Скачать:PDFTXT
Золотой канон

туги на науку, с трудом воспринимали такой способ преподавания и не усваивали учения.

Только один юноша из бедной семьи, ладный и грациозный, по имени тоже Пифагор, сын Эратокла, любивший гимнастику, телесные упражнения и игру в мяч, стал первым благодарным учеником Пифагора.

Об этом Пифагоре также сообщают много чудесного. Говорят, что во время странствий Мнесарх однажды нашел под большим красивым белым тополем грудного младенца, который лежал, глядя прямо в небо, и не мигая смотрел на солнце, а во рту у него была маленькая и тоненькая тростинка, как свирель, и питался он росой, падавшей с тополя.

С изумлением это увидев, Мнесарх решил, что мальчик этот — божественной природы, взял его с собой, а когда он вырос, отдал его самосскому жителю Андроклу (Эратоклу), который поручил мальчику управлять своим бедным домом. Мнесарх назвал мальчика Астреем46 и, будучи богатым человеком, воспитал его вместе с тремя своими сыновьями, Евностом, Тирреном и Пифагором.

Пифагору и подарил Мнесарх мальчика Астрея. Пифагор принял его, изучил его лицо и тело в движении и покое, а затем дал ему воспитание. Он обучал его арифметике и геометрии числа, сначала сам выплачивая ученику деньги, чтобы он имел досуг для занятий науками, а затем бесплатно, получив от увлекшегося науками юноши обещание позднее отплатить учителю «аистовой заботой»47, то есть позаботиться о нем в старости.

Выучившись, этот Пифагор, сын Эратокла, стал известным учителем гимнастики и оставил письменные наставления по умащению тела, омовениям, гигиене, а также предписания атлетам есть мясо вместо сушеных смокв, творога и пшеничного хлеба. Он же предписал разработанную им диету победителю на Олимпийских играх48 (олимпионику) Эврименту и тем стал известен.

Был у Пифагора и другой мальчик, привезенный из Фракии49, по имени Залмоксис. Когда он родился, на него накинули медвежью шкуру, по-фракийски называемую ZAЛMH, ZAЛMOУ, отсюда и его имя — Залмоксис. Он попал в плен к разбойникам и был заклеймен ими выжженными на лбу знаками. Пифагор любил его и научил наблюдению небес, священнослужениям и иному почитанию богов. Мальчик этот (которого, по другим сведениям, звали Фалес) почитался затем у варваров богом вместо Геракла50.

На родине Пифагор исправил, где смог, порядок жертвоприношений богам. Он совершил правильное богослужение у «бескровного жертвенника благочестивых»31 храма Аполлона на Делосе, за что и получил от бога способность прорицания до конца жизни.

Занимаясь по поручению отечества совершенствованием законов, Пифагор побывал на Крите32 с целью изучения законодательства и посвящения в таинства Идейской матери53. Там, в Диктейской пещере54, где раз в девять лет Миносу55 являлся Зевс, ему открылось совершенство законов, происходящих от Миноса. В священных стихах говорится:

Я сделался мистом идейского Зевса, Загрея, мечущего громы в грозах ночи, Среди куретов я зовусь священным Вакхом56, Вкусившим сырого мяса и вздымавшим Факелы матери горной.

(Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии.

Пер. с нем. М.: Энигма, 1996.)

Побывал Пифагор и в Лакедемоне57 с посольством Алкея58. Затем он занялся отысканием забытых местных законов на Самосе. В те времена ему открылось новое искусство — законодательное.

В Самосе Пифагор расчертил и обустроил место для обсуждений, называемое «пифагоров полукруг», где собирались всенародно для обсуждения общественных дел. Впоследствии по его подобию повсюду стали строить театры.

Отыскав себе пещеру за городом, Пифагор устроил себе в ней жилище для философских занятий; это место и поныне называют «пещерой Пифагора». Там он провел много дней и ночей и исследовал все полезное в науках. Он в совершенстве овладел наукой о небесных явлениях и подкрепил ее всеми необходимыми арифметическими и геометрическими расчетами. В эти годы ему служил рабом гет Залмоксис, также ставший приверженцем его учения.

6. Пифагор стал зрелым, приобрел достоинство, развил свои силы и выполнил свою земную обязанность — стал мужем, отцом, создал семью

Пифагор получил в наследство имущество Алкея, умершего после посольства в Лакедемон. Став состоятельным человеком и отвечая настоятельным просьбам матери, Пифагор решил жениться и обзавестись семьей.

После поездки на Крит он женился на критянке Теано, дочери Пифонакта. «Безумная страсть Теано связала самосца Пифагора». От этого брака родились дети: Аримнест, любимый сын Пифагора, и благородная Мия. Позже родились также сын Мнемарх (у некоторых авторов — Мнесарх) и благочестивая дочь Аригнота (а согласно другим источникам — Дамо). В Великой Греции59 появился Телавг, который остался малолетним сиротой.

Все дети прославили отца своими достоинствами и добродетелями. А сыну Телавгу, малолетнему, и Би-тале, дочери Дамо, Пифагор, умирая, оставил в наследство свои записки «Священного Слова Орфея», единственное свое письменное произведение.

К нему потянулись ученики, как местные, так и из других греческих государств. Кроме того, сограждане часто вынуждали Пифагора участвовать в общественных мероприятиях и во всех посольствах. Желая отречься от суеты и отойти от общественных дел, Пифагор начал подумывать о переезде.

Когда персидские сатрапы60 стали выступать за возвращение к власти на Самосе братьев Поликрата61, Пифагор, предвидя, что это возвращение приведет к слишком суровой тирании для свободного человека, решил по этой причине уехать в Италию, памятуя совет Бианта ионийцам62.

Поэтому он дал вольную Залмоксису, взяв с того обещание, что на родине он станет просветителем своего народа и будет содействовать всеобщей пользе. Не дожидаясь водворения братьев Поликрата на Самосе, Пифагор рассудил, что не пристало философу жить в таком государстве, и решил отправиться в Великую Грецию (ок. 517 г. до н. э.).

Остановившись по пути в Дельфах, он написал на гробнице Аполлона элегические стихи о том, что Аполлон был сын Силена63, убитый Пифоном64 и погребенный в месте по имени Трипод65; а имя это оно получило от трех дочерей Триопа66, которые там его, Аполлона, оплакивали.

Прибыв на Крит, он побывал у жрецов Морга67, одного из идейских дактилей68, и принял от них очищение камнем-громовиком, ложась ниц поутру у моря, а ночью у реки в венке из шерсти черного барана.

Спускался он там и в так называемую Идейскую пещеру, одетый в черную шкуру, пробыл там положенные трижды девять дней, совершил всесожжение Зевсу, видел его застилаемый ежегодно престол, а на гробнице Зевса высек надпись под заглавием «Пифагор — Зевсу», начинающуюся так:

«Зан здесь лежит, опочив, меж людьми называемый Зевсом».

Достигнув Италии, Пифагор высадился у Сибари-са69, намереваясь идти затем в Кротон70.

7. Мир приносит урожай.

Пифагор собирает плоды своего труда.

В глубине его души зарождается божественное

дитяисточник всемирной, всеобщей любви

(ФЙЛЙА)

Когда Пифагор шел из Сибариса в Кротон, он встретил на берегу рыбаков, тянувших в неводе обильный улов рыбы. Пифагор назвал точное число рыб в неводе, заплатил рыбакам стоимость улова и попросил их отпустить рыб обратно в море, чем вызвал недоумение и великое удивление последних. В душе его зародилась великая любовь ко всем существам вселенной, сострадание к ним и милосердие.

8. Поступки взвешиваются, положительные

и отрицательные, все внимание души

направлено на мирское и духовное. Пифагор

обретает душевное равновесие внутри себя

и достигает гармонии

Пройдя полпути до Кротона, Пифагор остановился на ночлег в заброшенной рыбацкой хижине на пустынном взморье. Там он провел несколько дней и ночей в полном одиночестве, обдумывая все пережитое им, взвешивая на весах Фемиды71 все доброе и дурное, испытанное им в жизни, размышляя над мирскими и духовными сущностями. Обретя душевное равновесие и достигнув гармонии в душе, Пифагор продолжил свой путь, направляясь в Кротон.

КОММЕНТАРИИ

1 Милетп — богатейший ионический город, руины которого находятся близ совр. пос. Аккёй, вилайет Айдын, Турция. Город был населен эллинами с середины II тыс. до н. э., сначала критскими эолийцами (ахейцами), позднее (с XI в. до н. э.) аттическими ионийцами. В VIII в. до н. э. он превратился в крупнейший ремесленный и торговый центр Эгеиды, богатевший на международной торговле. В Милете развивались текстильное и керамическое производства, кораблестроение и монетное дело. В VII — VI вв. до н. э. милетянами было основано около 80 колоний на побережьях Азии и Европы. Около 600 г. до н. э. при тиране Фрасибуле Милет достиг своего экономического и культурного расцвета. В городе жили и творили фисиологи (натурфилософы) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, логограф (географ и историк) Гекатей. Милету длительное время удавалось сохранить независимость от Лидийской и Персидской держав, однако во время восстания ионийцев против персов в 500 — 494 гг. до н. э. Милет был разрушен. Только после славной победы эллинов при Микале в 479 г. до н. э. город был заново отстроен.

2 Анаксимандр-физик (611-546 гг. до н. э.) — ионийский натурфилософ, ученик Фалеса.

3 Анаксимен (585-525 гг. до н. э.) — ионийский физик, ученик Фалеса и Анаксимандра.

4 Персы — этническая группа носителей иранских диалектов и.-е. языковой семьи, мифологическими предками которых были с одной стороны Перс, сын Персея и Андромеды, внук Кефея и Кассиопеи, а с другой — Перс, брат Ээта, царя Колхиды. Персы обитали с конца IV тыс. до н. э. в историко-культурных областях Элам и Аншан (ныне Хузестан и Фарс, Иран). В VIII-VI вв. до н. э. вошли в состав Мидийской державы, а около 550 г. до н. э. создали свое независимое государство, возглавляемое царской династией Ахеменидов. Во второй половине VI века до н. э. персидская держава подчинила себе весь Ближний и Средний Восток, став первой сверхдержавой исторической эпохи.

5 Лидийская держава — древнее царство на территории которого теперь расположены вилайеты Измир и Маниса, Турция. Основным этносом Лидии были родственные лелегам племена, носители хеттонеситских диалектов, которые заселили страну во II тыс. до н. э., прийдя с Архипелага. После крушения Фригийской державы в начале VII в. До н. э. Лидийское царство усилилось, а после многочисленных войн с киммерийцами, ионийцами и мидийцами восточной границей Лидии стала река Галис (Кызыл-Ирмак). Лидийская династия Мермнадов (Гиг, Алиатт, Садиатт, Кройс) славилась богатством и роскошью двора, обилием золота и денег. В 546-545 гг. до н. э. Лидия была завоевана персидскими войсками Кира Старшего и превращена им в регулярную сатрапию.

6 Иония — историко-культурная область древней Эллады, ныне берега вилайетов Измир, Айдын и Мугла, Турция. Иония была заселена выходцами из Аттики и других областей Эллады, потомками Иона, сына Ксута и внука Эллина. Поселенцы построили 12 городов: Хиос, Эритры, Теос, Колофон, Эфес, Самос, Приена, Милет, Фокея, Клазомены, Лебедос, Миунт. Позднее в ионийский союз вршла Смирна, эолийский город, а общеэллинским религиозным центром ионийского двенадцатиградья стало святилище Панионион на мысе Микале. Расцвет Ионийского двенадцатиградья пришелся на VIII-VI вв. до н. э. В дальнейшей истории Иония не играла уже

Скачать:PDFTXT

Золотой канон Пифагор читать, Золотой канон Пифагор читать бесплатно, Золотой канон Пифагор читать онлайн