Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Смертное
инспектор, а затем и директор гимназии в Белом и Вязьме. Н. В. Розанов был идейным поборником классического образования и принципов воспитательного образования; в общественно-культурном плане — оставался консерватором славянофильской ориентации. Многие педагогические и культурно-политические установки старшего брата отстаивались впоследствии и В. В. Розановым.

22 Этот же рассказ перепечатан Розановым во 2-м коробе «Опавших листьев» и сопровожден гимназическими письмами Кости Кудрявцева 1874-1877 годов.

23 Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) — один из основателей и лидеров конституционно-демократической партии, в 1884 году был лишен кафедры Московского университета за «политическую неблагонадежность». В 1906 году — председатель 1-й Государственной Думы и совещания ее членов в Выборге после роспуска Думы.

24 mot (франц.) — словцо, остроумное выражение, находчивая реплика.

25 Речь идет о двух из четырех наклонений в греческом глаголе: сослагательном или конъюнктиве (modus conjunctivus) и желательном или оптативе (modus optativus); для этих двух наклонений в русском языке нет соответствующих форм.

26 Александр Петрович Заболотский преподавал греческий язык в нижегородской гимназии, где Розанов учился с 1872 по 1878 гг.

27 Тихон — Тихон Дмитриевич Руднев, брат Варвары Дмитриевны.

28 Афонька и Тертий — Афанасий Васильевич Васильев (1851-?), славянофил, непосредственный начальник Розанова по Государственному контролю, где в департаменте по железнодорожной отчетности Розанов прослужил с 1893 по 1899 год.

Тертий Иванович Филиппов (1825-1899) — государственный контролер; славянофил, писатель по церковным вопросам; друг и покровитель К. Н. Леонтьева.

Розановская статья «Эстетическое понимание истории» послужила началом переписки Филиппова с Розановым, завершившейся предложением учителю гимназии переехать в Петербург для работы в Контроле. Последующие взаимоотношения Розанова с сановником-славянофилом оставались крайне напряженными. «Служу я, — писал Розанов А. П. Устьинскому в 1898 г. — чиновником особых поручений при Государственном Контролере, откомандированным в Департамент железнодорожной отчетности, где состою исполняющим обязанности младшего ревизора и получаю 150 р. В силу не расположения ко мне Государственного Контролера, Филиппова (по видимому, он желал и надеялся, что я стану поддерживать его церковные тенденции и вообще разные литературные махинации) — положение мое в Контроле весьма шатко и неудобно. Ум у Филиппова светлый, но это — темный человек, и у него нет шага без расчета, как и нет слова — от сердца.» (РО ГБЛ, ф. 249, ед. хр. 4229, л. 7; ср.: В. Розанов. «Литературные изгнанники», с. 383-385).

29 Петр Бернгардович Струве (1870-1944) — экономист, общественный деятель и публицист, редактор журнала «Русская мысль» (1907-1918), на страницах которого напечатал статью: «В. В. Розановбольшой писатель с органическим пороком» (1910, ноябрь), вызвавшую ответные выступления Розанова («Литературные и политические афоризмы». — «Новое время», 1910, 25 и 28 ноября, 9 декабря) и бурную реакцию почти всей русскоязычной прессы того времени. Многие современники восприняли статью Струве как начало систематической травли Розанова со стороны либеральных кругов.

30 Наиболее ярко тезис о «демонизме Розанова» был сформулирован литературным критиком «православной ориентации» А. С. Глинкой (Волжским) (1878-1940) в его статье «Мистический пантеизм В. В. Розанова», первоначально напечатанной в журналах «Новый путь» (1904, декабрь) и «Вопросы жизни» (1905, январь-март): «На пути розановского устремления, в его попытках теитизировать пол, в ужасе разверзаются зияющие своей беспросветной темной глубью бездны, раскрываются страшные, бездонные пропасти, из которых несется страшно-щекочущий сатанинский хохот, бегут странно дрожащие черные тени, загораются зловещие, дразнящие красные огни демонизма. В глубине глубин пантеистической мистики Розанова страшно темная точка ее, черное жерло жизни, в ее провалах и углублениях к потусветному, ноуменальному, вдруг загорается огненно-красным дьявольским светом». (Волжский. Из мира литературных исканий. Сборник статей. СПб., 1906, с. 351).

31 Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) — поэт, писатель, литературный критик, проповедник «нового религиозного сознания». В конце 90-х — начале 900-х годов был близок с Розановым, называл его «русским Ницше» и сочувственно относился к его религиозно-философской интерпретации проблем пола. Сближение Мережковского с социалистами-революционерами в середине 900-х годов привело, в конце концов, к общественному и личному противостоянию двух писателей. В 1914 г. Мережковский был инициатором исключения Розанова из Религиозно-философского общества.

32 Александр Карлович Закржевский (1886-1916) — киевский литератор и критик, с 1909 г. — корреспондент Розанова, автор книг «Карамазовщина. Психологические параллели» Киев, 1912; «Религия. Психологические параллели» Киев, 1913, в которых есть главы, посвященные творчеству Розанова. В книге «Карамазовщина» читаем о Розанове: «Вот философ, который весь вышел из Карамазовщины, из адского кипения жизни, из неотравленного колодца таких глубин, о которых нам, современникам, может быть, и не снилось еще!… Несомненно, он от Федора Павловича, плоть от плоти, кость от костей его, это может быть возмужавший и созревший монашек Алеша, может быть перешедший границу тридцатилетнего возраста Иван, может быть углубившийся и побывавший около очагов культуры — Дмитрий. …Творчество Розанова, его душа до того усложнены, до того уклончивы и многообразны, что в одной статье невозможно дать определенной характеристики, нельзя охватить всего Розанова. Много у него различных ликов, и маски его бесчисленны. До сущности же докопаться трудно, а если и постигнешь ее, — то она сейчас же станет новой маской, и снова таинственно засмеется и снова исчезнет во тьме. И вот это-то и есть то, что я особенно ценю в этом художнике.»

33 Федор Федорович Куклярский — философ, автор книг, в которых анализируется также проблематика и творчество Розанова: «Философия индивидуализма» (СПб., 1910); «Осужденный мир. Философия человекоборческой природы» (СПб., 1912). В последней он пишет: «Розановтипичный аналитик христианства, при чем анализ его с годами все более углубляется, принимает все более и более интимный характер и, вместе с тем, все более сосредотачивается на ненормальных и темных чертах христианского откровения. В этом последнем отношении Розанов является прямым продолжателем Константина Леонтьева, с той, однако, разницей, что Леонтьев сатанизировал христианство во имя отрицания человека, тогда как Розанов сатанизирует его путем апелляции к натуральным родовым инстинктам человека» (с. 207). В одном из писем Куклярский писал Розанову: «Могу без обиняков сказать, что я — ярый противник христианства и, пожалуй, Христа, но не знаю, насколько моя платформа близка к Вашей. Кроме Л. Шестова и Вас я не вижу вокруг себя никого, кто мог бы сказать мне несколько утешительных слов» (РО ГБЛ ф. 249, ед. хр. 3876, л. 37). Письма предваряет розановская характеристика: «Куклярский Фед. Фед. (совершенно — оказалось — невозможный господин) лет 26-28-24? Очень красив, изящен: но «Дай денег». (Там же, л.34).

34 Корней Иванович Чуковский (псевдоним Корнейчука Николая Васильевича; 1882-1969) — литературный критик, литературовед, переводчик, детский писатель. О Розанове Чуковский писал неоднократно: см., например, «Прохожий и революция» (газ. «Свобода и жизнь», 1906, 16 (29) октября); «Открытое письмо В. В. Розанову» (газ. «Речь», 1910, 24 окт. (6 ноября); «Андреев в русской критике по статьям Розанова» в его кн.: «Леонид Андреев большой и маленький». СПб., 1908. Полемически заостренную характеристику Чуковского-литературного критика Розанов дал в статье «Богатый и убогий» (газ. «Новое время», 1911,22 марта): «Странно. Пишет превосходно, а впечатлений нет. Уж много лет пишет, а никак не скажешь: «вот какую мысль проводит этот писатель». Очень странно для писателя: не проводит никакой мысли. Что же он пишет? — «А так, пишет. И превосходно пишет». В каком роде? для чего? — «Он, собственно, клюется. Клюнул одного. Клюнул другого». — «Да для чего?!» — «А так, чтобы вышло осязательное впечатление. Больше ни для чего»… Странно… Не столько писатель, сколько воробей: потому что, если Чуковского самого спросить, на кого он походит, на орла или воробья, то он, залившись краской стыда, смущенно и невнятно пробормочет: «Конечно, на воробья, орлиного во мне ничего нет. И я клюю все маленькое, маленьким клювом и маленькие зернышки». В самом деле, страсть его разбирать все мелочи, писать о мелочах в писателе, и, по возможности, о мелочах в самом мелком писателе, которого и не читает никто, которого даже почти никто и не знает, — изумительна! Поистине, это критик о Вербицкой. Послушайте: он ни за что в свете и никогда не напишет статьи о Толстом и Достоевском. Самая талантливая его статья-лекция была… о Нате Пинкертоне в русской литературе и о кинематографе как отделе литературы!».

35 parvus (лат.) — мальчик, ребенок; маленький, слабый, смиренный.

36 У гроба третьего — т. е. у гроба учителя И. Ф. Петропавловского, упомянутого в начале «Смертного».

37 Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) — профессор Московского университета, затемсоздатель церковно-приходских школ в своем имении Татево. Знакомство Розанова с Рачинским произошло в 1891 году. Розанов с большим интересом относился к педагогическим идеям Рачинского (см. напр., «С. А. Рачинский о средней школе». — «Новое время», 1902, 22 января; «С. А. Рачинский и его Татево». — Там же, 22 мая), однако резко разошелся с ним в вопросах семьи и брака. Позже Розанов писал: «Между теми, кто знал меня, да и из незнавших — многие, отнеслись — «отвергая мои идеи», враждуя с ними в печати и устно — не только добро ко мне, но и любяще… Исключением был только С. А. Рачинский, один, который «Возненавидел брата своего» (после статей о браке в «Русском труде» и в «С.-Петербургских ведомостях») (В. Розанов. «Уединенное». Пг., 1916, 2 изд. с. 138-139). Письма Рачинского к Розанову (с купюрами) были напечатаны в журнале «Русский вестник» (1902, No 10-11, 1903, No 1).

38 Татьяна Васильевна Розанова (1895-1975) — вторая дочь Розанова; была крещена в С.-Петербургской Введенской (что на Петербургской стороне) церкви при восприемниках Николае Николаевиче Страхове и Ольге Ивановне Романовой. После крещения дочь Розанова была официально записана как Татьяна Николаевна Николаева, — так, по имени крестного отца, обычно регистрировались все «незаконнорожденные».

39 Первый ребенок — дочь Надя (6 ноября 1892 — 25 сентября 1893).

40 Иван Павлович Мержеевский (1838-1908) — психиатр, профессор Военно-медицинской академии, знакомый Розанова, лечивший Варвару Дмитриевну. См. о нем: В. Розанов. «Памяти И. П. Мержеевского». — «Новое время», 1908, 8 марта.

41 Яков Афанасьевич Анфимов (1852- ?) — невропатолог, летом 1898 года (а не 1897, как ошибочно указывает Розанов) он первый сообщил о разрушительной болезни, угрожавшей Варваре Дмитриевне. В одном из писем П. П. Перцову Розанов писал: «Узнав в Пятигорске о неисцелимой болезни Вари — я был сломан, костей не осталось (совершенно не предвиденное открытие, мы поехали — веселиться). Тут я пережил минуту Иова…» Ошибка авторитетного Бехтерева, отменившего диагноз Анфимова в том же году, привела к прогрессированию болезни у Варвары Дмитриевны. Подробно об этом Розанов пишет в «Опавших листьях» (СПб., 1913, с.383-388).

42 comme il faut (франц.) — приличный, порядочный.

43 Николай Константинович Михайловский (1842-1904) — теоретик народничества, литературный критик, публицист. Розанов, как

Скачать:PDFTXT

инспектор, а затем и директор гимназии в Белом и Вязьме. Н. В. Розанов был идейным поборником классического образования и принципов воспитательного образования; в общественно-культурном плане - оставался консерватором славянофильской ориентации.