Скачать:TXTPDF
Об Общественном договоре, или Принципы политического Права

законов» фигурирует ниже среди позитивных принципов гражданской религии (кн. IV, гл. VIII, стр. 254).

49. никому из них в отдельности. — В отличие от Правительства, имеющего дела с отдельными гражданами. Суверен т. е. народ как целое, знает только ту их совокупность, общие интересы которой отражает и выражает общая воля, проявляющаяся в законе, трактующем предмет общего характера, затрагивающий всегда равно всех граждан и никогда никого из них и отдельности.

50. за потребностями и трудом — Наличие этих условии делает у Руссо, в отличие от Локка («О государственном управлении», кн. II, гл. V), понятие о трудовой собственности конкретным и недвусмысленным.

51. Когда Нуньес Бальбоа — Васко Нуньес де Бальбоа (1475-1517) испанский мореплаватель, авантюрист, конкистадор.

52. как хранители общего достояния — Эта мысль будет воспринята идеологами демократических групп в период буржуазной революции 1789 г. в процессе борьбы со стяжательскими тенденциями и спекулятивными действиями городской и сельской буржуазии.

53. Ср. Гоббс. О Гражданине, гл. XII, п. 7.

54. Но наши политики — Здесь Руссо имеет в виду не Монтескье, как это обычно считают, а Гроция, Барбейрака и Бурламаки, считавших, что суверенитет должен быть разделен между отдельными лицами или органами, в то время как для Руссо неделимая суть его сводится к осуществлению права законодательства, а многие из тех прерогатив, в которых названные ученые видели также «части» суверенитета, Руссо относит не к нему, а к компетенции верховной исполнительной власти.

55. Каждый может увидеть в третьей и четвертой главах первой книги Гроция. — Речь идет о сочинении Гроция «О праве войны и мира».

56. Георг I (1714-1727) — английский король, ранее — курфюрст Ганноверский (под именем Георга Людвига — 1698-1714).

57. Яков II (1685-1688) — английский король из династии Стюартов, пытавшийся восстановить абсолютную королевскую власть. Реакционная политика Якова II вызвала недовольство, и в 1688 г. заговорщики пригласили на престол его зятя — Вильгельма Оранского, штатгаудера Нидерландов. Последний с помощью нидерландского флота высадился в Англии и низложил Якова II. Эти события получили в буржуазной историографии название «Славной революции».

58. чтобы не выставить Вильгельма узурпатором. — Речь идет об охарактеризованной выше т. н. «Славной революции» 1688 г., фактически представлявшей собой дворцовый переворот, осуществленный в Англии новым дворянством и буржуазией.

59. По мнению некоторых исследователей, при написании этой и следующей главы большую роль сыграла статья Дидро «Естественное право», опубликованная в V т. «Энциклопедии». Налицо даже текстуальная близость некоторых формулировок, хотя в то же время несомненно стремление Руссо прийти к собственному пониманию и определению сущности общей воли.

60. ок желает дурного. — Руссо применяет здесь к общей воле известное рассуждение Сократа о поведении индивидуумов, согласно которому никто не является злым по собственной воле, которая всегда имеет верное направление, а в понимании ее.

61. частичные ассоциации — Гоббс называет их «подчиненные объединения».

62. См. д’Аржансон «Соображения о древнем и нынешнем правлении Франции», гл. II. Как это часто бывает у Руссо, цитата приведена не совсем точно.

63. Нума Помпилий — по преданию, второй из семи римских царей. С его именем связан ряд правовых и религиозных реформ.

64. Сервий Туллий (578-534 гг. до н. е.) — шестой римский царь, сын одного из богов и рабыни Тарквиния Приска, который сделал его своим зятем. Сервию Туллию приписывается реформа, разделившая население столицы, включая плебеев, на основании имущественного ценза, на 193 центурии, а все население и всю территорию Рима на 4 городских и 26 сельских округов, или триб. Он был убит своим зятем Тарквинием Гордым. Имена Нумы и Сервия объединены с Солоном как автором реформ, отнюдь не предупредивших рост политического неравенства между отдельными группами граждан.

65. Макиавелли. История Флоренции, кн. VII.

66. См. Локк. О гражданском правлении, гл. VIII.

67. Спрашивают: как частные лица — Это ответ на вопрос, поставленный Локком (см. «О гражданском правлении», гл. IX)

68. то право, которого у них нет. — Самоубийство с точки зрения Руссо не есть использование права. См. письмо милорда Эдуарда в «Новой Элоизе» Руссо (часть III, письмо XXII. Избр. соч., т. II, стр. 325-331). Ср. Локк, назв. соч., гл. III

69. кого опасно оставлять в живых. — Этот ход рассуждения приводит к выводу о том, что право наказания и его пределы может определяться только правом законной защиты общества. Эту точку зрения несколько позже разовьют итальянские просветители: Ч. Беккариа, в его ставшей знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях» и Г. Филанджери.

70. То, что есть благо и соответствует порядку — В данном, более широком аспекте понятие о порядке (ordre) ведет свое происхождение от философии Платона. Об этом говорит, в частности, следующее далее указание на божественное происхождение справедливости.

71. Возможно, Руссо имеет в виду даваемое Монтескье определение закона как отношений, неизбежно вытекающих из природы вещей («О духе законов», кн. I, гл. I. — Избр. произв., стр. 136)

72. ..я называю Республикою всякое Государство, управляемое посредством законов — Эта позиция Руссо оказала в дальнейшем сдерживающее влияние на формирование республиканской идеи во Франции, так как затрудняла усвоение классовой природы монархии. Проявилось это, в частности, в линии поведения М. Робеспьера в дни политического кризиса лета 1791 г, когда впервые возникло массовое демократическое республиканское движение, к которому он, однако, не примкнул.

73. в своей книге о Правлении. — Это название скорее может обозначать сочинение Платона «Государство», однако место, которое имеет в виду Руссо, находится в диалоге «Политик», гл. Х-ХШ и XXIX-XXXII (Платон. Сочинения, ч. VI. М., 1879, стр. 69-71, 98-100, 127).

74. создают правителей Республик. — См. Монтескье. Размышления о причинах величия и падения римлян, гл. I (Избр. произв., стр. 50).

75. от царской власти. — В первом наброске Руссо употребил по традиции термин «souverainete», связанный с «souverain» — государь, верховный правитель. Но поскольку он вложил в это понятие новое содержание, именуя сувереном только народ в его совокупности, то он заменил его другим понятием «royaute» (королевская, царская власть).

76. Децемвиры никогда не присваивали себе — Децемвиры — коллегия из десяти лиц (отсюда ее название), избиравшаяся у римлян для различных поручений. Руссо имеет в виду наиболее известную, созданную в 451 г. до н. е., выработавшую законы, выгравированные на десяти медных досках. Ввиду недостаточности этих законов, избранные в 450 г. децемвиры сделали необходимые дополнения («Законы 12 таблиц»), но не сложили с себя чрезвычайных полномочий по истечении их срока и вели себя диктаторски, что и вызвало их отрешение от власти.

77. Те, кто смотрят на Кальвина лишь как на богослова — Кальвин (1509-1564) — один из главных представителей движения буржуазной реформации. С 1541 г. он стал во главе теократического правления протестантской Женевы, подавляя оппозицию суровыми мерами, вплоть до смертной казни. При нем преследовались театр, танцы и иные светские развлечения. Суровый дух кальвинизма имел известное влияние на формирование взглядов Руссо, а фигуру самого Кальвина здесь он явно идеализирует. Изменяя в целом свой взгляд на настоящее и прошлое Женевы, под влиянием событий 1762 г., Руссо увидел по-иному образ Кальвина, о котором напишет во втором из своих «Писем с Горы», что это был, конечно, великий человек, но в конце концов это был человек, и «что особенно скверно — богослов; у него было честолюбие гения, чувствующего свое превосходство и возмущающегося, если это оспаривают».

78. его «Наставление». — Имеется в виду сочинение Кальвина «Наставление в христианской вере» (1536), представляющее собой как бы свод воззрений протестантизма.

79. подлинное чудоФигура законодателя близка в глазах Руссо к традиционному образу пророка. См. кн. II. гл. II первого наброска «Общественного договора» и «Письма с Горы», письмо III.

80. иудейский закон и закон потомка Исмаила — Потомок Исмаила Магомет; арабы рассматривают себя как потомков Исмаила и его 12 сыновей. Иудейский законзаконодательство Моисея, высокую оценку которому Руссо дает во II гл. «Соображений об образе правления в Польше» и в одном из дошедших до нас набросков («О евреях»).

81. горделивая философия или слепой сектантский дух видят в них лишь угодливых обманщиков — Имеются в виду как общая концепция сущности религии, свойственная Просвещению в целом, так и отмеченные этими чертами отдельные произведения, например, пьеса Вольтера «Магомет», в которой он трактуется именно как лицемер.

82. Уорбертон, Уильям (1698-1779) — епископ Глочестерский, автор трактатов «Союз Церкви и Государства» (1736) (французский перевод 1742 г.) и «Божественное законодательство Моисея» (1737-1741).

83. одна служит орудием другой. — Это мысль МакиавеллиРассуждение на первую декаду Тита Ливия», кн. I, гл. XI).

84. Аркадия — область в Древней Греции, в центре Пелопоннеса, с мягким климатом и условиями, благоприятными для животноводства, что и сделало в древности Аркадию символом легко добываемого достатка.

85. Киренаика — плодородная страна на севере Африки, где греческие колонисты в VII в. до н. е. основали первые поселения с центром в г. Кирене. Впоследствии, в 321 г. Кирена создала союз пяти государств под покровительством Птолемеев — македоно-греческих правителей Египта.

86. Минос взялся установить порядок — Минос — мифический царь острова Крита. Ему приписывается создание морского господства Крита и древнекритское законодательство, в разработке которого ему помогал Зевс, являвшийся его отцом.

87. Речь идет об изгнании представителей испанских и австрийских Габсбургов из Нидерландов в ходе буржуазной революции 1566-1609 гг. и из Швейцарии на протяжении XIV и начала XV в.

88. движитель гражданский износился. — Ср. Макиавелли. Указ. соч., кн. I, гл. XVI и ХVII.

89. Юность — не детство. — Как показывает хранящийся в Женевской городской библиотеке экземпляр первого издания этого трактата с пометками Руссо, он вписал эти слова, чтобы устранить противоречие между положением о том, что большинство народов восприимчивы (dociles) лишь в молодости, и следующим за этими словами утверждением о том, что подчинять народы законам надо в пору юности или зрелости.

90. еще не созрел для уставов гражданского общества. — Этот отрывок один из наиболее сложных для понимания. В значительной мере он направлен против идеализации деятельности и всего образа Петра Великого Вольтером, в посвященной ему книге и в книге о Карле XII, причем Руссо впадает в противоположную крайность. Главный упрек Руссо состоит в том, что правитель этот «начал создавать из своих подданных немцев и англичан, в то время когда надо было формировать русских» — обусловлен тем, что Руссо видел первое правило деятельности законодателя в создании или укреплении национального характера.

91. Предположения эти носят произвольный характер, и Вольтер был прав в их критике (см. его «Idees republicaines», XXXVII).

92. Проблема эта была поставлена Аристотелем в его «Политике» (VII, 4, 1326 а-в), затем вновь Монтескье в «Духе законов» (кн. VIII).

93. срок

Скачать:TXTPDF

Об Общественном договоре, или Принципы политического Права Руссо читать, Об Общественном договоре, или Принципы политического Права Руссо читать бесплатно, Об Общественном договоре, или Принципы политического Права Руссо читать онлайн