царя Дхритараштры.
Сарайю (или Сарью; буквально: «струящаяся») — небольшая река в Северной Индии, приток Гогры.
Сарама — собака Индры, мать двух четырехглазых собак — сторожевых собак Ямы, бога смерти.
Сарана («струящийся») — один из демонов-ракшасов.
Сатьяван — муж дочери царя Ашвапати — Савитри.
Сатьявати — дочь царя Упаричара и апсары Адрики, мать Вьясы (от риши Парашары), жена царя Шантану, мать Вичитравирьи и Читрангады и бабушка кауравов и пандавов.
Сатьяка — возница Кришны, воин из рода ядавов.
Сахадева — младший из пяти братьев-пандавов, сын Мадри, второй жены Панду и Ашвина Дашра. С помощью Дроны хорошо изучил астрономию. Занимался разведением скота.
Сахья («помогающая») — название горы.
Сварбхану («удерживающий светило») — эпитет демона Раху.
Синдх (Синдху) — название реки Инд, а также страны, расположенной по ее берегу, и ее жителей.
Сита — жена Рамы (I), приемная дочь Джанаки; царевна Видехи, дева Митхилы.
Сомаки — сражавшиеся на стороне пандавов потомки славного царя Сомаки, деда Друпады (также из рода Сомаков).
Сринджайи — название племени, сражавшегося на стороне пандавов.
Сугрива — царь обезьян, которому Рама помог вернуть царство и который взамен обещал Раме поддержку в бою с Раваной.
Судешна — жена царя Вираты.
Суканья — дочь царя Шарьяты, жена мудреца Чьяваны.
Сумали («обладающий красивой гирляндой») — один из демонов-ракшасов.
Сумантра — возница царя Дашаратхи.
Супарна («прекраснокрылый») — эпитет царя пернатых, гигантского орла Гаруды, сына Винаты.
Сурья — бог солнца, разъезжающий по небу в златоконной колеснице. Отец Карны.
Сурьяшатру («враг солнца») — один из демонов-ракшасов.
Сути — племя, жившее на берегу Ганги.
Сутапутра — имя Кичаки.
Сутасома — сын Бхимасены и Драупади.
Т
Такшака — царь змей, один из главных змей-нагов подземного царства. Из-за него Джанамеджая устроил змеиное жертвоприношение, чтобы истребить всех змей.
Тантипала — вымышленное имя Сахадевы.
Тимодхваджа («тот, кто обладает изображением кита, «тими», на своем стяге, «дхваджа») — один из эпитетов демона-злодея Шамбары, принимавшего активное участие в войне с богами, низвергнутого со скалы и убитого повелителем богов Индрой.
Трипура («три крепости») — имя демона (другое его прозвище — Бана), убитого Шивой в ипостаси Рудры. Также — построенные из золота, серебра и железа, соответственно — в Небе, Эфире и на Земле, укрепления демонов-асуров, испепеленные враждовавшим с асурами богом Шивой-Рудрой. (Эти три крепости были созданы помогавшим демонам Майей — персонифицированной силой Иллюзии, Чародейством.) См. «Рудра».
Тришира («трехглавый») — ракшас.
У
Удайа — мифическая «Восточная Гора», из-за которой якобы встает солнце.
Упаманью — мудрец-риши.
Урваши — небесная нимфа, полюбившая земного царя Пурураваса и оставившая ради него небо; по одному из вариантов мифа, терзавшаяся беспочвенной ревностью Урваши покинула своего возлюбленного и, находясь во власти гнева, вступила в пределы запретной для нее рощи бога войны Кумары, за что была превращена в лиану (по другой версии — возвращена на небо) и таким образом разлучена с милым. Изложенная еще в «Ригведе» и затем многократно перелагавшаяся история любви Пурураваса и Урваши послужила сюжетной основой для пьесы Калидасы «Обретенная мужеством Урваши».
Утатхья — брахман, муж Маматы.
Уттамауджас («храбрейший») — имя воина, сражавшегося на стороне пандавов.
Уттанка — ученик мудреца Веды.
Уттара — дочь царя Вираты.
Х
Хануман («обладающий выдающейся челюстью») — помогавшая Раме отважная обезьяна из войска Сугривы; от своего отца, бога ветра Вайю, Хануман получил чудесную способность летать по воздуху и изменять размеры тела.
Хастимукха («слономордый») — один из демонов-ракшасов.
Хастинапур — столица кауравов, из-за которой возникла великая война. По легенде, основана царем Хастином, сыном Бхараты, откуда и название «Хастинапур» — «город Хастина». «Махабхарата» называет столицу и «Городом Слона» — от «хастин» — «слон».
Хидимба — имя двоих асуров, брата и сестры, которые жили в лесу. Брат подослал сестру к пандавам, чтобы она соблазнила их. Та влюбилась в Бхиму и стала его женой. Брат же был убит Бхимой.
Химапати, или Химаванта («владыка холода») — Гималаи.
Храсвакарна («корноухий») — один из демонов-ракшасов.
Ц
Царский Путь (Раджпатха) — главная улица в городе.
Ч
Чампа — город, столица страны Анга.
Чанда («блещущий») — обезьяна-военачальник в армии Сугривы.
Чези — название народа и страны (современный Бунделькханд).
Чекитана — сын царя племени сомаков.
Читра — созвездие Девы, почиталось одной из жен Месяца.
Читракута («пестровершинная») — гора, служившая некоторое время прибежищем для изгнанного Рамы и Ситы; современное ее название — Чатаркот. Находится в пятидесяти милях к юго-востоку от города Банда в Бунделькханде, является одним из наиболее почитаемых мест паломничества.
Читрангада — старший сын царя Шантану, брат Бхишмы.
Читрасена — сын царя Дхритараштры.
Чьявана — мудрец-риши, муж Суканьи.
Ш
Шайбья — жена Дьюматсены.
Шакуни — царь Гандхары, дядя Дуръйодханы по матери.
Шалья — царь мадров, брат Мадри, второй жены Панду.
Шалва — название древнего государства в Западной Индии, или в Раджастане, и имя его царя.
Шамбара — имя демона, враждовавшего с Индрой. Индра свалил Шамбару в пропасть и поразил своей громовой стрелой.
Шантану — царь Лунной династии, сын Пратипы, отец Бхишмы.
Шарана — См. «Сарана».
Шарабха («восьминогий олень») — обезьяна-военачальник в армии Сугривы.
Шатакрату («стосильный» или обладающий сотней жертвоприношений) — эпитет Индры, а также наставника богов Брихаспати.
Шатаника — сын Накулы.
Шатругхна — четвертый сын царя Дашаратхи, рожденный царицей Сумитрой.
Шачи («мощь») — имя супруги Индры, повелителя богов.
Швета («светлый») — обезьяна-военачальник в армии Сугривы.
Шеша («остаток») — Мировой Змий, поддерживающий на своих кольцах Землю и плавающий по Мировому Океану (см. «Мандара»).
Шива — один из богов индийской триады, бог-разрушитель (а также созидатель).
Шикхандин («чубатый») — сын царя Друпады, родился девочкой, но некий якша обменялся с ним полом.
Шонитакша («красноглазый») — один из демонов-ракшасов.
Шрангавера, или Шрингапура — небольшой город в среднем течении Ганги, столица царства нишадов.
Шрутакарти — сын Драупади и Сахадевы.
Шрутакарман — сын Драупади и Арджуны.
Шука («сверкающий») — один из демонов-ракшасов.
Шурасена — древнее государство со столицей Матхура на реке Ямуна.
Шурпанакха («та, у которой ногти подобны решетам для веяния зерна») — сестра демонов-ракшасов: Раваны, Кумбхакарны и Вибхишаны, а также — по другой линии — ракшасов, предводительствующих войсками Раваны: Душаны («грешащего») и Кхары («твердого, жесткого»).
Э
Элапатра — имя могучего змея.
Ю
Югандхара — город в Пенджабе, а также его жители.
Юдхаманью («яростный в битве») — имя военачальника из племени панчалов, сражавшегося на стороне пандавов.
Юдхиштхира — старший из пяти братьев-пандавов, приемный сын Панду и сын Кунти и бога справедливости — Дхармы (Ямы).
Я
Яджнашатру («враг жертвы») — ракшас-военачальник в армии Сугривы.
Якши («быстрые») — полубоги, слуги Куберы, обладающие всевозможными чудесными свойствами. Первоначально считались безвредными для человека существами, но в поздней мифологии нередко отождествляются с демонами-пишача, пожирателями сырого мяса, и рассматриваются как силы зла (в буддизме — только как таковые).
Яма («близнец») — бог смерти, он был рожден одновременно со своей сестрой Ями, с возрастом воспылавшей к Яме безнадежным желанием: когда Яма умер, горе Ями было столь велико, что боги, желая скрыть ее скорбь от посторонних взоров, сотворили Ночь. Первый человек, сын Вивасвата-Солнца, Яма после своей кончины сделался правителем подземного мира и богом смерти. Одетый в красные одежды и держащий в руке силки (употребляемые для «связывания» костенеющих членов умирающих), бог смерти Яма обитает в южной стороне света, хранителем которой он является.
Ямуна — река, известная теперь под названием Джамуны, или Джамны.
В. Захарьин, А. Ибрагимов.
Примечания
1
Здесь и далее цитаты из «Махабхараты» и «Рамаяны» приводятся в переводе автора статьи
2
В честь Индры заклал он коней быстролетных… — Речь идет об обряде ашвамедха (заклание коня), который совершали цари, желавшие продолжения своего рода или отправлявшиеся на завоевание соседних государств.
3
Васу — восемь божеств, прислужников бога Индры.
4
Веды — священные книги индусов. Их насчитывается четыре: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа». Предположительно созданы в конце II — первой половине I тыс. до н. э.
5
Текущая в трех мирозданьях. — По индуистской мифологии, река Ганга протекает в небесах, на земле и под землей.
6
Шала — высокое величественное дерево.
7
…Ушел — и в лесной поселился чащобе. — По религиозным законам, жизнь брахмана разделялась на четыре стадии — ашрама. В третьей стадии брахман должен был уходить в лес, с тем чтобы посвятить себя служению богу.
8
С певцами небесными… — то есть с гандхарвами, небесными певцами и музыкантами, увеселяющими богов.
9
Иль то божество красоты приближалось, // На лотосе чистом пред ним возвышалось? — Имеется в виду богиня красоты, счастья и богатства — Лакшми (Шри), которая, по легенде, стояла на лотосе.
10
Я — мудрым Джахну возрожденная влага… — Джахну — мудрец?риши. По преданию, Ганга первоначально протекала на небесах. Когда мудрец Бхагиратх низвел ее на землю, она нарушила благочестивые размышления Джахну, и тот, рассерженный, выпил ее. Однако впоследствии он раскаялся и выпустил реку через ухо. Поэтому Гангу называют иногда Джахнави.
11
Богиня, дочь Дакши, в нее воплотилась… — Подразумевается божественная корова Сурабхи, которая утоляла желания и которую чтили как источник молока.
12
Четыре сословья — четыре варны (буквально: «окраска»): брахманы — жрецы и ученые, знатоки священных книг, кшатрии — правители и воины, вайшья — торговцы и земледельцы, и шудры ? рабы, которые должны были обслуживать три другие варны.
13
Сваямвара — форма брака, при которой невеста выбирала жениха из числа претендентов, приглашенных ее отцом.
14
Шалвы — жители государства Шалва.
15
Хайхаи — племя, которому приписывается скифское происхождение. Их вождем был Арджуна Картавирья (Тысячерукий).
16
Мадры — жители страны Мадра, помещавшейся на востоке современного Афганистана.
17
Парван — день изменения фазы луны.
18
Взлетел в третье небо… — На третьем, высшем небе, по индуистской мифологии, обитают боги.
19
Семь раз вкруг огня мы ступаем стопою… — Обход огня — обряд, скрепляющий брак или дружеский договор.
20
Амрита — напиток бессмертия, добытый богами и демонами при пахтанье молочного океана (см. [О том, как добыли амриту]).
21
Отдам Сокрушителю Вритры и Балы… — то есть Индре, который победил насылающего засуху демона Вритру и асура (асур — противник богов, демон) Балу.
22
Тысячеглазый — эпитет бога Индры.
23
Ватапи, что славился демонской властью, // Разгневал своим поведеньем Агастью… — Демон Ватапи имел обыкновение перевоплощаться в барана и, когда кто?нибудь его съедал, выбегал наружу. Тот же хитрый прием он попробовал проделать с мудрецом Агастьей, но Агастья не дал ему выбежать и переварил его в своем желудке.
24
Дваждырожденный — По представлениям индусов, человек, не имеющий знаний, подобен животному. Поэтому получение знаний приравнивалось ко второму рождению. Дваждырожденными считались представители первых трех сословий (варн) (см. прим. 12). Однако обычно этот эпитет применялся по отношению к брахманам.
25
Анги — жители государства Анга, которое находилось на правом берегу Ганги.
26
Есть Вишну, Нараяна, знающий веды. // Его называют и Вепрем Победы. Вепрь — одно из воплощений (аватар) бога Вишну (Нараяны).
27
Матсья — жители государства Матсья.
28
Ты, Арджуна, выбрал ли новое дело? // Не ты ли великим и сильным родился? // За помощью Агни к тебе обратился, // Ты двинулся, богу огня помогая. // быстро сгорела чащоба глухая… — Однажды, гласит легенда, бог Агни истощил свою силу и решил поглотить лес Кхандава, чтобы восстановить ее. Бог Индра воспротивился этому, но