует носить изображения божества на перстне в качестве печати, дабы не осквернить бога. Изображения бога на перстне не вырезай.
| Перстень не носи.
| Следует хранить образ божества в жилище.
| Следует совершать возлияния богам через ушко сосуда ради хорошей приметы и чтобы никто не пил с этой стороны.
| Не глядись в зеркало при светильнике.
| Не следует говорить о пифагорейских предметах без света (в темноте). О пифагорейских вещах без света не говори.
| Без удержу не смейся.
| Следует давать самый лучший совет спрашивающему, ибо совет священен.
| Не протягивай десницу всем без разбора.
| Следует брать жену правой рукой, когда уводишь ее от отцовского очага к своему6.
| Следует относиться к жене как к просительнице.
| Не следует жену преследовать.
| Не следует приносить в жертву белого петуха, так как он — проситель и посвящен Месяцу. Он указывает время и потому посвящен Месяцу и Солнцу.
| Петуха корми, но не закалывай, ибо он посвящен Месяцу и Солнцу.
| Никаких когтистых тварей (хищных птиц) в доме не содержи и не выкармливай.
| Ласточку в дом не пускай. Не допускай в доме присутствия ласточек, ибо они неблагодарны и не заслуживают доверия.
| Следует входить в храм в чистых и белых одеждах.
| Покойника следует обряжать в белые и чистые одежды. Чистота и белизна — свидетельство прямоты и справедливости.
| Не следует заходить в храм походя.
| Не следует рассматривать службу божеству как нечто второстепенное.
| Не смей не верить сказаниям о богах или божественным учениям, даже если они невероятны.