Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Золотой канон

совершающие обряды в храмах.

Не следует уничтожать родственных нам живых существ.

Следует делать диких животных более благоразумными и укрощать их словом и делом, а не причинять им вред битьем.

Не следует убивать в храме даже вошь, чтобы ничто мертвое, утратившее форму и ненужное не оскверняло храма и не задевало божество.

Не следует стричь волос и ногтей на праздниках, считая, что забота о внешнем благообразии не должна заставлять нас забывать о власти богов.

Не следует чистить зубы мастикой.

Всякий раз, когда гремит гром, нужно прикасаться ладонью к земле в память о рождении всего сущего (Рея и Дактили).

Перед смертью следует хранить благоговейное молчание, а не воссылать жалобных молитв.

Нужно радостно встречать смерть.

КОММЕНТАРИИ

1 Ученики Асклепия — зд.: школы жрецов-лекарей (асклепиадов) в Эпидавре, Трикке и Косе. (Гиппократ. Избранные книги./ Пер. с греч. проф. В. И. Руднева. Ред. вступ. статьи и прим. проф. В. П. Карпова.- М: Сварог, 1994.- 736 с.)

2 Лептий — город на сев.-африканском побережье (Ливия).

КЛЯТВА ПИФАГОРИЙЦЕВ.

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА.

ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

КЛЯТВА ПИФАГОРЕЙЦЕВ

(OPKOУ)

Клянусь величайшей клятвой — Космосом, Аполлоном и всеми богами и богинями олимпийскими, клянусь изобретшим тетрактиду мудрости нашей, ту, из которой течет источник вечной природы, беря их в свидетели, клянусь исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и обязательство:

| не разглашать тайны этого учения даже под угрозой смерти;

| считать научившего меня наукам и искусствам наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах;

| его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора;

| его наставления, устные уроки и все остальное в практической части учения сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону пифагорейскому, но никому другому;

В чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство и ни в коем случае не возьмусь не за свое дело;

| в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы хозяев, будучи далек от всего злонамеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами;

| что бы я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена.

Преступившего же и давшего ложную клятву да покарают боги.

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА

Пифагор полагал, что хорошим окажется тот ученик, который обладает следующими качествами:

1) способностью хранить молчание (безмолвствовать; EXEMYeiA);

2) способностью хранить в тайне доверенное; .

3) скромностью;

4) способностью не отдаваться безоглядно страстям и желаниям;

5) умением подавлять гнев и вожделение;

6) отсутствием склонности к ссорам;

7) отсутствием непомерного честолюбия;

8) способностью к запоминанию и заучиванию;

9) умением быстро и осмысленно схватывать сказанное;

10) любовным и целомудренным отношением к учению (АГАПНУЙУ KAI УЩФPOУYNH ПРОУ ТА ДIДAУKOMENA);

11) предрасположенностью их природы к смягчению и укрощению (KATAPTYУЙУ).

Проверка и оценка характера ученика

Прежде чем принять кого-нибудь себе в ученики, Пифагор долго присматривался к нему, стремясь оценить его характер;

1) расспрашивая других об их поведении с родителями и остальными домашними;

2) наблюдая несвоевременный смех, молчание, разговорчивость сверх меры;

3) наблюдая их порывы и стремления;

4) узнавая, каковы их друзья и знакомые;

5) примечая, каково их общение с друзьями и знакомыми, с кем они в основном проводят время;

6) подмечая, кто из встреченных ими людей вызывает у них радость или огорчение;

7) наблюдая их внешний вид, телесные особенности;

8) наблюдая их походку и все телодвижения в целом;

9) отмечая их отличительные признаки. Приняв кандидатов в ученики, Пифагор назначал

им различные испытания:

Сначала ожидание — 3 года; проверяя, много ли в ученике твердости и истинной любви к учению, не пришел ли он ради престижа, презирает ли почести.

Затем Пифагор предписывал им пятилетнее молчание — наиболее трудный вид воздержания. Те, кто учредил мистерии, предписали и молчание.

Затем имущество ученика переходило в общую собственность и передавалось государственникам (ПО?ЙТЙКОЙ), которые были и домоправителями

(OIKONOMIKOI) и законоположенниками (NOMOИETЙKOI). Эти должности занимали эксотерики-аку-сматики со стажем и опытом. Если после этого ученик был отвергнут по какой-либо причине, он получал имущества из общей кассы вдвойне больше.

Акусматики через пять лет безмолвствования и эк-сотерического учения (они слушали учителя, скрытого занавесом) могли стать эсотериками, допущенными внутрь занавеса и получившими возможность созерцать и слушать Пифагора непосредственно.

Не выдержавшего испытания считали умершим, на том месте, где он сидел, насыпали надгробный холм и воздвигали обелиск.

Были, помимо испытания молчанием, особые священнодействия и посвящения в тайны учения.

Примерно через 10 лет общего обучения ученики из разряда акусматиков-эксотериков становились математиками-эсотериками и могли лично созерцать Пифагора за занавесом во время лекций (ЛОГОЙ). Их еще называют пифагорейцами.

Подлинные пифагорейцы-эсотерики жили совместно, имея общее имущество. Акусматики и стремящиеся к обучению жили отдельно, имели собственное имущество, только науками они занимались совместно с остальными.

Соблюдая запрет Пифагора, никто из философов Пифагоровой школы, достигших высших ступеней посвящения, не приносил в жертву живых существ и не употреблял в пищу даже мясо жертвенных животных.

Другим же ученикам, политикам, ойкономикам и прочим акусматикам Пифагор разрешал приносить в жертву богам одушевленных существ (или петуха, или барана, или каких-нибудь из новорожденных животных). Быков приносить в жертву он запрещал.

Община пифагорейцев-«совместнослушающих» (OMAKOOI) имела дом совместного слушания с аудиторией (OMAKOEION).

Каждой отдельной группе предлагался курс наук, более всего соответствующих ее достоинству: пифаго-рейцам-эсотерикам — математические науки (МАИЕMATIKOI), пифагористам-эксотерикам — символические науки (AKOYУMATIKOI), непосвященным стремящимся — вводные курсы.

Пифагор обращался со своими учениками, как врач с больными. Больные, хотя им и не объясняют, почему с ними обращаются так или иначе, тем не менее выздоравливают. Поэтому он излагал свои положения бездоказательно, полагая, что ничуть не менее полезно и без выявления причин знать, что следует делать и как поступать.

Акусматики сохраняли изречения Пифагора без доказательств и без объяснений, ибо они изречены Тем (AYTOE ЕЙПА) (самим Пифагором).

Выделившееся из пифагореизма направление акус-матиков сохраняло «божественные предписания» и старалось показать, что сами от себя они ничего не говорят. Самыми мудрыми из них считаются те, которые знают наизусть больше всего подобных изречений (акусм). Эта догматическая наука идет от Гиппаса из Кротона.

ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

(ДЙАЙТН)

Пифагор предписал своим последователям следующий распорядок дня:

1. Просыпаться и вставать с постели не позже восхода солнца, чтобы, застав восход, помолиться ему в знак благодарности за жизнь и как видимому символу

Аполлона.

2. Не вставать из постели, пока не припомнил все происшедшее накануне и не сделал выводов из этого.

3. Совершать утреннюю прогулку в одиночестве, в тихих и безлюдных местах, в священных рощах и теменах. Не следует встречаться с кем-либо, прежде чем приведешь в порядок собственную душу и настроишь ее на соразмерный лад.

4. Вступать затем в общение с пифагорейцами, чаще всего в храмах и подобных местах (храмовых участках), для взаимного обучения, заучивания чего-либо и исправления своего собственного нрава.

5. Осуществлять уход за телом в соответствии со склонностями: натираясь маслом, участвовать в беге, заниматься борьбой, упражняться с гимнастическими гирями или вести кулачный бой с гимнастической грушей для увеличения телесной силы в рощах, садах и гимнасиях.

6. На завтрак есть только плоды, хлеб и мед (медовые соты).

7. После завтрака заниматься внутренними делами своей пифагорейской общины (ТАУ ПОЛЙТЙКОЕ OIKONOMIAУ) и делами внешнего мира, связанными с непосвященными согражданами и чужеземцами.

8. В полуденный зной отдыхать недолго.

9. Совершать в пополуденное время снова прогулку, но вдвоем, втроем, припоминая и обсуждая полученные утром уроки.

10. После этой прогулки совершать омовение.

11. Встречаться за совместной трапезой, причем необходимо, чтобы в андроне возлежали не более 9-10 человек. После прихода всех участников совершать возлияние, приносить в жертву богам начатки плодов и каждение ладаном. Возлияние следует совершать не закрывая глаз — то, что прекрасно, не заслуживает стыдливости. Следует совершать тройное возлияние Зевсу-спасителю, Гераклу и Диоскурам, воспевая Зевса, прародителя и распределителя пищи, Геракла, олицетворение природной телесной силы и крепости, которую пища дает, и Диоскуров, как образец взаимной любви (ФЙЛЙА) и согласия всех вещей, круговорот веществ в природе. Затем следует приступать к обеду, так, чтобы закончить его до захода солнца. Обед должен состоять из мяса жертвенных животных, изредка — рыбы, вареных и сырых овощей, других закусок, хлеба, лепешек и вина. От пифагорейцев пошел обычай выставлять при трапезах сладкие и изысканные яства, а затем отдавать их рабам, чтобы поупражняться в обуздании вожделения к этим яствам.

12. После обеда совершать еще возлияние. Затем читать вслух для собравшихся душеспасительные писания. Самый старший из присутствующих указывал, что и как нужно читать, а читал самый младший. Читали чаще всего из гимнов Орфея, из Гомера и Гесиода, других элегиков и лириков.

13. После чтений, с наступлением ночи, когда все собирались расходиться, виночерпий должен был разливать вино для возлияния, а старший, совершающий возлияние, произносить заповеди Пифагора типа: нежному и плодоносящему растению не вредить и не губить его, равно как и живому существу, если оно не вредит человеку, не причинять вреда ему и не губить его; по отношению к роду божеств, роду даймонов и роду героев иметь благосклонное и благожелательное (благочестивое) расположение мыслей, равно как и по отношению к родителям и благодетелям; закону помогать, с беззаконием воевать.

14. Пифагор советовал своим ученикам всякий раз, когда они входят в свой дом, спросить себя: «В чем согрешил (сегодня)? Что сделал? Что должного не исполнил?»

С восходом звезд следовало отправляться в спальни. Простыни и постельная ткань должны быть из льна, как и одежда вообще, льняная, белая и чистая.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ПЕРЕПИСКА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИФАГОРА

Пифагору приписывалось традицией немало речей, письменная фиксация содержания которых была выполнена его учениками, развивавшими его учение. Сам Пифагор ничего не писал, кроме «Священного Слова». Произведения его учеников дошли лишь в цитатах и пересказах других авторов, многие из них утрачены безвозвратно. В частности, сохранились заглавия некоторых подобных произведений, соответствующих темам пифагоровых устных бесед:

«О дорическом диалекте»,

«Элофалес»,

«О воспитании»,

«О государственном устройстве»,

«О природе»,

«О всеобщем»,

«О душе»,

«Освобождение души»,

«О благочестии»,

«Кротон»,

«Речь к

Скачать:PDFTXT

Золотой канон Пифагор читать, Золотой канон Пифагор читать бесплатно, Золотой канон Пифагор читать онлайн