Об адогматизме христианства
вся зацветает в каком-то невыразимом обилии, счастии, красоте, славе. И представьте, Акакии Акакиевичи нам твердят, что все уже сбылось,
патока течет по земле, нет ни пьяницы, режущего
ради 3 целковых товарища, «чтобы
опохмелиться», ни скопцов с отрезанными органами, ни ежовых рукавиц миссионерства, ни пресловутых «дел» духовных консисторий. Легла
овца около тигра, «сбылось»… Да позвольте: не
может ли робкое и честное
сердце сказать: «не сбылось, ничему не верю.
Маленький я
человек, и маленькое во мне
сердце, но и им я сужу, что на земле
Содом и Гоморра, а не мир и искупление, и не ягненок около льва, а несколько злобных крыс, пожирающих одна другую в зловонной клетке». Я веду
слово к творчеству. Ведь
ничего,
ничего этому честному маленькому сердцу не ответят все догматики, самые мудрые
люди, ни Гарнаки, ни Ренаны, ни Отцы Святые. Представьте,
может ответить только наше
собрание и этим роковым вопросом,
который оно поставило. В эту минуту наше
собрание велико; «утешься, —
может оно
сказать, —
ничего нет, но…
может быть».
Конечно, это же
слово, то же отодвигание дела вперед,
может быть обман,
может быть иллюзия. Но это не немедленное, не сей час
отчаяние. А то ведь
сейчас только равнодушные, похожие на алкоголика, режущего для опохмеления товарища, живут вне отчаяния. Эти алкоголики
иногда утешают нас: «что же,
мало сбылось, пожалуй. Но старайтесь, но упражняйтесь. Возрастайте в добродетели и близьте
Царство Небесное». — Как будто мессианство и не состоит все во «вдруг,
разом,
сейчас», не состоит в магии, магическом действии и преобразовании вещей. Что это такое за «мессианство», которое зависит от хорошего расположения моего духа? И
Сократ учил, что «послушают его —
будет хорошо», и
Спенсер так учил.
Тайна мессианства во «вдруг», «по всей земле», «против желания людей». Это как
дуновение вулкана на Мартинике.
Секунда — и не стало
ничего, и мессианство содержит
обещание такового же дуновения, но благодатного:
секунда — и выросло все, деревья стали
давать вместо ста тысячу плодов. Так ведь в Апокалипсисе об открытии древа жизни сказано. Мессианство —
магия, святая
сказка, но могущественнее всякой реальности,
воочию имеющая
наступить, дневная, очевидная.
Поэтому когда говорят, что оно не исполнилось
оттого, что в добродетели
мало упражняются, то просто уравнивают Христа со Спенсером: и так поступают богословы-моралисты, писатели бесчисленных духовных статеек. — Говоря таким образом о творчестве, я не говорю о «
мало-
помалу» в христианстве, не предлагаю этого выдохшегося успокоительного опиума, а о том, что мы и
вообще весь христианский мир стоит
перед дилеммой, или
признать, что
что-то еще не открылось в христианстве, что народы просто прошли мимо Христа, завернули по ошибке в
какой-то
закоулок, когда
площадь, озаренная огнями, была
перед ними, или что
некуда идти,
незачем идти: нет
вообще никакой площади, а только закоулки и их
путаница в каком-то скверном уездном городишке. В последнем случае —
отчаяние, во втором — какое-то «
может быть».
1903