биографий знаменитых людей, предвосхитивших некоторые приемы «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. Мильтиад — афинский полководец и политический деятель, прославившийся победой над персами при Марафоне в 490 г. до н. е.
143. «Гиерон»- диалог греческого историка Ксенофонта, в котором описываются средства, какими государь может осчастливить свою страну. Гиерон Старший, царь Сиракузский, в Сицилии правил в 478-467 гг. до н. е.
144. См. Монтескье. О духе законов, кн. XI, гл. VI, где аналогичное рассуждение кончается словами «погибли Рим, Лакедемон и Карфаген».
145. Ср. с Гоббсом («Левиафан», гл. XXVI).
146. Ценз — В древнем Риме со времени нового государственного устройства Сервия Туллия проводились имущественная перепись населения граждан и распределение их на пять классов. На основе этой переписи — ценза — осуществлялись раскладка податей, распределение граждан по центуриям в войска, давалось право участия в выборах, право быть избранным, занимать известные должности. Перепись населения касалась только римских граждан.
147. Эта глава, как и последняя глава третьей книги с красноречивым названием «Способы предупреждать захват власти», направлена против Совета Двадцати пяти в Женеве — органа власти буржуазной олигархии и подготовляет непосредственное разоблачение последней в «Письмах с Горы» Руссо.
148. великому царю — имеются в виду, вероятно, походы на Грецию персов при царе Дарии I Гистаспе (550-485 гг. до н. е.).
149. ..австрийскому дому. — Речь идет о династии Габсбургов.
150. Комиции — народные собрания в Древнем Риме.
151. Гракхи — народные трибуны (в 133 г. до н. е. Тиберий и в 123 г. Гай), безуспешно пытавшиеся провести в жизнь аграрные и другие реформы в интересах плебеев.
152. Ликторы — служители (преимущественно из вольноотпущенников), которые давались высшим магистратам для услуг и приведения в исполнение наказаний. Они носили при себе пучки розог.
153. рабы выполняли его работу — Это приближение к пониманию рабовладельческого характера греческой демократии.
154. В дальнейшем эта позиция полного и безоговорочного отрицания Руссо представительной системы несколько видоизменилась. В главе VII своего проекта реформ образа правления в Польше (1772) Руссо признает, что «законодательная власть не может проявляться сама по себе и не может действовать иначе, как через депутатов» ( J.-J. Rousseau. Oeuvres, completes, t. III. Paris, 1964, р. 926). Поэтому речь может и должна идти лишь о более частой смене этих депутатов и о предъявлении им императивных мандатов, т. е. наказов избирателей, чтобы не допустить той бесконтрольности, которую Руссо клеймил в практике английского парламентаризма.
155. Многие утверждали — В сущности это были все авторы, трактовавшие со времен средних веков общественный договор как акт подчинения. Они изображали его как формальное и взаимное обязательство подданных повиноваться, а государя — править в общих интересах. Эта концепция в XVIII в. стала общим местом; мы находим ее и в «Энциклопедии» (статья «Политическая власть», т. I), и в «Рассуждении о неравенстве» Руссо. Но, в силу различных соображений, ее не принимали Гоббс и Локк.
156. Имеется в виду тезис Пуфендорфа («О праве естественном и о праве международном», кн. VII, гл. II, 8) о том, что за актом ассоциации следовал акт подчинения.
157. Здесь Руссо использует аргументы, при помощи которых Гоббс («О гражданине», гл. VII) показывает, как политический организм переходит от первоначальной демократии к аристократии или к монархии.
158. временная форма — К этому абзацу с особенной энергией привлекал внимание членов Совета Двадцати пяти прокурор Женевы Троншен, упирая на то, что Руссо рассматривает существующие формы политической организации как опытные и потому сугубо временные.
159. Этот раздел главы — о периодических собраниях — явился для Генерального прокурора Женевы Троншена основным материалом для обвинения Руссо в стремлении к ниспровержению всех существующих правительств (C. G., t. VII, р. 373).
160. См. Гроций. О праве войны и мира, кн. II, гл. V, 24, где провозглашается такого рода право за каждым подданным при условии, что он его осуществит в одиночку, а не в группе и не тогда, когда Государство в нем нуждается (мысль, высказанная Руссо в примечании).
161. В Берне тюрьма, где отбывали наказание осужденные за наиболее тяжелые преступления, называлась «Schallen haus» или «Schallenwerk», т. е. дом, заведение с колокольчиками, вероятно потому, что арестантам вешали, посылая их на общественные работы, на шею колокольчики; в Женеве же исправительная тюрьма носила прозвище «дисциплина» — («La discipline»), что значило в ту эпоху «бичевание» и «плеть». Поэтому слова Руссо «mis aux sonnettes et, a la discipline» означают в обоих случаях, учитывая эту игру слов, — заключить в тюрьму или подвергнуть исправительным работам.
162. См. Тацит. История, I, 85.
163. Отон, Марк Сальвий (32-69 гг. н. е.) в 69 г. н. е. был на короткое время провозглашен императором.
164. Вителлий, Авл — был в 69 г. н. е. провозглашен войсками императором, но в том же году убит солдатами Веспасиана. Речь идет о периоде, когда Вителлий был еще только претендентом на власть.
165. Ср. Пуфендорф. Указ, соч., кн. VII, гл. II, 7.
166. Ср. Бурламаки. Принципы политического права, ч. I, гл. V, 13. Женева, 1751, стр. 34.
167. Ср. «Соображения об образе Правления в Польше», гл. IX.
168. при рассмотрении дел. — Из этого явствует, что Руссо допускает и такой случай, когда суверен, наряду с функциями законодательными, хотя бы частично вершит и дела правительственные.
169. См. Монтескье. О духе законов, кн. II, гл. II.
170. бедных варнавитов (Barnabots) — Варнавитами в Венеции называли обедневшую часть знати, жившую в квартале, носившем имя св. Варнавы.
171. ее Правление не более аристократично, чем наше. — Руссо этим хотел оказать, что поскольку в Венеции власть сосредоточилась в руках узкой группы знати (фактически уравнивая тем самым многих ее представителей в правах с обычными гражданами), то род ее правления, строго говоря, ближе к олигархическому, чем к аристократическому.
172. Речь идет о сочинении Сен-Пьера «Рассуждение о Полисинодии» (1718). Как и из сочинений этого автора о вечном мире, Руссо сделал и из этой его работы извлечение, а также написал свое «Суждение» о ней (см. ( J.-J. Rousseau. Oeuvres, completes, t. III. Paris, 1964, рp. 617-634, 635-645).
173. По Преданию, Ромулом были учреждены три трибы, считавшиеся благодаря древности происхождения своих членов патрицианскими. Традиция отождествляет первые две с племенами, жившими вблизи Альбанских гор у Рима (альбаны, Ramnenses), вторую с племенем сабинов (по имени их царя Татия Tatienses). Третья триба (Luceres), отождествляемая с племенем этрусков, жившим севернее первых двух, именуется чужестранцами, отличавшимися языком и многими другими чертами.
174. Сервий Тулий, шестой римский царь (VI век до н. е.) установил деление населения Римского государства не по племенному, а по имущественному принципу (на основании ценза). Сервий Туллий был свергнут Тарквинием Гордым.
175. Варрон. О сельском хозяйстве, III, 1. Это место цитируется Сигониусом («О древнем гражданском праве римлян», I, 3, стр. 15), откуда, вероятно, и взял его Руссо.
176. Плиний. Естественная история, XVIII, 3.
177. Сабин, Аппий Клавдий — переселился в Рим в 504 г. до н. е., положил начало клавдийской трибе, прозван так по народности сабинов, к которой принадлежал.
178. Компиталии — праздник 2 мая в честь ларов — добрых духов, покровителей домашних очагов и улиц города. Название идет от слова compitaперекресток.
179. Паганалии (от pag — крестьянская община) — религиозный праздник, учрежденный Сервием Туллием, отмечавшийся 24 января.
180. орудий войны (instruments de guerre) — так назывались саперы в войсках Рима.
181. последнего Тарквиния. — Тарквиний по прозвищу «Гордый», седьмой и последний царь Рима (534-510 гг. до н. е.).
182. курильные магистраты. — Права магистратов в Древнем Риме различались в зависимости от их ранга. Некоторые обладали правом обращения к народу, другие — правом наложения взысканий и т. д. Магистраты делились на высших и низших, на имевших присвоенное курильное кресло и не имевших, на обыкновенных и чрезвычайных.
183. Цицерон. О законах, II, 15. Возможно, что Руссо пользуется тут изложением этой мысли у Монтескье в «Духе законов», кн. II, гл. II. — Избр. произв., стр. 172.
184. Эфоры — высшие должностные лица в Спарте, введенные (по преданию) Ликургом.
185. Агис III — спартанский царь, задумавший восстановить Ликургово устройство Спарты, однако в 241 г. до н. е. он был убит.
186. Клеомен — спартанский царь (235-220 гг. до н. е.), сын Леонида II, боровшегося против реформ Агиса IV: по его указу были убиты четыре эфора и отменен эфорат. После его падения последний был вновь восстановлен.
187. См. Макиавелли. Рассуждение на первую декаду Тита Ливия, кн. I, гл. XXXIV и XXXV.
188. Катилина, Луций Сергий (108-62 гг. до н. е.) — представитель патрицианского рода, пытавшийся путем заговора подготовить захват власти, но безуспешно. Цицерон, избранный консулом на 63 год, вел против Катилины борьбу в сенате.
189. Черновой текст трактата, посланный Руссо издателю М. Рею в Амстердам в декабре 1760 г., не содержал этой главы, она была добавлена позже (письмо ему же от 23 декабря 1761 г., C. G., t. VII, р. 2). Первоначальный, более краткий текст этой главы, еще даже без заглавия, мы находим на обороте листов главы о законодателе первого наброска «Общественного договора», с которой у нее есть логическая связь. Это скорее всего и говорит о времени написания главы о гражданской религии в процессе подготовки окончательного текста трактата.
190. Имеется в виду «Письмо к д’Аламберу о зрелищах» (Ж. Ж. Руссо. Избр. соч., т. I, стр. 65-177).
191. Эпизод этот Руссо взял у Плутарха, рассказывающего его более подробно и приписывающего его жителям острова Хиоса. В более обширном примечании, сделанном Руссо от руки в его печатном экземпляре, он говорит, что не мог привести это название. Объясняется это, вероятно, игрой слов, связанной с тем, что во французском произношении название этого острова (Chio) звучит так же, как название опухоли такой части тела, которая, по мнению Руссо, не могла быть названа в печати.
192. такая ученость — Эта точка зрения представлена как несомненная в статье де Жокура «Миф» (Fable) в «Энциклопедии» (т. VI, 1756, стр. 343). Руссо знал специально посвященные этой теме книги, например «Историю манихейства» Бособра, но скорее всего говорит о тех авторах, которые популяризовали эти воззрения, как это делал Фонтенель («О происхождении мифов», 1724) и в особенности Юм («Естественная история религии», франц. перевод 1759-1760 гг.).
193. Молох — Молох — в Библии так назван бог аммонитян, которому приносились человеческие жертвы.
194. Ваал (или владыка) — первоначально у хананеян божество, покровительствующее определенному месту, бог племени и, кроме того, верховное божество. Ваал сходен с Зевсом и Юпитером по своему главенствующему положению в системе верований данного народа.
195. Хананеяне — библейский термин, далекий от исторической определенности. Так именовались сначала жители прибрежных («низменных») земель в