жена Инаха, стала прародительницей многих индоевропейских народов. Мелия — значит «ясень».
47 Нереиды — пятьдесят дочерей Нерея, сына Понта, и океаниды Дориды. Нимфы источников, рек, озер и морей. Нереида Галатея считалась прародительницей кельтов и иллирийцев.
48 Плеяды — семь дочерей океаниды Плейоны, которая олицетворяла завершенный годовой сезонный цикл. Шесть Плеяд были бессмертными, одна смертна. Плеяды считались прародительницами нескольких индоевропейских этнических групп, в частности романцев, германцев и др.
49 Хариты — прекрасные дочери Тэтис.
50 Дриады Мелии — прародительницы человечества, родившиеся из капель крови Урана, павших на землю и проросших в виде ясеней.
51 Афродита Урания — богиня любви, родившаяся из семени Урана, упавшего в море и вспенившего волну.
52 Телица Ио — белая телица, посвященная Зевсом в святилище Геры, прежде была девой из рода Инаха, возлюбленной Зевса. Преследуемая слепнем, белая телица Ио пришла в долину Нила после долгих странствий и родила
там Эпафа, сына Зевса. В Египте Зевс, Ио и Эпаф почитались как Осирис, Исида и Гор. К Ио возводятся родословия нескольких индоевропейских народов: персов, индийцев, албанцев, армян и др.
53 Крон — титан, олицетворяющий мужскую часть энергии планеты Сатурн.
54 Рея — титанида, олицетворяющая женскую часть энергии планеты Сатурн. Богоматерь, произведшая на свет Зевса, Посейдона и Аида, Геру, Деметру и Гестию — воплощения верховного бога (Зевса-отца).
55 Кентавр Хейрон — миксантропическое существо (человеко-конь), сын Филиры и Крона, обратившихся в лошадей. Хранитель божественной премудрости на земле, великий учитель многих богов и героев.
56 Пан — одно из древнейших земных воплощений Зевса на земле, молочный брат Зевса Критского, имел еще одно рождение как сын Гермеса и Дриопы. Покровитель всей живности, особенно стад и диких лесных животных.
57 Кентавр Кротос — сын Пана или Гермеса, вознесенный на небеса и ставший созвездием Стрельца.
58 Анесидора — афинское андрогинное божество.
59 Иррациональное число — зд.: число ф, которое обычно выражается дробными числами 0,618 или 0,618034… Это число уникально в том плане, что это единственное число, квадрат которого равен ему плюс единица, и единственное иррациональное число, рациональность ко
торого возрастает по мере увеличения чисел в ряду Фибоначчи.
60 Теоремы Евклида.- Евклидова геометрия — это геометрическая теория, в которой изучаются свойства фигур, не меняющиеся при движениях. Ей свойственно систематическое построение на основе некоторой системы аксиом. Сохранив пифагорейское ядро, Евклид издал свой свод геометрических теорем в III в. до н. э.
61 Музе Пифагорейцев — т. е. происходит из школы Пифагора.
62 Иррациональных чисел.- Зд.: число ТС 3,14159… обозначает в математике число, равное отношению длины окружности к длине ее диаметра. Это трансцендентное число (не удовлетворяет никакому алгебраическому уравнению с целыми коэффициентами). Приближенное значение этого числа выражается простой дробью: 22:7, или, более точно, 335:113.
63 Гарпедонапты (егип. эллинист, harpedonaptai, мудрецы-землемеры) имя, якобы произошедшее от др.-греч. harpedone — «шнур, землемерная веревка». По преданию, гарпедонапты выработали практическую геометрию, занимаясь обмером земельных участков и фундаментов строений при помощи землемерного шнура.
64 Символы Пифагорейского тайного союза — Пентагон и пятиконечная звезда как зрительные выражения глубинных соответствий, связанных с эволюцией жизни во вселенной, были позднее присвоены тайным обществом
вольных каменщиков и доведены до полной профанации большевиками.
65 Угломерный прибор — прибор для измерения углов с целью определения расстояний и высот между точками в пространстве.
66 Учение о визировании.- Зд.: визирование — наводка угломерного прибора на какую-либо точку в пространстве.
АСТРОНОМИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор научился астрономическим теориям у Фалеса и Анаксимандра, халдеев и магов.
Он много говорил о космосе, о всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних другими и затмениях, об отклонениях от правильного движения, об эксцентриситетах, эпициклах и дифферентах.
Он так говорил своим ученикам: «Прекрасно зрелище небосвода и движущихся по нему светил для тех, кто способен усмотреть порядок в этом движении, причастность к первосущему и умопостигаемому — числам и пропорциям».
Он дал имя системе светил, назвав ее космосом из-за присущего ей порядка.
Учение о размерах и расстояниях планет впервые сформулировал Анаксимандр, а первая теория о порядке их расположения приписывается пифагорейцам.
Точнее, первая теория о порядке расположения планет принадлежит Пифагору и она была сильно искажена его учениками.
Пифагорейцы полагали, что Солнце расположено в том месте космоса, которое соответствует числу семь и представляется причиной смены дня и ночи и времен года (TЩN KAIPЩN). Оно движется среди десяти сфер, вращающихся вокруг центра и Очага (EУTIA = Солнце), после сферы неподвижных звезд и пяти планет; за ним на восьмом месте находится Луна, на девятом — Земля, на десятом — Антиземля.
Пифагор открыл, что движение и обращение светил, слагающееся из их шумов, скоростей, величин, положений в созвездии, упорядочены в отношении друг друга определенной музыкальной пропорцией.
Он же учил, что десять сфер движущихся тел (Стильбон, Фосфор, Пироент, Фаэтон, Файнон, Селена-Мена, Антимена, Хтон и Антихтон, сфера неподвижных звезд) отделены друг от друга гармоническими интервалами, скорость движения которых… пропорциональна расстояниям между ними и центральным очагом (Солнцем), причем движущиеся быстрей издают более высокие звуки, а движущиеся медленнее — более низкие. Будучи подчинены гармоническим пропорциям, эти звуки сливаются в музыкальной гармонии звучания1, доступной слуху Пифагора. Остальные не воспринимают на слух эту гармонию, так как привыкли к ней с детства. Планеты движутся постоянно, тона их звучат одновременно, создавая благотворное согласие космических элементов.
Исказив идею учителя, пифагорейцы постулировали невидимые небесные тела Антилуну и Антиземлю, приняв их за планеты. Он же использовал эти понятия для расчетов и предсказаний затмений методом Фалеса. Ибо Антихтон — это затмение Луны, а Антимена — затмение Солнца. Он говорил о том, что одни светила заслоняют другие и происходят затмения.
Пифагор учил, что Солнце и другие звезды — боги, и в них преобладает тепло — причина жизни.
Пифагор утверждал, что собственным движением обладают не только планеты, но и неподвижные звезды, однако они движутся и совершают собственное круговращение таким же образом, как Вселенная, т. е. не поступательно, а крутясь на месте подобно бураву.
Центральный очаг (огонь) — демиургическая сила, которая животворит всю землю из центра и нагревает ее остывшую часть. Поэтому одни называют его «башней Зевса», другие — «Зевсовым острогом».
Светилом пифагорейцы называли Землю в том смысле, что она тоже орудие времени, причина дней и ночей. День она порождает, когда освещается со стороны, обращенной к Солнцу, а ночь — отбрасывая коническую тень.
«Антиземлей», равно как и «Небесной Землей», пифагорейцы называли Луну, во-первых, потому, что она загораживает солнечный свет, а это особенное свойство Земли, а во-вторых, потому что она служит границей небесного (надлунного) мира, подобно тому как Земля — подлунного.
Луна, по Пифагору, освещается Солнцем, отражает его свет, но сама не светит и не греет.
Пифагор полагал, что затмения Луны происходят в результате отражения света и загораживания ее Землей.
Пифагор вслед за Анаксимандром измерял расстояния от Земли до Солнца и Луны и обнаружил, что отношение расстояний от центра вращения Хтона, Фосфора и Стильбона образует совершенную гармонию (13:8:5).
Пифагор вычислил золотое отношение расстояний планеты Хтон и Фосфор от центрального «очага» (Солнца). Ибо Хтон вращается вокруг «очага» за 365 дней, а Фосфор за 225. Их отношение 13 к 8.
Пифагор первым отождествил светило, являющееся на востоке под именем Фосфор, со светилом Геспер западной видимости.
Северную ось он называл печатью Реи, а центр космоса — Зевсовым острогом.
Фалес, Пифагор и его последователи полагали, что небесная сфера разделена на пять кругов, которые они именуют поясами (ZЩNAI): один из них называется арктическим и всегда видимым, другой — летним тропиком, третий небесным экватором или поясом Ориона, четвертый — зимним тропиком, пятый антарктическим и невидимым. Так называемый зодиак наискось накладывается на три средних пояса (круга), касаясь всех трех. Всех их под прямым углом — с севера на юг — пересекает меридиан.
Пифагор говорил, что Земля — сфера с диаметром в 20 мириад олимпийских стадий. Он был первым, кто измерил периметр Земли.
Пифагору первому пришла мысль о вращении Земли вокруг своей оси, вызывающем смену дня и ночи. Эту идею затем развивал его ученик Филолай и последователь Экфант.
Землю Пифагор полагал движущейся вокруг неподвижного Очага и вращающейся вокруг своей оси.
Пифагор первым обнаружил явление прецессии и вычислил эпициклы. Ему приписывают открытие великого эпицикла в 26 тысяч лет, в течение которого совершается полный оборот небес вокруг печати Реи. (Северный полюс мира.)
Он вслед за Фалесом и Анаксимандром рассчитал, что затмения повторяются в одинаковой последовательности через 18 лет, 11 дней и одну треть дня. Этот период халдеи называли сарос2. Великий сарос по Пифагору равняется 3600 лет и 217 дней, а малый — 1800 лет и 113 дней. Сарос смыкает круг времен, и все повторяется снова.
Опираясь на знание эпициклов, Пифагор учил, что все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего. Вообще же, все на земле зависит от небесных явлений и управляется другими, еще более . многочисленными и божественными силами и их энергией.
Пифагор умел предсказывать появление метеоров и комет, а также многое из земных явлений, связанное с эпициклом Гестии. Ибо раз в одиннадцать лет центральный очаг яростно пламенеет и излучает гневные энергии, вызывающие катастрофы.
Согласно учению Пифагора, тождественное повторяется снова нумерически (APIИMЩI).
ПИФАГОР О ГАРМОНИИ
(ПЕРЙ APMONIKHУ). МУЗЫКА
Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками.
Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет ли он придумать для слуха какое-нибудь подспорье, надежное и не вводящее в заблуждение, как, например, придумали для глаза измерение с помощью циркуля или правила и, конечно же, диоптры, для осязания взвешивание на весах и систему мер, Пифагор, прогуливаясь возле кузницы, по какой-то счастливой случайности прислушался к ударам молотков, кующих железо на наковальне и издающих попеременно друг за другом гармоничнейшие звуки, кроме одного парного сочетания.
Он различил в них созвучие, возникающее при всех ударах, затем на каждом пятом и каждом четвертом; промежуток же между двумя последними интервалами сам по себе не образовывал созвучия, но, вписываясь иначе в их отношение, довершал общее созвучие.
Радуясь, словно догадка была внушена ему богом, он вбежал в кузницу и, проделав самые разнообразные опыты, установил, что различие звуков зависит от массы молотков, а не от силы удара и формы пятки у молотка и не от изменения положения железа, которое ковали.
Точно определив вес