Вынос кумиров
но 
также — и Бога, которым 
проснуться возможно и которые проснутся. Рыбы, вынесенные из такого 
вечно темного озера, индивидуально, 
может быть, и умрут незрячими; но в дальнейших генерациях зачаточный 
глаз — увидит. «Мы не веруем в Бога и не желаем 
ничего знать о Нем» — 
этот ответ вестфальца 
есть только за 
себя ответ; ну — за своего сына, наконец — внука; но не за внука этого внука. Шевельнутся ростки души, теперь совершенно невидные. Кто знает, как 
будет внук его внука 
смотреть на зеленеющее 
дерево? Мне пришлось прочесть об «безбожной Франции» 
известие, которое тронуло меня в Петербурге, 
потому что 
здесь оно невозможно; самые бедные парижане, вот такого же достатка, как и вестфалец-
рабочий, целой семьей (
всегда семьей) выбираются за 
город, отъезжают несколько станций по железной дороге и, забравшись в лес или расположившись на лугу, имея привезенную с собой провизию, проводят 
целый день среди зелени. Это — характерно. Известно, до 
какой степени оголены от растительности наши несчастные великорусские деревни и села. 
Сказать, что у крестьян нет ни времени, ни сил посадить 
дерево, — невозможно уже 
оттого, что находят же они 
время посадить старика в опару. Но чувства природы и зелени совершенно нет у него, и это я не могу не связывать 
чуть ли не с «природным» его алкоголизмом, как и с «разгулом 200 мужиков» до 
такой степени удали, что 
один парень показал 
себя голым девицам. 
Природа трезва, чиста и деликатна; а 
вместе — она и возбудительна, живительна. Посадить 
дерево, раскинуться семьей на лугу — это все равно как 
потянуть вина из тонкого горлышка древнего сосуда, но 
вина благородного, не отравляющего. 
Алкоголизм и 
отсутствие зелени в наших селах я считаю застарелыми «знамениями пришествия Антихристова»; ибо это явно антибожественно; да и 
дикий вид деревни, описанной выше, являет полное 
забвение Бога, 
хотя бы они и «клялись Богом» пьяными устами. В вестфальской деревне — 
тишина; у нас — гам. Чтó зреет в тиши, что готовится в гаме — 
никто этого не знает. Но верится и даже веруется, что там в тишине, в благообразии вызреет, ну, пусть 
через века — но, однако, вызреет 
слово, 
понятие, 
образ «Бог»; вызреет и 
молитва к Нему, ну — пусть новая, необычайная. 
Что-нибудь вроде лепета первых латинов о Dii Lares[9 — Ларах, богах домашнего очага (лат.).]. А около квашни с посаженным в нее стариком, как и около исключительного гнева папы, все 
будет ломаться, меньшиться, 
опадать до совершенной пустыни, до непереносимого голода.
1903
Примечания
1 С большими сокращениями напечатано в «Нов. пути» под (искаженным в цензуре) заглавием «Политика Комба».
2 Цитаты, заимствованные мною из сочинений проф. Беляева: «О безбожии и антихристе», 1898 г., огромная книга эта в 1040 страниц изобилует многими любопытными фактами.
3 Высшее существо (фр.).
4 Один Бог, один человек (лат.).
5 «смысл» (фр.).
6 Список запрещенных духовной цензурой книг (лат.).
7 Как для нас «Христос» есть Бог и даже весь Бог (при крайне ослабленном, только нумерационном, представлении Отца и Св. Духа), то, очевидно, термин «Антихрист» есть Вне-Бог, Без-Бога; а «знаки Антихристова царства», «Антихристова пришествия» суть знаки или проявления особенно специфического и яркого вне-божеского порядка, безбожного духа. Но ни проклятия папы, ни пьянство и дебош Руси богословами не обоняются как что-то характерно «вне-божеское».
8 Средневековье (фр., нем.).
9 Ларах, богах домашнего очага (лат.).