Скачать:TXTPDF
Думы

по голосу. Пока я был в оковах, я свертывался, как змей, и обманывал деспота. Но вам открывал я тайны моего сердца и был с вами простодушен, как голубь.

*

Я теперь изливаю на свет мою чашу яда. Горяча и жгуча горечь слов моих; она вышла из крови и слез моей родины. Пусть же она жжет и грызет — но не вас, а ваши оковы.

*

А если кто из вас станет упрекать меня, то его упрек покажется мне лаем пса, который так привык к терпеливо и долго носимой цепи, что кусает руку, ее разрывающую.

16. ‹Вступительная заметка к думе «Видение Анны Иоановны»›

В первом издании дум была пропущена или, лучше сказать, не пропущена ценсурою дума «Видение Анны Иоавовды», напечатанная в нашей «Полярной звезде» 1859 года. Мы сочли необходимым поместить ее в этом издании Дум.

Прим. Ред.

ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автограф ЦГАОР.

I) [За два года пред сим написал я несколько из сих дум. Известный литератор наш Ф. В. Булгарин, увидел их у меня…

Нечто о думах]

II) Автограф ЦГАОР.

С некоторого времени встречаем мы людей, утверждающих, что народное просвещение есть гибель для благосостояния государственного. [Не будем] Здесь не место опровергать сие странное мнение; [тем более, что ист‹очник›] [источник оного известен: он есть деспотизм]; к тому ж оно, к счастью, не может [в наше время] в наш век [иметь решительных] иметь многочисленных приверженцев, ибо источник его и подпорадеспотизм — [нигде] даже в самой Турции уже не имеет прежней силы своей.

За полезное, однако ж, сказать почитаю, что [законные правительства, основанные на законной свободе, тверже народов просвещенных] [одно тира‹нство›] один деспотизм боится просвещения, ибо знает, что лучшая подпора его — невежество: таким образом, жители Митиленские, покорив возмутившихся союзников, не нашли надежнейшего средства поработить их совершенно, как запретить детей их чему-либо учить. Благосостояние и тишина общественные реже нарушаются в государствах [просвещенных] образованных, нежели непросвещ‹енных›, ибо народы [оных] первы‹х› [более имеют средств] лучше понимают истинные пользы свои, нежели [вторые] последних; ибо просвещение — надежнейшая узда противу волнений народных, нежели предрассудки и невежество, которыми стараются в правлениях самовластных двигать или воздерживать страсти народа. Невежество народов — мать и дочь деспотизма — есть истинная и главная причина всех неистовств и злодеяний, которые когда-либо совершены в мире. Одни только друзья тиранов и то же невежество приписывают их [просве‹щению›] излишнему просвещению. Пусть раздаются [вся‹кие›] [жалкие] презренные вопли порицателей света, пусть изрыгают они хулы свои и изливают тлетв‹орный› яд на распространителей просвещения… пребудем тверды, питая себя тою сладостною надеждою, что рано ли, поздно ли лучи благодетельного светила проникнут в мрачные и дикие дебри и [согреют] смягчат [даже] окаменелые сердца самих порицателей просвещения.

Обяз‹анность› каждого писателя быть [для народа] [настав‹ником›] для соотечественников полезным, и я, по возможности желая исполнить долг сей, предпринял, подобно польскому знаменитому) стихотворцу Немцевичу, написать исторические думы, стараясь напомнить в оных славнейшие или, по крайней мере достопримечательнейшие [происшествия русского народа] деяния предков наших.

Вот что говорит Немцевич о цели подобных сочинений: «Воспоминать юношеству о деяниях предков, дать ему познания о славнейших эпохах народа, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — есть лучший способ возбудить в народе сильную привязанность к родине. Ничто уже тогда тех первых впечатлений, тех ранних понятий подавить не в силах; они усиливаются с летами, приготовляя храбрых для войны ратников и мужей добродетельных для совета.

Царское Общество наук в Варшаве, — продолжает тот же писатель, — постигая всю важность сей истины, выдало новый проспект для сочинения истории народной; труд сей, разделенный между многими писателями, требует немалого времени. Все заставляет надеяться, что читатель найдет в оной достаточное о деяниях народных известие; но происшествия, рассказанные важным и суровым слогом истории, нередко ускользают из памяти юношества, равномерно многочисленные томы подобных творений не каждый может достать и читатьОбщество, не жалея никаких средств, не желая упустить для столь благородн‹ой› цели, поручило мне выставить в исторических песнях славнейшие происшествия и знаменитейшие деяния и победы королей и вождей польских».

Цель моя та же самая — то есть распространить между простым народом нашим, посредством) дум сих [напомнить о славных и великих] хотя некоторые познания о знаменит‹ых› доблестях предков [его] заставить его гордиться славным своим происхождением [своим] и еще более заставить [по]любить [свою] [отечество] [ту страну] родину свою. Счастливым почту себя, когда хотя несколько успею в своем [намерении] предмете. [Более] Еще счастливейшим, когда люди благомыслящие одобрят мое намерениепролить в народ наш хоть каплю света.

Автограф ЦГАДА.

Примечания, припечатанные при думах, кроме некоторых, сделаны известным литератором нашим г. Строевым*.

II.

15 То Святослав и Ольга шли

НЛ

цэ То Святослав и Ольга шли*

81-88 отсутствуют

НЛ, Д

85 а. Но вдвое князь — внимает он

Автограф ЦГАОР. б. Но вдвое князь — приемл‹ет› он*

86 Повсюду вопль с укором*

49-91 Отец будь подданным, о сын,

И вместе князь и воин,

Будь над страстями властелин

IV.

Примеч. к ст. 32.

Смотри «Историю Государства Российского», том II, стран. 18 {В ц. э. это примечание зачеркнуто.}.

СО

37-40 Вот в мире до чего людей

Доводят гибельные страсти!

Наверно будет тот злодей,

Кто не содержит их во власти {*}.

{* В ц. в. эти стихи зачеркнуты и заменены вариантом, напечатанным в Д.}

V.

Автограф ЦГАОР. Вариант начала. а. Сгустилась мгла!.. На тверди голубой б. Сгустилась мгла!.. В пучине голубой а. Зажглися яркие светила нощи б. Зажглися все светила нощи в. Зажглися яркие светила нощи

И бледный свет излили свой

На долы спящие и дремлющие рощи!..

всюду царствует торжественный покой

И шум умолк дневной…]

Повсюду воцарилась тишина! а. Умолк оружий звук и звук народа б. Умолк на стогнах шум народа

град и пышный терем Гориславы]

На лоне сумраков и сна

Покоился и град и терем Рогволода

Когда-то в пышном тереме цвела,

Как лилия, Рогнеда молодая

VI.

Примеч. С.

Нам неизвестно время, в которое жил Боян. Знаем только из «Слова о полку Игоря», что Песнопевец сей имел отличный дар… {В автографе ЛБ: отличные дарования.} Н. М. Карамзин, в своем «Пантеоне Российских Авторов», так говорит о нем: «Может быть, жил Боян во времена героя Олега, может быть, пел он славный поход сего Аргонавта к Царьграду, или несчастную смерть храброго Святослава, который с горстию своих погиб среди бесчисленных печенегов, или блестящую красоту Гостомысловой правнучки Ольги, ее невинность в сельском уединении, ее славу на троне». Но мне показалось правдоподобнее {В автографе ЛБ: показалось вероятнее.} представить Бояна певцом подвигов великого Владимира и знаменитых сподвижников его: Добрыни, Яно Усмовича, Рогдая. Можно наверно предполагать, что при блистательном дворе северного Карломана находились и песнопевцы: великолепные пиршества {В автографе ЛБ: слово великолепные отсутствует.}, богатырские потехи и приветливость доброго князя могли привлечь их, а славные победы над греками, ляхами, печенегами, ятвягами, болгарами и другими народами долженствовали воспламенить дух пиитизма и в диких чадах Севера, которые, впрочем, как например норманы, задолго до того любили склонять слух свой от звука оружий и рева бурных морей к сладостным песням своих Скальдов.

Сочинитель упомянутого Слова называет Бояна «соловьем старого времяни». Время Владимирово (980-1015) в отношении ко времени неизвестного {Автограф ЛБ: слово неизвестного отсутствует.} сочинителя «Слова о полку Игоря» (1187) может почитаться старым. Р. {Журнальная редакция примечания первоначально была вписана и в ц. э. Путем ее правки был составлен текст, напечатанный в Д.}

Автограф ЛБ.

1-4 В высокой гриднице, в кругу бояр, князей

Владимир-Солнце веселился;

Со звоном гуслей звук речей,

Мешаясь, в шум невнятный слился!..*

6 Напомнил им их прежню младость

34 На пиршествах не будут раздаваться

36 И память их хвалой не станет оживляться

48 Надежды сладкой: «жить хотя в преданьи».

VII.

ПЗ 1823 загл. Мстислав Удалой

X.

Примеч. С.

Более неудачное подражание, нежели перевод прекрасной думы Юлиана Немцевича. Глинский, по влиянию своему на дела России и Польши, равно принадлежит истории обоих сих государств. Измена его отечеству и гибельный конец весьма поучительны: это побудило меня сию пьесу Немцевича присовокупить к собранию дум, которое делаю я, избирая предметы из отечественной истории. Р.

82 Ни зрелище стогон родимой земли

Автограф ЦГАОР.

НЛ а. [Но гений враждебный и льстивые други

97

б. Но гений враждебный и ложные други

98-99 Меня подследили, царь в гневе забыл былые заслуги]

101

С. НЛ Лишил меня зренья владыка суровый

103-104 На дядю царицы надел он оковы

И свел его в бездну сию.

Автограф ЦГАОР.

107 Тоскую угрюмый с душой безотрадной

108 И думой стремлюся к родной стране*

После 108 [Но совесть повсюду, как призрак унылый

Является к старцу с укором в очах

Увы изнуренные силы слабеют]

110 а. Сердце чуть бьется, немеет мой глас б. Сердце трепещет, немеет мой глас

111 Медленно льется кровь хладная в жилах

112 а. [Смерти ужасной б‹лизится›…] б. И смерти близится час!

113 О дочь моя! Скоро ты нежной [‹нрзб›]*

114 а. Ты бросишь с рыданьем горсть чуждой земли б. Ты бросишь рыдая горсть чуждой земли*

115 Поспешнее, друг мой, беги сего края

117 а. Народ ‹нрзб› делами б. Народ наш отвагой велик ‹и› делами в. Свободный народ наш ‹нрзб› чести*

118 Не будет проступки отцов ‹нрзб›*

124 И сердцу святые их гробницы узришь*

После 124 [Соотчичей милых обнимешь с слезами]

127 а. И ты про‹ведешь›… б. И ты между ними в тиши безмятежной*

142 НЛ Погиб на чужбине в тюремной глуши!

144 Когда б не надменность души!

XI.

13 СО Далеко от страны драгой

Автограф ПД.

Далеко родины драгой

25-32 отсутствуют

СО, Д

Автограф ПД.

44 И самое веселье множит

45-47 Увы! злым роком я лишен

СО, Д Семьи, отечества драгого.

Сколь жалок тот, кто осужден

XIV.

Примеч. ИЛ.

Многие неблагонамеренные иностранные писатели усиливались доказать, что Самозванец был истинный Димитрий — сын царя Иоанна Васильевича Грозного; но знаменитый историограф наш блистательно опровергнул их умышленное сомнение. Г. Карамзин ясно доказывает (в Х-м томе «Ист‹ории) Госуд‹арства› Российского›», который, к славе отечества, вероятно выйдет в конце нынешнего года) из летописей, современных деловых бумаг и переписок, что Самозванец — был Самозванец и что истинный Димитрий-царевич убиен в Угличе.

XVI.

Примеч. к заглавию. РИ.

Герой, бессмертный в отечественной истории. Он возвратил матери-России отторгнутые от нее малороссийские провинции и Киев, колыбель христианской веры, где св. апостол Андрей. Первозванный водрузил первый крест, где почивают мощи святые божиих угодников и где образовались Феофан Прокопович, Ломоносов, Стефан Яворский, К. Безбородко и граф П. В. Заводовский. Р.

Примеч. к ст. 92, С, РИ, СО.

В мае 1648 г. одержана Хмельницким при Желтых Водах первая победа над войсками Республики Польской, бывшими под начальством Степана Потоцкого. Р. {В ц. э. было то же примеч. с вариантов! «Под Желтыми Волами «держана в 1648 г. Хмельницкий первая победа…», зачеркнуто.}

Примеч. к ст. 111. СО.

Настоящее имя Хмельницкого — Зиновий, а Богдан, как говорит предание, есть почетный придаток к имени его {В ц. э. то же примеч. зачеркнуто.}.

РИ Настоящее имя Хмельницкого

Скачать:TXTPDF

Думы Рылеев читать, Думы Рылеев читать бесплатно, Думы Рылеев читать онлайн