Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
О политической экономии

Finibus bonorum et malrum», III, 64), видели в мире, управляемом Провидением, общий «большой» город богов и людей.

20. ее изображению в своих пещерах. — См. Д. Дидро. Собр. соч., т. VII, стр. 205.

21. и в сатирах Макиавелли. — Вероятно, имеется в виду критика действительности в сочинении Макиавелли «Князь». Отдельных сочинений в жанре сатиры у этого автора нет.

22. объединившихся в большое общество — Значит, здесь Руссо допускает существование такового, что им полностью отрицается в первом наброске «Общественного договора» (кн. I, гл. П).

23. общею защитою. — Эта формулировка совпадает с той, что дает Локк («О гражданском правлении», гл. IX, 123).

24. должен соблюдать их он сам — Таким образом, Руссо решительно отбрасывает принцип права, характерный для абсолютистских режимов, гласивший: «princeps legibus solutus est» (правитель свободен от соблюдения законов).

25. Платон и рассматривает — см. «Законы», кн. IV, с. 719 и до конца книги.

26. суровость наказания — Руссо следует тут мыслям, высказанным Монтескье как в «Персидских письмах» (письмо XXX), так и в «Духе законов» (кн. VI, гл. IX, XII и XIV).

27. См. развитие этих мыслей в «Общественном договоре» (кн. II, гл. XI и кн. III, гл. VIII). Связь эта указывает на значение данной статьи в творческой истории этого трактата.

28. Оснований собирать нацию тем меньше — Пример изменения точки зрения Руссо, который в «Общественном договоре» высказывается как раз за частый созыв общих собраний данного народа (кн. Ш, гл. XIII) для выявления общей воли.

29. В Китае — В отличие от «Духа законов» Монтескье и книг других авторов той эпохи Китай занимает в политических сочинениях Руссо сравнительно скромное место. Все же в данной статье он трижды ссылается на пример этого государства (которое слыло в XVIII в. образцовым), не указывая, однако, своих источников. Мы знаем, что по просьбе г-жи Дюпен он читал «Описание Китайской империи» отца Дю Хальда, к которому часто прибегал Монтескье.

30. интенданта сажают в тюрьму. — Здесь Руссо применяет термин, бытовавший во Франции, где интендантами именовались наместники, управлявшие отдельными провинциями и областями.

31. в центре и на севере Азии — В оригинале «Tartarie» (Тартария). Во французской системе географических наименований XVIII в. под этим понимались обширные пространства Центральной и Северной Азии за Уралом, в Сибири, в Монголии, заселенные, по мнению авторов, народами преимущественно тюрко-монгольского происхождения. Само слово «Tartarie», возможно, связано со словом «татары».

32. самого Сократа Катону — В «Исповеди Савойского викария» Руссо по сходным мотивам противопоставляет Сократа Иисусу.

33. Августин, Аврелий (354-430), епископ Гиппонский (в Северной Африке); крупнейший древнехристианский богослов, философ-мистик.

34. Помпей, Гней (106-48 гг. до н. э.), римский полководец и политический деятель. В 60 г. до н. э. вступил в состав Триумвирата, включавшего Красса и Юлия Цезаря; в борьбе с последним за власть потерпел поражение, бежал в Египет, где был убит.

35. воюет с софистами — Софисты (греч. — мастер, художник) древнегреческие философы, являвшиеся учителями «мудрости» и «красноречия» (V в. до н. э.). «Старшие» софисты в большинстве своем были материалистами в понимании природы (Протагор, Гиппий и др.). Они выражали интересы рабовладельческой демократии. Другая группа тяготела к рабовладельческой аристократии (Критий, Гипподам) и являлась идеалистами. Софисты в спорах нередко использовали всякого рода уловки, неправомерные доводы, отсюда софизм.

36. от завоевателей мира — Имеется в виду главным образом Юлий Цезарь, завоевавший Галлию, Египет, ведший войну в Британии и на Балканах.

37 покидает землю — После поражения своих сторонни ков, республиканцев, Катон Младший в 46 г. до н. э. покончил с собой.

38. не может отказать никому? — Руссо связывал весьма тесно и, может быть, даже несколько односторонне понятие о патриотизме с чувством гражданским, политическим. Он писал 1 марта 1764 г., в горькие для него дни изгнания, из Мотье, полковнику Пикте: «Не стены и не люди образуют отечество. Это делают законы, нравы, обычаи. Правительство, конституция, всем этим обусловленный образ жизни. Отечество заключено в отношениях между Государством и его членами. Когда они изменяются или уничтожаются, исчезает и отечество, итак, милостивый государь, оплачем наше: оно погибло, а остающийся ныне призрак способен лишь его позорить» (C. G.,X, p. 337-338)

39. или уничтожал другого — В черновике далее говорится «кроме тех случаев, когда речь идет о самосохранении общественного целого и частного лица» (conservation publique et particulier)

40. основные соглашения — Речь идет о самом общественном договоре, т. е. об акте, оформляющем ассоциацию.

41. своим, имуществом — В черновике добавлено: «и своей свободой».

42. Подразумевается Александр Македонский. Вынести осуждающий приговор в Афинах могло лишь народное собрание голосованием, подвергая обвиненного остракизму — изгнанию.

43. среди всего великолепия триумфов — Триумф — в Древнем Риме торжественный въезд в столицу победоносного полководца по окончании похода.

44. Порций Лека — народный трибун (199 г. до н. э.) — автор «Порцийских законов» (leges Porcianae), запрещавших наказание плетьми и смертную казнь для римских граждан.

45. ремесел полезных и трудных — Мысль эта восходит к Платону («Государство», кн. II, 13, 372 с. 373 d).

46. дурным гражданином — Идя вслед за Монтескье, для которого каждый вид правления основывался на определенной страсти, Руссо им придает большое значение в системе политической организации. «Все человеческие установления основаны на страстях и поддерживаются ими: все то, что борется против страстей и подавляет их, не способно, следовательно, укреплять эти установления» («Письма с Горы», письмо первое).

47. Ср. «Общественный договор», кн. II, гл. VII.

48. повиноваться другим — В «Эмиле» (кн. II) Руссо займет противоположную позицию.

49 результат воспитания — В черновике после этого: «ибо они могли бы из них сделать очень хороших сыновей и очень плохих граждан».

50. Общественное воспитание осуществляемое посредством законов. — В черновике мысль об общественном воспитании развита следующим образом «Оно является одним из основных принципов правления народного и основанного на законах (populaire et legitime), и при его помощи станут удачно наставлять молодых граждан в том, как надо соединять все свои страсти в любви к отечеству, все свои желания в общей воле, и как, следовательно, возвысить свои добродетели до такой высоты, куда их может вознести человеческая душа, воспитанная для столь великих целей».

51 и вершиною — В дальнейшем Руссо изменил свой взгляд на последовательность получения роли воспитателя. Сначала Руссо считал, что она самая почетная и тем самым достойна увенчать деятельность гражданина, позже эта должность становится в его глазах лишь первым шагом на пути служения обществу.

52. критяне, лакедемоняне и древние персы — Действительно, древние греки и персы уделяли большое значение общественному воспитанию детей.

53. совершило чудеса — Руссо здесь непосредственно отправляется от Монтеня («Опыты», кн. II, гл. XXXI), а косвенно от Платона, отстаивающего идею общественного воспитания как в «Государстве», так и в «Законах» (кн. I), где он имеет в виду опыт Спарты и Крита.

54. никогда не бесполезен — Ср. «Эмиль», кн. III.

55 к управлению имуществом — Было бы полезно исследовать соотношение этого определения Руссо с формулировкой сенсимонистов, различавших управление людьми и управление вещами.

56. как показал Пуфендорф — См. «О праве естественном и праве международном», кн. IV, гл. X, 4.

57. предназначенными для другого — В «Эмиле» (кн. III) на очень широкой основе, в предвидении приближающихся революций, отвергнута эта точка зрения, отдающая дань влияниям консервативным и патриархальным.

58. Ср. «Общественный договор», кн. III, гл. IV.

59 состоит, трудность справедливой и мудрой экономии — В черновике говорится. «Чтобы устранить эти противоречия, представим себе дела (reprenons les choses) после установления Правительства и станем исследовать не то, что есть, а то, что должно было бы быть» (moins ce qui est que ce qui devrait etre). Это одно из ярких свидетельств намечающегося уже в этой статье нормативного подхода к анализу явлений общественной жизни, окончательно возобладавшего в «Общественном договоре»

60 .основатель учреждений Республики — Это законодатель, охарактеризованный подробно в «Общественном договоре» (кн. II, гл. VII)

61. разойтись во мнениях с Бодэном — Жан Бодэн (1530-1596) французский политический мыслитель Считал частную собственность неприкосновенной, а причину переворотов видел в существовании имущественной дифференциации. Его сочинение «Шесть книг о Государстве» имело большое и еще недостаточно изученное влияние на Руссо. В данном случае имеется в виду книга VI этого сочинения, гл. II, стр. 617, изд. 1577 г

62. Ромул — вместе с братом его Ремом — по преданию, внуки Нумитора, царя Альбалонги, основавшие Рим, названный Ромулом по своему имени, где он стал его первым царем в 753-716 гг. до н. э.

63. квестора Катона — Речь идет о Катоне Утическом, успешно исправлявшем в 65 г. до н. э. пост квестора — одного из управляющих государственной казной, эрариумом

64. мало находится Гальб — Гальба Сервий Сульпиций (5 г до н. э.69 г. н. э.) — в 68-69 гг. н. э. римский император. Возможно, Руссо имеет в виду тот факт, что, будучи уже в 32 г. н э. консулом и правителем нескольких провинций, Гальба при преемниках Августа отклонял предложения стать императором, управлял Африкой и Испанией и только после низвержения Нерона принял этот сан.

65. поставку хлеба в годы неурожайные — Руссо воспроизводит конкретные черты экономической политики французского абсолютизма. См. об этом. Г. Е. Афанасьев. Условия хлебной торговли во Франции в конце XVIII столетия. Одесса, 1892.

66. устроить общественные склады — Руссо высказывает здесь точку зрения, противоположную развитой основателем доктрины физиократов Кенэ в статье «Зерно» в VII томе «Энциклопедии» (1757), написанной с позиций буржуазного требования свободы торговли, где он решительно выступал против идеи общественных складов. К этой мысли внимание Руссо, кроме опыта Женевы, могла привлечь еще и книга Ж. Мелона «Политический опыт о торговле и промышленности», считавшего, что в небольших странах такого рода склады могут быть весьма полезны.

67. Иосиф («Прекрасный») — по библейским сказаниям — один из сыновей патриарха Иакова, проданный своими братьями в Египет и занявший впоследствии высокую должность при дворе египетского фараона. Он воспользовался семилетним неурожаем, чтобы превратить независимых землевладельцев в государственных крестьян и заставить их платить казне пятую часть своего дохода.

68. отбираем у людей полезных — В черновике добавлено: «что рано или поздно должно привести к разорению народа и к обезлюдению страны».

69. победы Александра — Речь идет об Александре Македонском.

70. Лишь при осаде Вей начали платить римской пехоте. — На значение этого факта Руссо обратил внимание благодаря Монтескье (См. «Размышления о причинах величия и падения римлян», гл. I). Вейи — этрусский город, расположенный к северу от Рима, который вел с ним упорную и долгую войну.

71. Марий был первым, кто во время Югуртинской войны — Марий (156-86 гг. до н.

Скачать:TXTPDF

О политической экономии Руссо читать, О политической экономии Руссо читать бесплатно, О политической экономии Руссо читать онлайн