Скачать:PDFTXT
Исповедь

в 1748 г., в возрасте двадцати пяти лет.
Гольбах (1723—1789) — французский философ; его трактат «Система природы» представляет собой изложение основных принципов французского материализма и воинствующего буржуазного атеизма XVIII в.
Стр. 322. Рейналь (1713 — 1796) — французский историк, энциклопедист, автор «Философской и политической истории учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях».
Мадемуазель Фель — знаменитая оперная певица того времени. Кагюзак — французский литератор, автор либретто для ряда опер Рамо. Кагюзаку, между прочим, принадлежит «История танца» (1754).
Стр. 323. Дюкло (1704—1772) — французский моралист, автор «Рассуждения о нравах» и «Секретных мемуаров о царствовании Людовика XIV и Людовика XV».
Стр. 324. Сорен Жозеф — второстепенный французский драматург XVIII в., автор ряда трагедий. Отец его получил известность вследствие скандального обвинения в сочинении пасквильных куплетов, выдвинутого против него в 1710 г. одописцем Жаном-Батистом Руссо, который этим путем хотел, видимо, отвести обвинение в их авторстве от самого себя. Не исключено, однако, что автором куплетов был все же Сорен и жертвой клеветы явился Ж.-Б. Руссо.
Утон.— См. далее, XII кн. «Исповеди», а также прим. к стр. 244. Упоминаемая ниже в тексте мадемуазель Девенпорт — дочь владельца этого поместья.
Стр. 325. Прево д’Экзиль, аббат (1697 — 1763) —французский писатель, автор романа «Манон Леско», «Клевеланд» и других произведений, сыгравших выдающуюся роль в развитии буржуазного реализма.
Стр. 326. Доктор Прокоп (Прокоп Куто) — настоящие имя и фамилия его Мишель Кольтели (1684—1753); уроженец Палермо, литератор и врач, автор ряда медицинских сочинений. Отец его основал в 1689 г. знаменитое в Париже «Кафе Прокоп»—излюбленное место собраний литераторов в XVIII в. Имя Эзопа, древнегреческого баснописца (VII — VI в. до н. з.), употреблено здесь аллегорически — в смысле остроумца.
Буланже — литератор и философ, сотрудник «Энциклопедии». Упоминаемый в «Исповеди» труд его называется «Исследование в области происхождения восточного деспотизма»; он был выпущен в 1761 г., уже после смерти автора, Гольбахом.
Т-жа Дени (1712—1790) —племянница Вольтера и его близкий друг, второстепенная писательница. Известна главным образом как руководительница всей литературной и театральной жизни в резиденции Вольтера — Фернее.
Конхилиомания — маниакальное увлечение паукой о раковинах — конхилиологией.
«Увлечения Рагунды» — комическая опера, текст Нерико-Детуша, музыка Муре; была сочинена в 1742 г. и в описываемое время возобновлена постановкой во Французской опере.
Стр. 327. Люлли (1632—1687) — французский композитор и музыкальный деятель эпохи Людовика XIV, директор Французской оперы, автор ряда опер на мифологические сюжеты. Точное название его оперы, упоминаемой в тексте,— «Армида и Рено, лирическая трагедия в пяти актах и с прологом». Сюжет ее был взят из поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Ребель Франсуа — сын придворного композитора (см. прим. к стр. 297), впоследствии сам занимавший крупные музыкальные должности при дворе; четырнадцатилетним мальчиком играл в оркестре Французской оперы. Франкер — друг Ребеля, служивший вместе с ним сперва скрипачом в оркестре Французской оперы, а затем при дворе Людовика XV. Оба были посредственными композиторами; в описываемую эпоху оба состояли директорами Оперы.
Стр. 334. …приехали итальянские буффоны.— Речь идет о приезде в 1753 г. в Париж итальянской оперной труппы, выступившей с огромным успехом. Она дебютировала в театре Французской оперы постановкой оперы Перголезе «Служанка-госпожа». Успех был обеспечен тем, что итальянская опера стояла в то время на большой высоте в отношении музыкального богатства и вокальной культуры, между тем как французская находилась на гораздо более низком уровне, утратив связь с народным искусством и выродившись в салонное и придворное развлеченье.
Мондонвиль — французский композитор, занимавший высокие музыкальные должности при дворе Людовика XV, автор ряда посредственных опер, директор «Духовных концертов»; при поддержке маркизы де Помпадур добился прекращения представлений итальянских буффонов.
Стр. 334 «Маленький Пророк» — сочинение Гримма (1753).
«Письмо о французской музыке» — сочинение Руссо (1753). В нем, так же как и в «Маленьком Пророке» Гримма, защищается итальянская музыка, поддерживаемая подлинными знатоками против тогдашней французской, которую поддерживали знать и богачи (см. т. I наст, издания).
Стр. 335. Тацит (ок. 55 — ок. 120 гг. н. э.) — римский историк, автор «Анналов», «Историй», «О Германии» — произведений, являющихся классическими образцами античной историографии и научной прозы.
То было время большой распри между парламентом и духовенством.— Парижский парламент в 1753 г. резко выступил против решения католической церкви объявить янсенистов еретиками со всеми вытекающими отсюда последствиями. Король стал на сторону церкви, изгнал парламент из Парижа и попытался заменить его специально для этого созданной Королевской палатой. Последняя, однако, не имела никакого авторитета среди населения, которое предпочло разрешать свои споры третейским путем, лишь бы не обращаться к ней. Король был вынужден вернуть парламент в Париж. Многочисленные в XVIII в. конфликты Парижского и местных парламентов с двором были предвестием приближающейся революции.
Бастилия — крепость в Париже, выстроенная в XIV в., служила тюрьмой для политических заключенных и стала в глазах народа символом деспотизма. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г. революционным народом явилось первым звеном в цепи событий французской буржуазной революции XVIII в.
Стр. 336. Д’Аржансон Марк-Пьер — военный министр Людовика XV, был другом Вольтера и энциклопедистов; Дидро посвятил ему «Энциклопедию».
представление в Бельвю…— Маркиза Помпадур устроила этот спектакль 5 марта 1753 г.
Стр. 337. Ла Ну — знаменитый актер того времени, выступавший в трагедиях Корнеля и Вольтера.
…я всегда предпочитал этот театр остальным двум. — В Париже того времени было три драматических театра: Французская Комедия, Итальянская Комедия и Театр Сен-Жерменской н Сен-Лоренской ярмарки. Руссо предпочитал первый из трех перечисленных театров.
Моя пьеса была принята с похвалами и представлена…— «Нарцисс» был поставлен во Французской Комедии 18 декабря 1752 г.
Госсен и Гранваль — известные актрисы того времени.
Стр. 338. Сен-Жермен. — В этом селении Руссо написал свое «Рассуждение о неравенстве».
Стр. 339. Булонский лес — в эпоху Руссо — лес возле Парижа, служивший местом загородных прогулок для парижан; в настоящее времяпарк в пределах города.
Стр. 342. …я лишился прав гражданства…— В юности Руссо перешел из протестантизма в католичество и тем самым лишился звания гражданина Женевы (см. кн. II).
Консисторияорган Женевской республики, ведавший «нравственностью населения» и осуществлявший ее проверку.
…был восстановлен в правах гражданина.— Руссо был восстановлен в правах женевского гражданина после возвращения его к протестантизму, 29 июля 1754 г.
Граждане и горожане — два высших сословия в Женевской республике, которым фактически принадлежала вся власть.
Генеральный советвысший представительный орган Женевской республики, утверждавший законы и налоги, объявлявший войну и заключавший мир.
Синдик.—В Женевской республике было четыре синдика, избираемых на год высшими правительственными органами и ведавших всеми отраслями государственного управления. Первый синдик председательствовал во всех трех советах.
Стр. 343. Делюк Жак-Франсуа — женевский часовщик, член магистрата Женевской республики.
Роман Руссо «Новая Элоиза» выгаел в свет в 1761 г.; действие его происходит главным образом на берегах Женевского озера.
Совет двухсот (точнее, двухсот пятидесяти) — правительственный орган Женевской республики, игравший роль высшей судебной инстанции.
Мульту (1725 — 1785) — протестантский пастор, друг Руссо, которому последний вручил для хранения рукопись «Исповеди», в настоящее время известную под названием «Женевской» и являющуюся основной.
Стр. 344. «Политические установления» — неосуществленное произведение Руссо, частью которого должен был быть знаменитый «Общественный договор».
«История Вале» — то есть история кантона Вале; незаконченное произведение Руссо, оставшееся лишь в отрывках.
Лукреция — знатная римлянка VI в. до н. э., покончившая с собой после бесчестия, которое нанес ей сын царя Тарквипия Гордого.
Малый совет (или Сенат), из двадцати пяти членов, был одним из государственных органов Женевской республики; ему принадлежала высшая административная власть.
Стр. 345. …осуществить свое намерение вернуться в Женеву…— Руссо уехал из Женевы в начале октября 1754 г.
Вольтер обосновался около Женевы.— Вольтер поселился возле Женевы в 1755 г., после своего разрыва с прусским королем Фридрихом II и отъезда из Берлина. Вернуться в Париж он не мог, так как чувствовал себя во Франции под постоянным подозрением в неблагонадежности. Этим и объясняется его пребывание в Швейцарии, сперва в имении «Делис», потом в знаменитом Фернее, до 1778 г., когда он приехал в Париж и там умер.
Стр. 346. …уже в то время Троншены составляли заговор с целью поработить свое отечество…— Семья Троншенов, членом которой был известный врач Теодор Троншен (см. прим. к стр. 107), бывший сперва другом, а затем врагом Руссо, принадлежала к женевской аристократии. В борьбе с демократическими слоями Женевы партия аристократов искала опоры за пределами республики — у властей Цюриха, Верна и королевского правительства Франции. Именно это имеет в виду Руссо, говоря о заговоре Троншенов против независимости Швейцарии. Этим же обстоятельством объясняются и говения, которым подвергся Руссо, как сторонник демократической партии (см. кн. XII).
Стр. 348. Палиссо (1730—1814) —французский литератор, автор трагедий, комедий, памфлетов; вел в угоду реакционным придворным кругам ожесточенную кампанию против энциклопедистов. Комедия, о которой идет речь в тексте, называлась «Кружок» и представляла собой пасквиль на Руссо.
потребовать изгнания г-на Палиссо из своей академии.— Бывший польский король Станислав Лещипский после изгнания его из Польши жил при дворе своего тестя Людовика XV. Как владетель герцогства Лотарингия, с главным городом Нанси, он академию этого города считал «своей».
КНИГА ДЕВЯТАЯ
Стр. 353. «Общественный договор» — основное сочинение Руссо по вопросу о происхождении государства и права (1762).
…как сказал это в «Эмиле»…— См. «Эмиль», кн. V,— советы воспитателя Эмилю после возвращения из путешествия.
Стр. 354. Мое сочинение, где эти принципы провозглашены с наибольшей, смелостью… — Руссо имеет в виду «Рассуждение о происхождении неравенства» (1754).
…как в Голландии.—Голландия была, в эпоху Руссо страной, где передовые французские литераторы могли печатать свои произведения, не опасаясь французской цензуры.
исповедание веры… Элоизы…— См. «Новая Элоиза», ч. VI, письмо XI, в котором муж Юлии г-н де Вольмар описывает Сен-Пре ее последние минуты. В письме содержится, между прочим, пространный ответ Юлии на вопрос свящепника, желает ли она умереть в согласии с требованиями протестантской церкви. Этот ответ представляет собой изложение взглядов Руссо, тождественное с тем, которое дает «Исповедание веры савойского викария» в «Эмиле».
Де Сен-Пьер (1658—1743) — французский философ и публицист, один из предшественников энциклопедистов, автор «Проекта вечного мира»; он выдвинул предложение о создании всеевропейского арбитражного трибунала, который разрешал бы возникающие между государствами конфликты мирным путем.
Стр. 356. «Чувственная мораль, или Материализм мудреца» — сочинение Руссо, оставшееся в наброске (1756).
Стр. 357. «Музыкальный словарь».— Работа Руссо, выросшая из его статей о музыке в «Энциклопедии» и законченная как самостоятельное произведение в 1764 г. Считая этот труд несовершенным как целое, Руссо очень ценил отдельные составляющие его заметки.
Стр. 359. Игра в «три» — старинная игра в карты.
Кервель — растение, употребляемое в пищу в качестве приправы.
Стр. 368. …участь сонета в «Мизантропе».— В комедии Мольера «Мизантроп»

Скачать:PDFTXT

Исповедь Руссо читать, Исповедь Руссо читать бесплатно, Исповедь Руссо читать онлайн