В темных религиозных лучах. Свеча в храме
так или
этак, — Адам и Ева были к ночи уже изгнаны из рая, и совокупление их произошло вне его. Все, что
можно думать об этом, это — что, исполнив
заповедь Божию о размножении в раю же, т. е. поспешно, — они, по всему вероятию, избежали бы и изгнания из рая. Но они замедлили и были изгнаны: и только
здесь, уже претерпя за отлагание выполнения Божьей воли, поспешили
начать «
стирать главу Змия». В подлинной Библии сказано: «И сказал Бог Змию: вражду положу
между тобой и женщиной, и
между потомством твоим и дитятею ея… И
семя женщины сотрет главу тебе». В. Р-в.]. Вы убеждаете меня
покориться этой женщине, но я
никак не приму вашего совета. Если и придется мне
умереть в этих оковах и страшных муках, я совершенно уверен, что приму за это
милость от Бога. Пусть все праведники спаслись с женами, я
один грешен и не могу с женою
спастись[155 — Вот голоса урнинга…, вот все
исповедание, цельное
исповедание муже-девства: «не могу с женщиной
быть», «
грех», «
скверна для меня», «и не ссылайтесь на святых, на примеры, на тексты: все равно, не могу! не хочу! Моей природе это противно, враждебно, гадко!» В. Р-в.]. Да если бы Иосиф покорился жене Пентефрия, то не царствовал бы он после; а видел Бог
терпение его и дал ему
царство[156 — Все ведь это
сочинение,
фантазия: но так уверен урнинг, когда и врет («
природа кричит»)! См. выше аналогичное вранье, — и
тоже какое упоенное! — Вл. Соловьева, Л. Толстого и Фози о «девстве». В. Р-в.], и в
роды прошла
слава о нем, как целомудренном,
хотя он и детей прижил. Я же не царства хочу и не власти; не хочу
быть великим
между Ляхами, почитаемым по всей Русской земле; для Вышнего Царства я пренебрег всем этим[157 — Прямо — знаменитые слова о скопчестве. Так вот в каком месте их
корень… В. Р-в.]. Если я
живой избавлюсь от руки этой женщины, то пойду в
монастырь[158 — Вот, вот! Так вот где
корень всех монастырей и всего монашества… Наивно и чистосердечно рассказанная
история Моисея Угрина, с его
столь ясно выраженной физиологической природой, поднимает завесу над всем делом, «Историю» эту
надо бы выгравировать на меди и
прибить к воротам всех монастырей. В. Р-в.]. А что
Христос говорит в Евангелии? «Кто оставит отца своего и
мать, и жену, и детей, и дом[159 — Да, все
отношение Иисуса к браку уже
было двойственно — и
сперва ап.
Павел, а
затем и
Церковь только продолжали эту двойственность. На переднем фасе —
Брак в Кане Галилейской… «первое
чудо»… «с людьми»… «на браке их».
Затем, у Матф. 19, как будто
подтверждение всего Ветхого Завета: «Сотворивший
вначале мужчину и женщину сотворил их» и пр., —
хотя эти последние слова и заключаются каким-то ненужным скопчеством, этой малостью фактической, о которой бы и упоминать не стоило, высказывая
такой универсальный закон. Но упомянуто. Случайно? В каких целях? Неразгаданно. И
затем говорится, как особенное Христово, как новое Христово, «христианское», вот это
противоположение «Христова ученичества» — отцу, матери, жене, детям… Так сильно сказано. «Не
может быть Моим учеником, кто не отрекся»… Как бы: «По сему (отречению) будут узнавать, Мои ли вы» (ученики, последователи). И, наконец,
совсем непостижимо это пламенное: «
Огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением
должен Я
креститься: и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел
дать мир земле? Нет, говорю вам, но —
разделение.
Отныне пятеро в одном доме станут
разделяться,
трое против двух и
двое против трех.
Отец будет против сына и сын против отца;
мать против дочери и
дочь против матери;
свекровь против невестки своей и
невестка против свекрови своей» (Луки, XII). Все это
слишком подробно, разделительно и так настойчиво,
притом лично настойчиво, новозаветно («
новый и
другой завет»), что и у ап. Павла и у Церкви не могло
остаться сомнения, что тут нужно
между чем-то
выбирать:
между верностью Ветхому Завету или вот этому Новому Завету,
между «Плодитесь! Множитесь!» и «Если вы станете
плодиться и
множиться — не можете
быть Моими учениками…»
Евангелие тем именно ни на какую книгу не походит, что оно, будучи человечно, в то же
время не
есть ни мужское, ни женское (
характер «мужского» и «женского» мы можем
открыть в каждой строке, всяком жесте, в каждом тоне человеческого слова и движения). Уже слова Евангелия
суть все до единого «как Ангелы на небеси»… «
Любовь» же евангельская, это особая бесполая
любовь, небесно-спокойная, всем помогающая, «и добрым и злым», и от всех
вместе с тем далекая, ни с кем определенно не сливающаяся (
брак), и
есть внеполое и обоюдополое
чувство, духовно-физическое, но страшно тонко-физическое. «Живут, как Ангелы»… Все, «как у Ангелов». В соответствии этому Иисус и мог только (Матф. 19)
сослаться формально на
заповедь Ветхого Завета: «плодитесь» и проч., но именно с этим «и прочее», равнодушно; когда же
дело дошло не до ответа пристававшим на улице (Матф. 19), а до личного Его отношения, то Он и воскликнул: «Ни — жены, ни — детей, ни — невесток и свекровей. Мой
огонь —
другой! О, если бы он возжегся!!!». Такова была Его небесная
природа… И взгляните на изображения его, все решительно, без исключения… В
слегка склоненном лице, обрамленном длинными прядями
волос, во взоре задумчивом, кротком и нежном, — особенно нежном, — мы не увидим сходства ни с одним известным нам, фактически или исторически, лицом… Такого нет — мужа, ни — героя… «Не то, не то!» «Не тот! Не тот!» Но будем вглядываться дольше, будем вдумываться года. Нежное, прекрасное
лицо, прекраснейшее на земле…
Ничего мужского, мужественного;
ничего Геркулесовского (берем тип,
идеал,
образ,
предел,
грань). Станем еще
смотреть,
думать,
сравнивать… Погрузимся в это годы… Станем изучать всевозможные Его изображения, всех эпох… Во всех эпохах «геркулесовского» —
ничего. Но нет ли, не попадется ли обратное? Да,
вековой наклон живописи все показывает нам одно и одно: девство,
нежность, женственность, просвечивающую
сквозь мужские признаки,
почти только
сквозь налет их,
слабый, нетвердый. Но
откуда же живописцы взяли
свой наклон? Да из слова! Они линиями разъяснили то, что казалось невероятным и неправдоподобным в рассказе…; они утвердили рассказ и
вместе догмат. «Отца
вовсе нет, и в сына могли
перейти единственно черты матери-девы» (разъяснение мне, на мой
вопрос «почему», М. П. Соловьева, великого знатока церковной живописи, о «девообразности» всех изображений Спасителя). «Две природы» в Нем… и «
полнота в Нем человечности», закругленная, завершенная,
чего и не
может быть только в одном мужском или только в одном женском. Таким образом и тайная
поэзия евангельского слова, слога, и твердый церковный
догмат повелели так
рисовать, соделали «сладким» такое рисованье… С. А. Рачинский мне указывал в своей Татевской церкви совершенно безбородый Лик Спасителя, особенно им
любимый, так как он несет в
себе память самой древней традиции (живописной). Но когда все так нарисовалось,
тогда все и разъяснилось… Мы поклоняемся Деве в Муже. В. Р-в.], — тот
есть Мой
ученик» (Лук. XIX, 26). Кого же мне больше
слушаться — Христа или вас?
Апостол же говорит: «
Женатый заботится о мирском, как
угодить жене, а неженатый заботится о Господнем, как
угодить Господу» (1 Кор. VII, 32, 33). Спрошу я вас: кому больше следует
служить — Христу или жене? «Рабы должны
повиноваться господам своим на благое, а не на злое» (Еф. VI, 5). Пусть же
будет известно вам, держащим меня, что
никогда не прельстит меня
красота этой женщины,
никогда не отлучит от любви Христовой.
Услышала это вдова та, и вот, с помыслом лукавым в сердце, сажает она Преподобного на коня, велит возить его со множеством слуг по городам и селам, принадлежащим ей, и говорит ему:
— Тут все, что тебе угодно, — твое; делай со всем этим, что хочешь.
Людям же говорила:
— Вот господин ваш, а мой муж. Чтобы все, встречая его, кланялись ему.
А в услужении у ней было множество рабов и рабынь.
Посмеялся Блаженный безумию этой женщины и сказал ей:
— Напрасно трудишься: не можешь ты прельстить меня тленными вещами этого мира, ни украсть у меня духовного богатства. Пойми это и не трудись напрасно.
Она же сказала:
— Или ты не знаешь, что ты мне продан? Кто избавит тебя от рук моих? Я никак не отпущу тебя живого; после многих мук смерти тебя предам.
Он же без страха отвечал ей:
— Не боюсь я того, что ты говоришь. Но на предавшем меня тебе — больше греха. С этих пор я буду иноком — Богу так угодно.
В те дни пришел со Святой Горы один инок, саном иерей. По наставлению Божию, пришел он к Блаженному и облек его в иноческий образ. Много поучал он его о чистоте — о том, как бы избавиться от этой скверной женщины, чтобы не предать себя во власть врага; и когда он ушел, стали искать его и нигде не нашли. Тогда Ляхиня, потеряв всякую надежду, пришла в отчаяние и подвергла Моисея тяжким истязаниям: велела растянуть его и бить палками, так что и земля напиталась кровью. Бьющие же говорили ему:
— Покорись госпоже своей и исполни волю ее. Если ты не послушаешься, мы на куски раздробим твое тело. Не думай, что избежишь этих мучений; нет, во многих и горьких муках предашь душу свою. Помилуй сам себя! Сбрось эти ветошки и надень многоценные одежды, избавь себя от ожидающих тебя мук, пока мы еще не коснулись твоего тела.
И отвечал Моисей:
— Братья! Не медлите, делайте, что вам велено. А мне никак нельзя отречься от иноческой жизни и от любви Божией. Никакое томление, ни огонь, ни меч, ни раны не могут отлучить от Бога и от великого ангельского образа. А эта бесстыдная и помраченная женщина явно показала свое бесстыдство; не только Бога не побоялась, но и человеческий срам презрела, без стыда принуждая меня к осквернению и прелюбодеянию[160 — См. выше у г. Фози… «Ляхиня» склоняла его не к сожитию с собой, а к форменному, законному, к церковному браку. Но он отвечал, как г. Фози и всякий урнинг: «Все равно — это есть скверна и прелюбодеяние». Из этих «обмолвок» на расстоянии тысячи лет, у простеца и ученого, как мы