В темных религиозных лучах. Свеча в храме
оно
всегда требует для своего осуществления такого нервного органического возбуждения, которое необходимо
должно закончиться оскорбительной для личности потерей
себя, —
иначе говоря, оно необходимо
должно быть страстным; и
уничтожить эту
страсть в родовом акте — значит
уничтожить весь акт. А
потому как бы таинственностью, мистичностью ни обставляли
люди физическую сторону брака и какими бы благородными порывами души ни объясняли
необходимость сожительства, все равно — в собственных глазах самого человека родовой акт
навсегда останется недолжным, ибо он, как всякая другая
страсть[98 — О, дубинное
рассуждение: да разве
можно «без страсти» написать
стихотворение? Разве «без страсти» писал Шекспир «
Лира», Пушкин — «Годунова», Лермонтов — «Мцыри»? «Без страсти» писал только Херасков; и даже эта
брошюра написана не «без страсти», не «без
жара», и только грустно, что не с супружеским жаром, но с дево-содомским. В. Р-в.],
всегда совершается и
может совершаться на счет принижения моей свободно-разумной нравственной личности.
Думать же, чтобы супружеские отправления были проявлением духовного начала и являлись,
например, только осуществлением мечтания о будущем ребенке,
конечно,
можно, — но человеку суждено
будет в самом благоприятном случае
остаться при одних мечтаниях. Он
вместе с этими мечтаниями
должен допустить раздражение организма или
через воображение, или еще каким-
либо иным образом, и тем
возбудить в
себе страсть полового чувства. Мечтания, которые предшествуют родовому акту, служат незаметным к нему переходом, и они или
вовсе не вызовут
половой страсти, или (непременно и неодолимо. В. Р.) сами будут (якобы. В. Р.) грязны.
Здесь можно говорить не о перемене природы которого-
либо начала, а только о границах
того и другого, причем если бы для материального начала оставлен был всего
один пункт его самостоятельной, а не служебной жизнедеятельности, то и
тогда он остался бы со всеми своими характерными чертами и
ничуть не изменился бы в своем содержании
оттого, что
сфера идеального начала
гораздо обширнее. Чем больше
человек употребляет энергии на раскрытие
себя как носителя идеального высшего нравственного бытия, из которого только единственно и
может выходить все чистое, идеально-разумное, тем
более он суживает самостоятельное активное
значение органического начала — плоти[99 — Комическая
дилемма: или «
идеальное начало» и —
импотенция, или же
потенция, и
тогда —
крушение идеального начала.
Конечно, мир не мог бы
существовать, если б эта
дилемма была реальна. Очевидно, «
образ Божий» извращенно чувствуется девственниками. В. Р-в.]; но само по
себе, в самом своем существе, материальное
начало ничуть не изменяется в духовное, или, наоборот, при обратном значении — духовное изменялось бы в плотское. Жизнедеятельность плотского начала только
может насильственно подавлять такую же жизнедеятельность нравственного, идеального начала природы человека, что особенно и заметно в кульминационном пункте жизни плоти — плотском соединении двух лиц.
Здесь органическое
животное начало требует от человека, нравственной личности, чтобы он не только перестал
жить высшими своими интересами, но и положительно забыл, что он разумно-свободное
существо, имеющее своей целью
раскрыть себя как нравственную
личность. И
человек, действительно, под давлением
половой страсти теряет
самообладание,
самосознание и
всецело как бы отождествляется с чисто материальным отправлением своего организма.
Иначе и не
может быть: ибо при малейшем возбуждении сознания личности к его постоянной активной разумной деятельности — необходимо
тотчас убивается
страсть, а
вместе с нею и
самый родовой акт[100 — Удивительно все по точности мысли, по строгости рассуждения: это
лучший трактат о браке,
какой я читал, единственно научно
правильный. Но «
натура взяла свое»: и все идеалы автора извращены. В
добавление и
объяснение верных наблюдений автора скажу, что та «
потеря сознания», которая происходит в
последний момент родового акта, не
есть,
конечно, исчезновение «
куда-то» души, ума, нравственной личности и идеализма (
тогда человек умер бы), а
есть всего этого
переход — в
семя.
Весь дух человека, все его личное «я» проницает сиянием
семя: отчего в дитяти и отражается
весь «дух» его родителей, их таланты,
гений,
благородство. Из этого объясняется пониженная
духовность и у детей «преизбыточествующих» гениев: они не способны
совершить акта с требующимся «забвением
себя», с «потерей сознания», т. е. во
время акта
душа их остается в голове же, и
семя в утробу матери переходит обездушенным, только животным, только ферментом биологического зачатия. В. Р-в.]. А
потому и
фантазировать о полном подавлении страсти в супружеских сношениях
всегда возможно, но только достигнуть этого в действительности, по самой природе вещей, невозможно. И для
того, чтобы ребенок появился в действительности, а не в воображении только, — человеку необходимо нужно на
время подавить все свои возвышенные благородные чувства, мечтания, и
спуститься в наличные условия его происхождения, и неизбежно
перенести на
себе ту нравственную муку, которую влечет за собой родовой акт. Только
человек с извращенной внутренней природой и
который фактически живет в разврате, — только
такой человек может спокойно
переносить (
хотя только сравнительно спокойно) акт половых отправлений[101 —
Подобный образ нам дан Достоевским в лице отца братьев Карамазовых. Примеч. г. Фози. —
Автор может подозревать, что я теперь Ф. П. Карамазов: но не был же я им в 17 лет, не был им, когда писал «
Место христианства в истории»; но и в то
время, и
вообще никогда я «муки», «позора» и «греха» в половом соединении не чувствовал, а, наоборот, чувствовал
всегда, что «все
зело добро сотворил Бог», — согласно всем православным. В. Р-в.].
Иначе говоря, в действительности происходит как раз совершенно обратное тому заблуждению, по которому чем нравственнее
личность — тем
менее ею чувствуется недолжность половых отправлений.
Действительность говорит нам совершенно обратное, т. е. что
развитие нравственного сознания человека, в силу которого он уже теперь не
может приступать к родовому акту с грубой целью физических наслаждений, оно-то и служит единственной причиной нравственных мучений человека в браке.
Стыд в
более сильной степени появляется именно только у людей неразвращенных, и, наоборот, полное
отсутствие стыда
может свидетельствовать вовсе не о высокой степени нравственного развития человека, а только о полном его нравственном падении. На потере стыда и высшего нравственного сознания собственно и держится половая
функция организма,
тогда как
развитие нравственного сознания человека ведет к полному ее уничтожению[102 — Вот! «
Импотенция и скопчество
есть наш христианский
идеал». «И с прекращением рождаемости — мы успокоимся». Но чем человечеству
сходить в могилу, лучше вы, содомитяне, в нее сходите. В. Р-в.]. «Я стыжусь, следовательно, существую не физически только, но и нравственно; я стыжусь своей животности, следовательно, я существую еще как
человек»[103 — В. С.
Соловьев. «
Оправдание добра». Примеч. г. Фози.].
Отсюда —
надежда человека, что с течением времени
люди перестанут
стыдиться акта физических общений,
есть в существе дела
надежда на то, что придет
время, когда
люди будут
жить исключительно по физическому определению жизни, т. е. будут заключать
весь интерес жизни в органических отправлениях их животной природы, а не в нравственном развитии человека как свободной и разумной личности, а следовательно — это
надежда на полное его нравственное
падение[104 — Ну, а как же это у евреев,
добрый автор? У евреев, которые, приступая к акту, т. е. в самую секунду «входа» в жену, совершают ритуально
исповедание: «Се, исполняю Твою святую
заповедь».
Неужели все
евреи находятся в «бесконечном нравственном падении»?! В. Р-в.]. Только
тогда, когда
человек с течением времени обратится в простую, физическую,
хотя и живую
вещь наличной действительности, он
может спокойно
переносить акт полового общения,
который в этом случае явится полным вырождением подлинной природы человека как преходящей вещи, как животного. Но эта
надежда в отношении ко всему человечеству в его совокупности представляет
сущий абсурд, ибо если в нравственном отношении отдельные
люди,
хотя бы и
большинство, идут по пути регресса, то
весь-то
исторический процесс развития человечества, независимо от случайных уклонений, идет по пути прогресса нравственного развития человека; и на основании этого с полной основательностью
можно предположить, что
брак с течением времени, если не для большинства, то для некоторых личностей, не только потеряет положительное
значение, но и сделается для них
совсем нравственно невозможным[105 — Вот! Хороша
мечта. «Наши семинарские тетради и наш содомский
идеал мы сбережем и осуществим ценою погубления всего человеческого рода». Да это,
конечно, и
есть завет и
стимул монашества. Не прав ли я,
давно начав
крик: смотрите, это идут погубители человечества, злодеи в образе ангелов, пантеры в образе овец! В. Р-в.]… В совершенном браке, в котором до конца осуществляется внутренняя
полнота человеческого существа…
деторождение делается и ненужным[106 — Хорошо! Какая
прелесть!! В. Р-в.], и невозможным…
Совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего
жизнь во времени, а восстановляющего ее для вечности[107 — Для могилы. В. Р-в.]…
«Внешне физическое деторождение является как естественное последствие недостигнутого в настоящем совершенства и как необходимый путь для его будущего достижения» (В. С. Соловьев). «Ведь недаром же сама природа сделала так, что это дело и мерзко и стыдно, а если мерзко и стыдно, то так и нужно понимать» (Л. Н. Толстой)[108 — У Л. Толстого есть какая-то личная и семейная тайна, на которую намек содержится в разговорах его с г. Тенеромо. Когда зашла речь о детях его, и что они — неспособны, то Л. Толстой привел некоторую философию, и, сославшись на одного своего ребенка, сказал, что ему есть что сказать о его рождении, но он разве скажет это в секунду смерти, — «вот перед тем как юркнуть под крышку гроба». Слова не оставляют сомнения в чрезмерной постыдности этих слов (мировая застенчивость), этого признания, — и я опасаюсь, не по части ли это «девственных идеалов» великого писателя земли русской. Во всяком случае, «Крейцерова соната» есть сплошь рыдающая натура муже-девы, «осквернившейся с женщиною» лишь по положению «женатого» человека, когда «noblesse oblige» [положение обязывает — фр.]. В. Р-в.]. Между тем люди питают странную надежду, что если и не теперь, то, по крайней мере, в будущем это по природе мерзкое и стыдное не уничтожится совсем, а только сделается чистым, возвышенным[109 — Нельзя не поблагодарить доброго, патетического и честного архим. Михаила (ныне старообрядческого епископа) — единственного монаха, который по переводе из Казани в Петербург, начав рассуждать в печати о браке, сказал громко: «Половое слияние все и до дна чисто». За это дети, нынешние и будущие, должны воспеть ему хвалу. Он — не в детоубийцах, хотя и монах. В. Р-в.].
В оправдание брака весьма нередко можно слышать указание на рождение детей, в которых, действительно, заключается весь естественный