Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мудрость Запада

Рассел Бертран

Мудрость Запада

СОДЕРЖАНИЕ.

Мир идей лорда Бертрана Рассела. А. Малинин.

1. Предисловие.

2. Пролог.

3. До Сократа.

4. Афины.

5. Эллинизм.

6. Раннее христианство.

7. Схоластика

8. Возникновение современной философии.

9. Британский эмпиризм.

10. Просвещение и романтизм.

11. Утилитаризм и последующие течения.

12. Современность.

13. Эпилог.

МИР ИДЕИ ЛОРДА БЕРТРАНА РАССЕЛА.

«Мудрость Запада» — последний крупный труд Бертрана Рассела. Лорд Рассел (1872- 1970) определил свое необычное сочинение как «конспект западной философии от Фалеса до Витгенштейна». Сказано скромно. В действительности это развернутое и к тому же богато иллюстрированное философское полотно: сжато изложенная и субъективно окрашенная история европейской духовной культуры — от ее истоков до наших дней. В определенной мере (или ракурсе — как посмотреть) «Мудрость Запада» — духовная основателя логического атомизма:

его философское завещание потомкам.

Олимп античной культуры: философия

Расселовский «конспект» открывается рассмотрением культурно-исторических предпосылок культуры греков и ее системы мифов. Первая из проблем философского порядка, необходимо предстающая перед исследователем: как и когда образно-метафорическое («образно-аналитическое») мышление древних сменяется мышлением понятийно-метафизическим («понятийно-аналитическим»), если иметь в виду не обыденное, а философское мышление? Расхождений по этому вопросу в науке немало, хотя многое установлено уже с несомненной достоверностью. Леви-Брюль писал одно время об алогичности мышления древних, но впоследствии отказался от этого взгляда ввиду его недоказуемости и своего рода алогичности навыворот.

Ранние греческие мыслители, а позже и историки культуры принимали за первых философов то легендарных семь мудрецов Древней Эллады, то жрецов с их оракульскими изречениями.

Диоген Лаэртский ссылается на мнения тех, кто полагал, что философия возникла не у греков, что занятия философией «начались впервые у варваров, а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассирян — халдеи, у индийцев — гимнософисты, у кельтов и галлов — так называемые друисты и семнофеи». Эти полужрецы-полуфилософы «рассуждали о природе и происхождении богов». Социальный подтекст первоначального философствования отмечен древнейшими сочинениями о справедливости». Диоген не разделял подобного мнения, считая «большой ошибкой приписывание варварам открытия эллинов». Он полагал, что «не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов», и ссылался на Мусея, сына Евмолпа, который «учил о происхождении богов и первый построил шар», утверждал, что «все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином» и т. д. Диоген Лаэрций называет также Лина, который «учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растении. Диоген, первый из дошедших до нас древних историков философии, отмечает, что древнеегипетские мудрецы склонялись к материализму, утверждая, что «началом всего является вещество», из которого выделяются четыре стихии, что «мир шарообразен» и т. д.

Аристотель, со своей стороны, указал на интеллектуальную, так сказать, необходимость появления философии. «Все люди от природы стремятся к знанию», — рассуждал он. Начальный мотив этого стремления — удивление. Оно «побуждает людей философствовать», поднимаясь от знания единичного, достигаемого в опыте, до знания общего, которое «дальше всего от чувственных восприятии». Знание общего и есть истинная мудрость как «наука о началах и причинах». Мудр тот, кто «способен понять трудное» благодаря знанию общего. Философское и научное постижение мира продвинулось далеко вперед со времен Диогена Лаэртского и Аристотеля, знание же обстоятельств возникновения философии и науки продвинулось менее.

Причина понятна: современные исследователи опираются на те же источники, что и древние. Туман рассеялся не до конца, а мифогенная и гносеогенная концепции появления философии являются, в сущности, терминологическими уточнениями взглядов и знаний, которыми располагали греческие философы и ученые. Можно утверждать, что на самых ранних фазах существования философии у греков определялись основные сферы общетеоретических интересов — философия природы, подкрепляемая конкретными знаниями в области астрономии, математики и геометрии, философская антропологиячеловекмера всех вещей», «учение о справедливости», этика), философия религии (учение о богах).

Рассел принимает в качестве исходного пункта «мудрости Запада» и своего историко-философского конспекта этой мудрости представление о Фалесе как первом философе и о Пифагоре как изобретателе слова «философия». Это соответствует данным Аристотеля и Диогена Лаэрция. (Рассел опирается, помимо античных историков, на данные первоклассных трудов: Rostovlseff М. History of the Ancient Worde, V. I. New York, 1926; Harrison 1. J. Prolegomena to the Story of Greek Philosophy. London, 1930; Rase H. J. Primitive Culture in Greeke. London, 1925; Боннер Ф. А. Греческая цивилизация. М., 1952. Т. 1-3.) До нас дошли некоторые сведения о жизни и знаниях Фалеса, в частности о его астрономических познаниях, а также удивительные по глубокомыслию афоризмы: «Все полно богов»;

«Больше всего пространство, ибо оно вмещает в себя все»; «Быстрее всего мысль, ибо она мгновенно облетает все». Это — сигналы о характере и силе мышления первого философа, образцы проникновенного мышления. Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам субстанциальной основы, первоначала мироздания. Фалес усмотрел основу всего существующего в воде. Герцен в «Письмах об изучении природы» подметил, что у первого философа речь шла не об обычной воде, питьевой или морской, а, скорее, о воде, как принципе, как о чем-то животворном и текучем. Современник Фалеса, Анаксимен, предложил признать искомой первоосновой воздух; это был шаг к абстрагированию от наблюдаемой конкретности. Анаксагор пошел еще дальше, объявив о нусе (уме) как идеальной основе мироздания.

Рассел очень тщателен в изложении взглядов греческих философов, идет ли речь о Гераклите и его диалектике (невзирая на свою некоторую нелюбовь к диалектике), или о Едином Парменида, об учениях Ксенофана или Эмпедокла. Оригинальность Рассела сказывается сразу же, как только он обращается к более близкой ему сфере знаний, к стихии математики, а также к астрономическим и геометрическим исчислениям у греков. Центральная философская фигура ранней греческой науки — Пифагор. Жизнь Пифагора и его деятельность как основателя мистико-научного и религиозно-философского братства овеяна легендами. Одна из легенд, возможно являющаяся истиной, приписывает ему изобретение понятия «философия». Мыслители из Милета еще не знали его. Пифагорейцы же подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление ее законов. Рассел полагает, что именно поиск пифагорейцами количественных соотношений и зависимостей в природе вещей, предпринятое ими изучение «неуловимых чисел» привели Пифагора и его сторонников к построению «математической теории строения материи». В области же чистой математики пифагорейцы обладали представлением о числах, «которые не могут быть суммированы», и разработали метод «нахождения этих неуловимых чисел через последовательные приближения».

Рассел знал, по-видимому, мнение на этот счет Освальда Шпенглера (в том, что Шпенглер знал мнение автора «Principia Mathematica», мы не сомневаемся); их оценки и выводы достаточно близки. Шпенглер считал, что греки, не исключая Аристотеля и Евклида, рассматривали вещи как они есть в качестве «величин вне времени, просто в настоящем, заложив тем самым основания чистой математики». (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Мысль, 1993. Т. 1). Замечание, обличающее знатока вопроса! Шпенглер разъяснял, что «именно Пифагор впервые осмыслил античное число как принцип миропорядка осязаемых вещей, как меру или величину». Шпенглер был прав, умозаключая, что Евклидова геометрия и математическая статистика греков были необходимым следствием и конкретным дополнением «числового мышления пифагорейцев». Такое статичное математическое мышление было преодолено лишь в философии и науке Нового времени, когда Декарт изобрел систему координат, функцию и исчисление бесконечно малых величин, а Лейбниц и Ньютон разработали вслед за тем дифференциальное и интегральное исчисление. Мир, вещи и человек вновь были увидены в свете Гераклитова принципа — все течет — как «становление и взаимоотношение, как функции». (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Мысль, 1993. Т. 1).

Взгляд Рассела отличен в некоторых отношениях от взгляда Шпенглера, и это понятно: он — классик математики, Шпенглер — философ, знающий математику. Рассел видит в теории числа Пифагора не одно, подобно Шпенглеру, числовое, то есть количественное мышление, но гораздо больше «математическую теорию строения материи». Отчасти поэтому он возражает, но не Шпенглеру, против обвинений Пифагора и пифагорейцев в сознательной мистификации числа и не упускает случая обратить внимание на современные явления математического схоластицизма — с функциями «чисел для себя», «классов всех классов» и т. п. (Рассел. Бертран. Математическая философия. М., 1996 (Введение в математическую философию. Гл. II. «Определение числа». Гл. XVII. «Классы»).

Рассел не скрывает своего расположения к еще одному греческому классику, к Демокриту, подчеркивая особенный масштаб и глубину его мышления. Чувство удовлетворения он высказывает и при описании взглядов другого атомиста — Эпикура.

Рассел, изложивший в великолепном памфлете «Почему я не христианин?» основания своего неверия, не упускает случая объявить об этом еще раз, призвав Эпикура в союзники, ибо «атомистическая теория души опровергает идею о ее бессмертии».

Рассел не был бы математиком, если бы тут же не объявил, что умозрительный атомизм Демокрита и Эпикура все же уступает «геометрическому, или математическому, атомизму Платона». Такое противопоставление реального атомизма воображаемому не подкрепляется, увы! — убедительными аргументами. Греки же, включая Платона, ненавидевшего Демокрита, знали атомистическую теорию Демокрита — Эпикура, но об атомизме Платона не слышали, как, впрочем, и сам Платон. Реконструкция Платоновой математики в духе атомизма возможна, но лишь в том случае, если будет доказано существование в его Академии теории исчисления бесконечно малых величин. Пока доказательств нет, а термин «атомизм» имеет в философии иной смысл. Differentia specifica (Специфическая особенность (лат.)) античных искателей истины и мудрости в единстве философских и научных исканий: они не отделяли одни от других, и Рассел прав, замечая, что «ни в какой другой цивилизации, кроме греческой, философия не развивалась в такой тесной связи с наукой». Доказательство этого тезиса простое: Аристотель. Рассел не сообщает об «энциклопедической науке» Аристотеля чего-либо неизвестного ранее, что естественно: литература о ней буквально необозрима, но то, что он сообщает, окрашено нескрываемой симпатией к греческому гению и подвижнику. Выделим описание автором «Мудрости Запада» социально-политических и этических аспектов мировоззрения Аристотеля, его филигранный, хотя и сжатый, анализ идей и понятий Аристотелевой «Политики» и «Этики» (Эвдемовой и Никомаховой). Маркс в «Капитале» возразил Аристотелю, определившему человека как «политическое животное», предлагая взамен определение его как общественного животного. Рассел не был бы Расселом, если бы не присовокупил тут же, что если человек и общественное животное, то — консервативное…

Аристотелевская теория политики — взлет античного политического мышления. Она ценна не только как первое систематическое построение в теории, но и указаниями на органичную связь политики с правом и моралью. Именно Аристотель предоставил последующей политической философии аргументы в пользу моральной политики, проводимой в интересах гражданского общества. Эта политика должна быть основана на понимании таких категорий, как добро,

Скачать:TXTPDF

Мудрость Запада Бертран читать, Мудрость Запада Бертран читать бесплатно, Мудрость Запада Бертран читать онлайн