Вынос кумиров
но
также — и Бога, которым
проснуться возможно и которые проснутся. Рыбы, вынесенные из такого
вечно темного озера, индивидуально,
может быть, и умрут незрячими; но в дальнейших генерациях зачаточный
глаз — увидит. «Мы не веруем в Бога и не желаем
ничего знать о Нем» —
этот ответ вестфальца
есть только за
себя ответ; ну — за своего сына, наконец — внука; но не за внука этого внука. Шевельнутся ростки души, теперь совершенно невидные. Кто знает, как
будет внук его внука
смотреть на зеленеющее
дерево? Мне пришлось прочесть об «безбожной Франции»
известие, которое тронуло меня в Петербурге,
потому что
здесь оно невозможно; самые бедные парижане, вот такого же достатка, как и вестфалец-
рабочий, целой семьей (
всегда семьей) выбираются за
город, отъезжают несколько станций по железной дороге и, забравшись в лес или расположившись на лугу, имея привезенную с собой провизию, проводят
целый день среди зелени. Это — характерно. Известно, до
какой степени оголены от растительности наши несчастные великорусские деревни и села.
Сказать, что у крестьян нет ни времени, ни сил посадить
дерево, — невозможно уже
оттого, что находят же они
время посадить старика в опару. Но чувства природы и зелени совершенно нет у него, и это я не могу не связывать
чуть ли не с «природным» его алкоголизмом, как и с «разгулом 200 мужиков» до
такой степени удали, что
один парень показал
себя голым девицам.
Природа трезва, чиста и деликатна; а
вместе — она и возбудительна, живительна. Посадить
дерево, раскинуться семьей на лугу — это все равно как
потянуть вина из тонкого горлышка древнего сосуда, но
вина благородного, не отравляющего.
Алкоголизм и
отсутствие зелени в наших селах я считаю застарелыми «знамениями пришествия Антихристова»; ибо это явно антибожественно; да и
дикий вид деревни, описанной выше, являет полное
забвение Бога,
хотя бы они и «клялись Богом» пьяными устами. В вестфальской деревне —
тишина; у нас — гам. Чтó зреет в тиши, что готовится в гаме —
никто этого не знает. Но верится и даже веруется, что там в тишине, в благообразии вызреет, ну, пусть
через века — но, однако, вызреет
слово,
понятие,
образ «Бог»; вызреет и
молитва к Нему, ну — пусть новая, необычайная.
Что-нибудь вроде лепета первых латинов о Dii Lares[9 — Ларах, богах домашнего очага (лат.).]. А около квашни с посаженным в нее стариком, как и около исключительного гнева папы, все
будет ломаться, меньшиться,
опадать до совершенной пустыни, до непереносимого голода.
1903
Примечания
1 С большими сокращениями напечатано в «Нов. пути» под (искаженным в цензуре) заглавием «Политика Комба».
2 Цитаты, заимствованные мною из сочинений проф. Беляева: «О безбожии и антихристе», 1898 г., огромная книга эта в 1040 страниц изобилует многими любопытными фактами.
3 Высшее существо (фр.).
4 Один Бог, один человек (лат.).
5 «смысл» (фр.).
6 Список запрещенных духовной цензурой книг (лат.).
7 Как для нас «Христос» есть Бог и даже весь Бог (при крайне ослабленном, только нумерационном, представлении Отца и Св. Духа), то, очевидно, термин «Антихрист» есть Вне-Бог, Без-Бога; а «знаки Антихристова царства», «Антихристова пришествия» суть знаки или проявления особенно специфического и яркого вне-божеского порядка, безбожного духа. Но ни проклятия папы, ни пьянство и дебош Руси богословами не обоняются как что-то характерно «вне-божеское».
8 Средневековье (фр., нем.).
9 Ларах, богах домашнего очага (лат.).