| Следует стойко сражаться и получать рану спереди, тогда смерть благо, если поступаешь наоборот — она позорна.
| Надо ставить на стол соль в напоминание о справедливости. Соль все сохраняет, она рождена самыми чистыми стихиями — солнцем и морем…
| Не следует преломлять хлеб. Того, что сводит людей вместе, делить не нужно — это не принесет пользу человеку на суде в доме Аида.
| След горшка на золе стирай. Не оставляй на золе следов снятого горшка, а сглаживай золу.
| На хлебной мере не сиди (т. е. не живи праздно, равно заботься о нынешнем и будущем).
| Поговорка об «отложенной рыбе» (Paroemio-graphi, II, 462) поучает нас всегда откладывать на будущее что-нибудь из наличности и сегодня помнить о завтрашнем дне.
| Бездеятельному сну подобает коричнево-красный и черный цвет. Сну для общения с божеством приличествует чистый белый цвет.
| Встав с постели, сверни ее и разгладь место, где спал.
| Из того, что заслуживает осторожности, более всего следует остерегаться наслаждения.
| Будь сдержан на язык перед другими, следуя богам.
| Когда дуют ветры, поклоняйся (богине) Эхо7.
| Огонь ножом не вороши (т. е. не раздражай еще больше колкими словами вспылившего в гневе).
| Отворачивай от себя всякое острие.
| Обуваться начинай с правой ноги, мыть ноги — с левой.
| Уходя из дому, не оборачивайся, ибо Эринии идут по пятам.
| Предпочитай девиз «что ни фигура, то шаг (к совершенству)» девизу «что ни фигура, то три обола».
| Следует изгонять дух соперничества и вражды из любого вида филии (с родителями и старшими, с братьями и сестрами, с друзьями и благодетелями). Душевных царапин и ран при дружбе (любви) надо наносить друг другу как можно меньше. Это происходит, если умеют уступать и смирять свой гнев оба, особенно — младший.
| Не следует никогда изгонять доверия из дружбы (любви).
| Не следует отказываться от дружбы (любви) из-за несчастья (с партнером).
| Можно отказаться от дружбы (любви) лишь по причине полного разочарования в партнере и в отношениях с ним, происходящего из-за большой испорченности и неисправимости друга.
| Не нужно в ссоре апеллировать к третьему, а нужно унять злобу в себе самих. Первым это должен сделать старший.
Пифагор приводил пояснения и доказательства всех акусм (символов), но так как их передавали друг другу многие и при этом все менее, чем их предшественники, понимали их смысл, то изречения в конце концов лишились своего первоначального смысла и превратились в малопонятные изречения.
Все его предписания относительно того, что следует делать или не делать, имеют целью общение (0М?ЛЙА) с божеством.
Вообще Пифагор полагал, что заучивание подобных акусм (символов) слушателями само по себе благотворно, даже без знания каких-либо причин и объяснений.
Эти предписания и запреты представляют собой смесь народных поверий и примет, древних запретов и обрядов с пифагорейским представлением о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела.
***
Имеется немало акусм, афоризмов и изречений Пифагора, вошедших в мировое культурное наследие Эллады:
| Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
| Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
| Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
| Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
| Делай великое, не обещая великого.
| Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
| Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.
| Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
| Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
| Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.
| Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.
| Молчи или говори то, что получше молчания.
| Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
| Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
| Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.
| Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.
| Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.
| Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.
| Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
| Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
| Пьянство есть упражнение в безумстве.
| Статую красит вид, а человека — его деяния.
| Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
| У друзей все общее, и дружба есть равенство.
| У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.
| Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
КОММЕНТАРИИ
1 О-ва Блаженных — мифическая страна, где пребывают души умерших героев.
2 Эсто — глагольная форма сослагат. накл. глаг. «быть».
3 Персефона — богиня-владычица царства теней умерших, дочь Деметры, супруга Аида.
4 Эритина — эрютрина, рыба-краснушка (барабуля? Mullus surmeletus L.).
5 Мальва — растение просвирняк.
6 «К своему (очагу)».- При совершении свадебного обряда в Элладе сначала происходило символическое отлучение невесты от родительского очага, совершаемое ее отцом. Затем отец передавал ее новому хозяину. Перед домом нового хозяина (жениха) устраивалось притворное похище
ние, после чего невеста вносилась в дом, подводилась к домашней божнице, окроплялась очистительной водой, и после этого она прикасалась к священному огню, на котором совершались жертвоприношения в доме жениха. Затем между мужем и женой происходило символическое разделение еды перед очагом, которое начиналось молитвой и возлияниями богам и ими же завершалось. То, что жена становилась просительницей перед лицом богов, надо понимать в том смысле, что муж становится опекуном жены, отлученной от родительского очага и как бы нашедшей пристанище у мужнина очага, словно у алтаря божества. Так умоляющие о защите и покровительстве бога припадали к алтарю.
7 Эхо — божество горного эха. Нимфа Эхо, наказанная Герой за болтовню, умела произносить только концы слов, не зная их начала. Овидий рассказывает историю о том, как нимфа Эхо влюбилась в Нарцисса и иссохла от любви, но сохранила голос, постоянно звучащий отзвуком чужих слов.
ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ.
ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ (ДЩPIKA)
Пифагорейцы призывали всех эллинов, вступивших в их братство, говорить лишь на родном языке. Лучшим из диалектов они считали дорийский из-за его музыкальной гармонии, полагая, что ионийский и эолийский грешат некоторым хроматизмом1, а аттический — сверх меры.
Старейшим эллинским диалектом Пифагор признавал дорийский. На дорийском говорил Орфей, старейший из поэтов. В пользу особой музыкальной гармонии дорийского диалекта свидетельствуют такие его особенности:
| слова состоят из полнозвучных фонем (УTOI-XEIA);
| тональность гласных не грешит хроматизмами, как в эолийском и ионийском.
Кроме того, Пифагор ссылался на мифологические родословные2, которые также свидетельствуют об особой древности дорийского диалекта. Океан и Тетия породили океаниду Дориду, Дорида и Нерей3 породили 50 нереид, включая и мать Ахиллеса4 Фетиду. Был и Дор, сын Аполлона и Фтии5 (Эллина6 и Орсеиды7). Девкалион8 и Пирра9, дети Прометея и Эпиметея, породили Дора, Дор — Эллина, Эллин — Эола, или по другим мифам — Эллин был отцом трех сыновей — Дора, Эола и Ксута. Жена Ксута и мать Иона и Ахея Креуса, дочь Эрихтея10, рождена на три поколения позже похищения Орифии11 Бореем, позже рождения Эвмолпа12 и появления первых фракийцев.
ПИФАГОР О ПОЭТИКЕ
(ПЕР? OMHPOY)
Больше всего Пифагор любил поэмы и гимны Гомера и написал особый трактат о его поэтике. Этого поэта он рекомендовал и для обучения.
Среди последователей Пифагора называют и Эпихарма Косского, главного представителя дорической комедии, первого мастера комедийного диалога.
ПИФАГОР О РИТОРИКЕ
Пифагор и пифагорейцы немало потрудились и в этой области. Они разработали ораторское искусство и составление эпидейктических речей (ЕП?ДЕЙК-TIKON ГENOУ TЩN ЛOГ?N), предназначенных для наглядной демонстрации.
КОММЕНТАРИИ
1 Хроматизм — зд.: акцент, окрашенность произношения.
2 Родословные.- Традиция составления мифологических родословных восходит к древним логографам VI в. до н. э.- Акусилаю, Гелланику и Гекатею.
3 Нерей — сын Понта и Геи, отец пятидесяти Нереид.
4 Ахиллес — герой Троянской войны.
5 Фтия — океанида.
6 Эллин — сын Девкалиона и Пирры (или даже Пирры от самого Зевса), родоначальник эллинских племен.
7 Орсеида — нимфа, ставшая женой Эллина согласно мифологической Библиотеке Аполлодора.
8 Девкалион — сын Прометея и Анесидоры, древний человек, живший до потопа во Фтии и спасшийся от его вод, построив корабль. Когда потоп отступил, Девкалион вышел из корабля, который сел на мель у вершины Парнаса. Бросая камни через плечо, Девкалион сотворил мужчин.
9 Пирра — дочь Эпиметея и Пандоры. Была супругой Девкалиона, вместе с ним спаслась от вод потопа и стала праматерью эллинских племен. Пирра также бросала камни за спину. Из этих камней появились женщины.
10 Эрихтей — сын Пандиона и Зевксиппы, внук Эрих-тония, царь Аттики, отец многих дочерей.
11 Орифия — одна из дочерей Эрихтея или Эрихтония. Была похищена Бореем и перенесена во Фракию.
12 Эвмолп — сын Хионы, дочери Эрихтея или Эрихтония, и Посейдона, прародитель фракийцев.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ.
О ЧИСЛАХ ГЕОМЕТРИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОТ ПИФАГОРА (КВАДРИВИУМ)
Считается, что математические науки1 Пифагор позаимствовал у египетских, финикийских и халдейских жрецов. Не забудем и о его общении с Фалесом и Анаксимандром — жителями Милета, известными геометрами и астрономами.
Пифагор обнаружил, что гармоника, арифметика, геометрия и наука о фигурах, а также оптика в равной мере согласуются между собой. Поэтому он решил, что эти математические предметы и их начала — причины всего сущего.
ПИФАГОР О ЧИСЛАХ
(YMNOУ EIУ APIИMON)
Пифагор продвинул арифметику вперед и вывел ее за пределы обычных торговых вычислений, сравнивая вещи с числами (моделируя все вещи числами).
Пифагор, сын Мнесарха, самосец, впервые назвавший философию этим именем, считал началами числа и числовые пропорции (EYMMETPIAI), которые он называет «гармониями», а элементами — сочетания этих