Скачать:PDFTXT
Золотой канон

как и для многих других богов, бескровные жертвы. Однако древние полагали, что первоначально было принято совершать растительные жертвоприношения, а животных стали приносить в жертву гораздо позже.

52 Крит — о-в Крит, Греция.

53 Идейская мать — титанида Рея, олицетворение женской части энергии планеты Сатурн.

54 Диктейская пещера — сакральное место укрытия малолетнего Зевса в Восточном Крите.

55 Минос — сын Зевса и Европы, мудрый законодатель и правитель ахейцев Крита, после смерти стал судьей в царстве душ умерших.

56 Вакх — звукоподражательный эпитет Диониса.

57 Лакедемон — область в Южной Греции, названная в память Лакедемона, сына плеяды Таигеты и Зевса.

58 Алкей — политический деятель самосской республики 522-517 гг. до н. э. Информация о нем скудна.

59 Великая Греция — наименование колонизованной эллинами Италии. Подобный подход традиционен для индоевропейских народов: первичная родина этноса именуется «малой» (Малая Армения, Малая Русь, Малая Польша), а вторично освоенная и колонизованная этим этносом территория называется «великой» (Великая Армения, Ве-ликороссия, Великая Польша).

60 Сатрапы (др.-перс, «хшатрапавана» «хранитель царской (области), штатхальтер») — наместники персидского царя в провинциях, имевшие высшие военно-административные функции. По соседству с Элладой в те годы располагались сатрапии Скудра (Фракия), Спарда (Лидия), Карка и Иауна (Иония, Кария, Ликия, Памфилия), Катпатука (Фригия, Вифиния, Пафлагония, Каппадокия). Сатрапы нередко вмешивались в дела греческих государств, сохранявших формальную независимость, с целью расширения своих владений.

61 Братья Поликрата — правители, навязанные Самосу около 517 г. до н. э. в качестве вассалов персидского царя. Братья и племянники Поликрата правили тиранически. Геродот упоминает Эакея, сына Силосонта, племянника Поликрата, который был тираном Самоса и состоял в милости у царя Дария. Он принял участие в голосовании ионян по поводу разрушения моста через Истр во время похода персов в Скифию (между 516 и 512 гг. до н. э.). Эакей был также участником Ионийского восстания против персов в 500-499 гг. до н. э. Его, как и других ионийских тиранов, лишил власти Аристагор из Милета.

62 Совет Бианта ионийцам заключался в следующем: чтобы избежать лидийского, мидийского или персидского завоеваний и порабощения, им следовало бы всем вместе переселиться на о-в Кирн (Корсику) и там создать мощное колониальное государство.

63 Силен — сын Гермеса или Пана, воспитатель и постоянный спутник Вакха, старший из сатиров, изображаемый толстым, веселым, вечно пьяным стариком.

64 Пифон — дракон, владевший Дельфийским прори-цалищем до Аполлона и убитый последним.

65 Трипод — священный треножник Пифии, занимавший особое место на храмовом участке Дельф.

66 Триоп — мифический основатель святилища Аполлона на мысе Триопий, потомки которого населяли город Книд (Искандиль-Бурун, вилайет Мугла, Турция).

67 Моргодин из пяти идейских (критских) дактилей (их другие имена: Геракл, Пеон, Эпимед, Иасий, Акесид), которые отождествлялись с куретами, корибантами и тель-хинами. По преданию, мужчины были куретами, охранявшими колыбель Зевса на Крите. Потом они пришли в Эли-ду и воздвигли храм, чтобы умилостивить Крона. Геракл, принеся дикую оливу от гиперборейцев в Олимпию, устроил между братьями соревнование в беге, положив тем самым начало Олимпийским играм.

68 Идейские дактили — олицетворяли пять пар титанов и титанид, управляющих пятью планетами, а также пять пальцев руки и их качества в хиромантии.

69 Сибарис — ахейская колония в Тарантском заливе, основанная в 709 г. до н. э. Благодаря плодородию почв и выгодной торговле в VI в. до н. э. Сибарис достиг процветания и слыл самым богатым городом Великой Греции. Жители города (сибариты) привыкли к роскоши и удобствам. Их этникон стал нарицательным.

70 Кротон — ныне Кротоне (Италия).

71 Фемида — титанида, олицетворяющая женскую часть энергии планеты Юпитер, покровительница неписаного права.

ПРОСВЕТЛЕННЫЙ УЧМТЕЛЬ

9. Пифагор воспарил, как священный орел, в совершенной духовной свободе. Великая поворотная точка жизни. Пифагор одухотворяет божественную творческую силу, которая до сих пор проявлялась внутри него как ведущее стремление, инстинкт. Пифагор использует эту божественную творческую силу для служения другим. Он преодолел свою личность, мистически умерев, воскрес. Он переживает мистическую смерть своей личности и воскресает бессмертным в духе. Отныне Он прекращает служить вещественному миру

Пифагор прибыл в Кротон. Появление столь необыкновенного человека, много путешествовавшего, щедро наделенного судьбой от природы (внешность у него была благородной и величественной; в голосе, манере держаться и во всем прочем — величайшая грация и чинность), произвело надлежащее впечатление. Воспользовавшись этим, Пифагор сумел расположить к себе все население Кротона.

Поселившись в Кротоне, Пифагор соорудил себе комнатушку под землей и удалился туда, чтобы умереть. Однако, спустя некоторое время, он вновь появился наверху, тощий как скелет. Пифагор направился в народное собрание и объявил, что прибыл из царства Аида1.

Он рассказал жителям Кротона обо всем, что произошло в городе за время его отсутствия, а также поведал им всякие чудеса о перевоплощениях душ (палингенесиях) и о том, что происходит в царстве Аида. Живым он описывал их умерших родных, с которыми встречался в царстве Аида. Там Пифагор видел, как стонет душа Гесиода2, прикованная к медному столбу, и душу Гомера, повешенную на дереве со змеями в наказание за то дурное, что он говорил о богах. Посмотрел он и на наказание душ тех, кто не пожелал жить со своими женами.

Слушатели были столь потрясены, что заплакали и уверовали, что Пифагор — божественное существо. Они доверили ему своих детей, мужей и даже жен, чтобы те научились кое-чему из его учений. Так появились последователи Пифагора, пифагорейцы и пифагорейки.

Сначала он пленил души старейшин городской управы пространными и прекрасными речами, потом по просьбе властей обратился с наставлениями к молодым, после этого выступил с назидательной речью перед детьми, собранными из школ, а уж затем перед женщинами: собрание женщин ему тоже устроили.

Пифагор беседовал с юношами в гимнасии, произнес речь в совете тысячи, высшем органе власти в Кротоне, беседовал с детьми в храме Аполлона и с женщинами в храме Геры, искусно изменяя содержание речей в зависимости от возраста и пола слушателей.

Во время прогулки вблизи одной из кротонских кузниц Пифагор провел в ней опыты с молотками разного веса и открыл тайну музыкальных интервалов3. Он обнаружил, что природа музыкальных интервалов неразрывно связана с числовыми значениями, так как названные интервалы имеют количественные значения. Он исследовал, в результате чего возникают консонирующие и диссонирующие интервалы, а также гармония и дисгармония в целом.

10. Пифагор становится великим учителем, чтобы скорее достичь великой цели, которая ему ясно видится впереди. Его мысли пронзают темноту и невежество, как молнии грозовые облака. Он передает свой опыт, знания и мир переживаний

следующему поколению

Первоначально Пифагор выступил со своим учением в городе Кротоне, где уже на первой его публичной беседе присутствовало 2000 слушателей. Он поговорил отдельно с мужами, старцами, юношами и даже женщинами города и сумел завоевать всеобщее уважение и признание.

После этих событий слава Пифагора неизмеримо возросла, он приобрел себе многих учеников среди не только мужчин, но и женщин Кротона, равно как и в лице властителей и царей из соседней варварской страны.

Кротонцы оказались вполне восприимчивы к учению Пифагора. Вскоре 600 человек, приобщившихся к предписанному им образу жизни и побужденных к занятиям философией, арифметикой, геометрией, астрономией и физикой, музыкой и гармонией, стали его слушателями (AKOYУMATIKOI), а наиболее успешно продвигавшиеся в обучении — учениками (MAИHMATIKOI).

Они построили огромный дом «совместного слушания» (OMAKOEION), сами организовали общину (KOINON), приняли от Пифагора законы и предписания так, словно они исходили от самого бога.

Пифагор учил и много говорил о всеобщей и всеохватной любви (ФЙЛЙА, ЕРЩУ); о богах, даймонах и героях; о космосе, о небе и земле; о всевозможных видах движения небесных сфер, светил-шаров; о загораживании одних небесных тел другими и затмениях; об отклонениях от правильного движения; об эксцентриситете4 и эпициклах5, о творениях видимых и невидимых. Подобное знание преподавалось эллинам, чтобы они могли осмыслить истоки и начала подлинно целого6.

Среди акусматиков и математиков Пифагора были виднейшие политические деятели Великой Греции, известные законодатели, философы, музыканты и драматурги. Они изменили к лучшему политическую жизнь в городах Италии и Сицилии и перенесли эти новшества в Элладу. Через своих учеников, законодателей, Пифагор содействовал восстановлению порядка в полисах и их благоустройству.

Пифагор обнаружил способы лечения душ учеников музыкой. Для этого они вслушивались в музыку космоса7 и упорядочивали свой ум, настраивая его на музыкальное звучание космоса. Пифагору было известно также немало других способов очищения души. Так однажды он обуздал спондеической мелодией8 буйствовавшего от любви юношу. Известны неоднократные случаи, когда Пифагор демонстрировал чудеса вразумления животных.

11. В сердце рождается божественное дитя

всеобщая любовь. Эта любовь становится зримой.

Пифагорово Я отождествляется с божественной

самостью и осознает себя в ней.

Пифагор чист и прозрачен, как кристалл.

В своих мыслях и делах он раскрывает

всеобщую любовь (ФЙЛЙА)

Ученики и слушатели причислили Пифагора, как благого и человеколюбивого даймона9, к богам. Одни называли его Пифием10, другие Аполлоном Гиперборейским11, третьи Пеаном12 — врачевателем богов и человеческих душ, четвертые — одним из населяющих Луну даймонов, пятые — олимпийским богом, явившемся в человеческом образе для исправления рода смертных и всеобщей пользы.

Многие полагали также, что большее благо, чем то, что было даровано богами через Пифагора, не являлось прежде и не явится когда-либо еще. Именно тогда и возникло убеждение, что существует четыре типа одухотворенных существ — боги, герои, даймоны, т. е. существа подобные Пифагору, и простые люди.

Школа Пифагора была очень престижной, и немало людей стремились в нее лишь для того, чтобы попасть в ряды духовной и политической элиты и возвысить себя в глазах окружающих сограждан. Таких Пифагор особенно тщательно испытывал и многим отказывал, чем нажил себе немало врагов.

Он приобрел себе многих учеников в лице царей и властителей из соседних варварских стран — Леука-нии13, Мессапии14, Певкетии15, Пикена16, Рима17 и Тиррении18. Известен он был на Тринакии и в Кархе-доне19, молва о нем достигла галатов20 и кельтиберов21.

Знали его и в Элладе. Особенно полюбился он эллинам, когда приезжал на Олимпийские игры. Вообще, пока Пифагор жил в Кротоне, семеро кротонцев четыре Олимпиады подряд одерживали победы в беге.

Говорят, Пифагор впервые назвал любомудрие этим именем, а себя философом, разговаривая в Сикионе22 с сикионским или флиунтским тираном Леонтом23: по его словам, никто не мудр, кроме бога.

Пифагор и Абарид24, по свидетельству некоторых авторов, содействовали свержению тирании Фаларида25 в Акраганте, чем избавили эллинов от многих бед и утвердили в Италии и Сицилии благоприятную для граждан городов

Скачать:PDFTXT

Золотой канон Пифагор читать, Золотой канон Пифагор читать бесплатно, Золотой канон Пифагор читать онлайн