(ЛEОЙAPXIKON)101 своего дема102. А затем привлечен к военной службе в пограничных отрядах и групповой военной подготовке.
Хотя Пифагор уже осознал свое основное жизненное предназначение и стремился посвятить себя служению Аполлону, он исполнял свой воинский долг с честью и находил немало приятного в физических упражнениях, развивающих выносливость.
Еще будучи эфебом, он стал известен своими выдающимися способностями, а молва о нем, как о «Пифагоре Длинноволосом», дошла до Фалеса Милетского103 и Бианта из Приены104.
Тем временем Поликрат105, сын Эакея, стал владыкой Самоса, подняв народное восстание. Сначала он разделил город на три части и правил вместе с братьями Пантагнотом и Силосонтом. Затем он убил Пан-тагнота, а младшего Силосонта, изгнал.
КОММЕНТАРИИ
1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры.
Гера — сестра-близнец Зевса, олицетворяющая женскую часть энергии вселенского творца — Солнца. Богоматерь для Ареса, Гефеста, Гебы и Эйлейтии. Местом, куда упала извергнутая из чрева Крона Гера, был о-в Самос.
2 Самос — о-в Самос (Греция).
3 Фила — родоплеменное подразделение, вначале родовая, впоследствии территориально-политическая община. В Аттике было 4 филы, в Спарте — 3, у персов — 12.
4 Анкай — сын самого Посейдона, вождь племени леле-гов, населявших побережья Эллады до заселения их эллинскими племенами в историческое время. Этот герой вывел свой народ с островов и побережий Ионийского Понта на о-в Самос (Парфению). Анкай прославился как один из участников похода аргонавтов (первая четверть II тыс. до н. э.):
Прибыли также и двое других сыновей Посейдона
Первым Эргин,
что покинул Милета преславного город,
Вслед же за ним надменный Анкей,
что оставил твердыню Геры, богини имбрасской,
Парфению.
Оба хвалились
Тем, что равно им и дело морское знакомо, и битва.
(Аполлоний Родосский. «Аргонавтика», 1:185—189.
Пер. Церетели.)
Как следует из стиха, Анкай обитал на о-ве Самос до плавания аргонавтов.
5 Лелеги — древняя этническая группа носителей особой индоевропейской языковой ветви, близкой хетто-лу-вийским языкам. Считались потомками Зевса, через сына его Лакедемона.
6 Аргонавтика — поход героев на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном (шкурой) чудесного барана Фрикса.
7 Сама — ныне г. Сами на о-ве Кефалиния (Греция).
8 Кефалления — о-в Кефалиния (Греция). Так как эллины называли Кефалленией не только совр. о-в Кефали-нию, но и целую морскую область, куда кроме островов Кефалления, Закинф, Итака и Дулихий входил также и остров Сама, остается не совсем понятной фраза «заселивший Саму, что в Кефал(л)ении».
9 Оракул Пифии дельфийской — древнее прорицалище сакрального города Дельфы близ совр. г. Дельфы в области Фокида, Греция.
Ю Фессалия — область в сев.-вост. части Греции, ныне округа гг. Ларисса, Трикала, Волос и Кардица.
11 Аркадия — центральная область южной Греции.
12 Эпидавр — древний город, на месте которого теперь находится г. Палеа-Эпидаврос, Греция.
13 Халкида — имеется в виду то ли древний город на о-ве Эвбея, на месте которого теперь находится г. Халкис, то ли одноименный город в южной Элиде (Греция).
14 Афины — древний город в Аттике, на месте которого выросла современная столица Греции.
15 Меламфилл (др.-греч. «темнолиственный, покрытый черной (темной) листвой») — покрытый густым лесом.
16 Фратрии — родоплеменные подразделения, больше рода, но меньше племени, внутри которых были запрещены браки.
17 Финикиец — зд.: родом из Леванта. Когда-то территория современного Леванта (Ливан, Сирия, Израиль) была населена потомками Фойника, говорившими на индо-арийских диалектах. В процессе завоевания Леванта семитскими этносами (евреями, арамейцами) эти индоарийские этнические группы были ассимилированы и превратились в исторических ханаанеян (финикийцев). Этноним «финикиец» может означать как потомка семитского, так и индоевропейского рода.
18 Сирией, — этноним, возникший в постассирийскую эпоху (после 610 г. до н. э.); обозначал всех жителей областей Леванта, некогда входивших в состав Ассирийской державы (IX-VII вв. до н. э.). Само слово является адаптацией в иноязычной среде этнонима «ассириец» («происходящий из г. Ашшура или относящийся к Ашшуру»).
19 Тириец — житель города Тир, на месте которого теперь находится город Сур (Южный Ливан).
20 Тир — г. Сур (Ливан).
21 Дактилиоглиф — резчик драгоценных камней для перстней и гемм, специализированный ювелир-камнерез.
22 Гостеприимен — юридическое лицо в древнем полисе, который берет на себя обязанности приглашающей стороны по отношению к своим друзьям из других городов.
23 Мнесарх — так в большинстве источников, в ряде других — Мнемарх. Разночтение возникло в результате прочтения диалектных текстов разной графики (сходные начертания букв «мю» и «сигма» в некоторых региональных вариантах др.-греч. письменности).
24 Клеанф — историк и пифагореец.
25 Флиунт — древний город в Арголиде.
26 Туле (Тула, Фула) — город и его область, остров в Северном море (Норвегия, Шетлендские или Фарерские острова?). Метафора — «край земли».
27 Тирренцы — италийские этруски или их предки и собратья в Халкидике (Сев. Греция).
28 Лемнос — ныне о-в Лемнос (Греция).
29 Имброс — ныне о-в Гекчеада (Турция).
30 Скирос — ныне о-в Скирос (Греция).
31 Евност — в другом источнике Эвном.
32 Тиррен — возможно, это имя брата Пифагора и внесло путаницу в представления древних авторов о его этнической принадлежности.
33 Спутница («сопутствующая») Аполлона — употреблено то же слово, что и в Платоновом «Федре», где говорится о том, что избранные души сопутствуют Зевсу в воинстве богов и демонов.
34 Феб — широко употребительный эпитет Аполлона, унаследованный им от его мифологической бабки по матери, титаниды Фебы, олицетворявшей женскую часть энергии Луны.
35 Пифаида — имя, данное жене Мнесархом, означает «пифийская», в память о прорицании дельфийской Пифии. Вообще, имена Пифии, Пифаиды и Пифагора имеют одну
и ту же основу и восходят к змею Пифону, убитому Аполлоном.
36 Сидон — древний город, на месте которого расположен современный город Сайда (Южный Ливан).
37 Мойры — три дочери титаниды Фемиды: Клото, Ла-хесис, Атропос, которые пряли нить судьбы для всякой души, предназначенной для воплощения в подлунном земном мире. Они отмеряли и отрезали нить судьбы в предопределенный момент. Это прекращало земную жизнь и высвобождало душу для посмертного суда и дальнейшего определения.
38 Танат — крылатый бог смерти, уносящий души умерших на своих крыльях.
39 Праздник Цветения (антестерии) справлялся во второй половине февраля — первой половине марта.
40 Дионис — «Зевс с горы Ниса», трижды воплотившийся на земле дух Зевса. В последнем воплощении Дионис, внук героя Кадма, сын Семелы, происходил из славного героического рода Инаха. Он обучил весь индоевропейский мир от Эллады до Индии виноградарству и виноделию. Вино это кровь Диониса.
41 Трипод — треножник, мудреное изобретение Гефеста, бога ремесел и искусств. Со священного треножника исходили прорицания Дельфийского оракула.
42 Грамматика — учение о письме и чтении, словесность, наука о правописании.
43 Поэтика — наука о поэтах и поэзии, поэтическое искусство.
44 Риторика — наука о правильной речи и публичных выступлениях, ораторское искусство.
45 Гермодамант, сын Креофила — известный учитель VI в. до н. э.
46 Гомер — великий эллинский певец-сказитель VIII-VII вв. до н. э., которому древние приписывали создание больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и нескольких гимнов олимпийским богам.
47 «Илиада» — героическая поэма Гомера о последнем годе Троянской войны.
48 «Одиссея» — поэма Гомера о десятилетнем странствии Одиссея по окончании Троянской войны.
49 Ферекид Сиросский — один из ранних мистических философов VI в. до н. э.
50Диалектика — наука о правильном построении беседы, спора или рассуждения.
52 Теогония — учение о рождении богов. Древнейшую теогонию приписывают первому эллинскому поэту Гесиоду.
53 Лесбос — ныне о-в Лесбос.
54 Сирое — ныне о-в Сирое, Греция.
55 Питтак — Питтак, сын Гирраса, лесбосец (VII- VI вв. до н. э.), один из семи эллинских мудрецов. В молодости руководил военными действиями митиленцев против афинян в Троаде, затем возглавил заговор аристократии против митиленского тирана, позже, получив должность эсимнета, изгнал в ссылку многие аристократические семьи Митилены (в частности поэта Алкея и поэтессы Сапфо). В его правление Лесбос переживал свой золотой век. Из «Собрания изречений Семи мудрецов» Демет-рия Фалерского известно, что Питтак изрек:
1. Знай меру. 2. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет засмеют. 3. Полагайся на друзей. 4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. 5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов. 6. Доверенный тебе залог отдай. 7. Если ближние причинили тебе маленький убыток — стерпи. 8. Друга не хули и врага не хвали: нерасчетливо это. 9. Что страшно узнать? Будущее, что безопасно (узнать)? — Прошлое. 10. Что надежно? — Земля, что ненадежно? — Море. 11. Что ненасытно? — Корыстолюбие. 12. Владей своим. 13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.
56 Зас — диалектная форма (дорийская, идиолектная, авторская?) имени верховного бога всех индоевропейских народов, Зевса.
57 Хронос- др.-греч. «время».
58 Хтония — др.-греч. «земля».
59 Эрос — любовное влечение (др.-греч.).
60 Офионей (др.-греч. «змеиный») — эпитет энергии созвездия Дракона. Согласно одному из мифов творения, вначале Эвринома, богиня всего сущего, восстав из Хаоса, поймала северный ветер, который превратился в великого змея Офиона. От него Эвринома зачала дитя. Затем, превратившись в голубку, она снесла на волны Мировое яйцо, которое высиживал Офион. Из яйца появилось все то, что существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, моря, деревья, травы и живые существа. Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За что Эвринома выбила ему все зубы и низвергла в мрачные пещеры.
61 Битва богов — зд.: противостояния солнца, луны и планет, движущихся по созвездиям эклиптики, и созвездий, по которым перемещаются северные полюсы земли и космоса.
62 Древо (ниже — «крылатый дуб») — не вполне ясный метафорический образ философии Ферекида, связанный с символами Зевса и Эрота-Протогона: дубовым деревом и крылатым существом (птицей).
63 Покров (ниже — «вышитый покров»).- Не вполне ясный метафорический образ, тесно связанный с Афиной (покровительницей ткачества и вышивки), олицетворявшей психическую энергию наития, добродетелей благочестия и мудрости. Вышитый покров может быть символом познания мира. Смертным дан в ощущениях красочный внешний слой, скрывающий подлинную основу (ткань) мира. Изучение Вышивки — поверхностное познание мира средствами рационального мышления. Способность добраться до субстанциальной основы мира связана с развитой интуицией, олицетворением которой и была