Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми

мудрого Локка… — См. Л о к к. Опыт о человеческом разуме, кн. IV, гл. III, § 18.

114. …какраз посередине (juste milieu)… — «Какая химера», — написал Вольтер против этого места. Бмльшая часть критиков поддержала это мнение (например, автор статьи в «Journal des savants». — «Журнал ученых», 1756, т. II, июнь, стр. 414).

115. …не нарушавшими их независимость. — Описание счастливой жизни такого рода, общества, не знающего ни бедности, ни богатства, ни применения металлов, дал Платон («Законы», кн. III, 678, 679). Известно, что во Франции в первой половине XVIII в. был создан ряд социальных утопий (см. извлечения из них в издании: W. К г a u s s. Die Reise nach Utopie. Berlin, 1964), но нам не известно о знакомстве с ними Руссо, кроме упоминаемой им в «Письмах с Горы» книги Д. В е р а с. История севарамбов. Знал же он, наверное, статью Дидро в первом томе «Энциклопедии» «Бакхиониты», в которой описываются философы, изгнавшие из своей среды пагубные различия между «твое» и «мое» и ставшие после этого счастливыми в той мере, в какой это дозволено человеку. Знал Руссо, конечно, и «Утопию» Томаса Мора.

116. …одному полезно иметь запас пищи на двоих… — Проницательность этой мысли отмечена Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге» (Соч., т. 20, стр. 100).

117. …обработки металлов и земледелие… — Дидро в статье «Земледелие» (Agriculture) в «Энциклопедии» также связывает его происхождение с появлением собственности.

118. …этот огромный переворот. — Именно об этих строках Энгельс говорит, что учение Руссо в первом своем изложении, можно сказать, блистательно выставляет напоказ свое диалектическое происхождение. Руссо видит в возникновении неравенства прогресс, который был антагонистичен; он в то же время был и регрессом, ибо с каждым новым шагом вперед, который делает

488 В. С. Алексеев-Попов, Л. В. Борщевский

цивилизация, делает шаг вперед и неравенство («Анти-Дюринг», отд. I. — Соч., т. 20, стр. 143).

119. …прочнее и лучше цивилизованною… — Здесь применен термин «policer», однозначный в данном случае с «civiliser».

120. …залежи руды образуются только в бесплодных местах… — Таково было распространенное в XVIII в. в науке мнение, лишенное действительных оснований. Для Руссо это соображение говорило еще об одной трудности в прогрессе материальной культуры.

121. …овощи и коренья… — Эту картину Руссо нашел, вероятно, в книге Дю Тертра «Общая история островов св. Христофора», ч. V, гл. I, § 5.

122. …область их применения. — См. Платон. Государство, кн. II, 369—371.

123. Когда древние, говорит Грации, прозвали Цереру законодательницей… — Этот философ допускал существование первобытного коммунизма, перевоначальной общественной собственности, в первую очередь на землю. Он, как и Пуфендорф, считал, что разрушившее это коллективное владение право первой заимки было затем упрочено соответствующими соглашениями между людьми. Руссо привел этот отрывок буквально из французского перевода сочинения Греция «О праве войны и мира», (кн. II, гл. II, § 2), который в свою очередь здесь использовал комментарии Сервия к «Энеиде» Вергилия (к стиху 53, кн. IV).

Церера (Деметра) — греческая богиня плодородия и земледелия.

124. …назвали Фесмофориями… — Фесмофории — празднества в честь богини Деметры в Древней Греции. Так как земледелие явилось основой оседлости и благосостояния, то Деметру начинают почитать как богиню-законодательницу (Фесмофору). Она становится покровительницей брака и семьи и, таким образом, как бы основательницей гражданского общества.

125. …наряду со складывающимся неравенством… (inegalite cle combinaison). — Как видно, Руссо предполагает теперь наличие двух видов неравенства — естественного и возникающего при переходе к общественному состоянию — к гражданскому обществу.

126. Быть и казаться — это, отныне, две вещи совершенно различные… — Более подробно Руссо развил эту мысль в своем «Письме к Кристофу де Бомону», архиепископу Парижскому. Быть и казаться для современного человека вещи столь же разные, как действовать и говорить, и первое вытекает из второго. Подлинная же причина этого — противоречие между характером общественного строя (ordre social) и природой: отсюда все пороки людей и все беды общества.

127. …ихрабом, даже становясь их господином… — Это первое появление мысли, которая была разработана впоследствии в «Общественном договоре» и в «Эмиле».

Комментарии 489

128. …стали бедняками, ничего не потеряв. — Это рассуждение предвосхищает мысль левого якобинца А. Шометта, высказанную им в речи 27 февраля 1793 г. в Конвенте.

Руссо присоединяется тут к Гоббсу, но глубокое различие между ними в данном вопросе состоит в том, что для него «война всех против всех» не есть проявление человеческой сущности, а порождена возникновением частной собственности в конце эпохи естественного состояния; более подробно развита эта мысль во фрагменте «О состоянии войны» (J.-J. Rousseau. Political writings, v. I, 1915, p. 293—307 и J.-J. Rousseau. Oeuvres compl., t. III. Paris, 1964, p. 601—616).

129. Следует отметить, что в отличие от ряда социальных критиков этого и даже позднейшего времени, Руссо не дал себя сколько-нибудь серьезно увлечь мыслью о двустороннем ущербе, причиненном развитием неравенства и богачам, и беднякам.

130. …сколь противоречило его интересам естественное право. — В огромной литературе XVIII в. по естественному праву и теории общественного договора это один из немногих примеров трактовки возникновения государства как акта защиты интересов богачей, предпринятого по их инициативе.

131. …закон собственности и неравенства… — Соединение этих двух понятий в сфере действия одного закона подтверждает сказанное в предыдущем примечании.

132. …немногих граждан мира (ames cosmopolites)… — В наши дни Руссо употребил бы здесь слово «гуманист». Он осуждает космополитизм в том сугубо отрицательном смысле, какой мы сейчас придаем этому слову как презрение к своему народу. Прославляемый Руссо патриотизм свободен от какой бы то ни было национальной ограниченности. Он сохраняет чувство человеческой общности. Это демократический патриотизм, предшественник позднейшего революционного патриотизма масс времен Великой французской революции.

133. …между собой в естественном состоянии… — Ср. М о н-т е с к ь е. О духе законов, кн. X, гл. П.

134. …завоеваниями более могущественного… — Намек на Гоббса, «Левиафан», гл. XX.

135. …объединением слабых… — См. д’Аламбер. Вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, стр. III.

136. …кроме закона более сильного. — У Руссо, тут и в дальнейшем, острая критика права завоевания — опровержение Гро-ция и Пуфендорфа, признававших это «право». Руссо здесь мог опираться на аргументы, выдвинутые Дидро в статье «Власть» (Autorite) в «Энциклопедии».

137. …как это сделал Ликург в Спарте… —- Предание приписывает именно этому деятелю создание основных законов Спарты, установивших раздел земель между ее гражданами на началах равенства, учреждавших суровое общественное воспитание в возрасте с 7 до 20 лет и предусматривавших умерщвление физически слабых детей.

490 В. С. Алексеев Попов, Л. В. Борщевскии

138. …лгал- можно скорее отдать себя в рабство. — Это критика воззрений Т. Гоббса, очень близкая к тому, что писал по этому поводу Локк («О гражданском правлении», гл. VII, §§ 12 и 93).

139. Полагают, что речь идет о басне Лафонтена «Старик и осел», в которой второй говорит первому: «Наш враг — это наш хозяин».

140. …говорил Плиний Траяну… — См. Плиний. Панегирик Траяну, V, 7.

141. …говорил Брасид… — По рассказу Геродота (VII, 135) — таковы были слова, сказанные Булисом и Спертием сатрапу Ги-дарнесу. Текст этот фигурирует в книге Э. Де ла Боэси «О добровольном рабстве».

Брасид — спартанский полководец во время Пелопенесской войны в V в. до н. э.

142. Персеполис — столица древней Персии.

143. …из которой многие… — В частности, Руссо, несомненно, имеет в виду вышедшую в Англии в 1680 г. книгу сторонника наследственной монархии Р. Филмера «Патриарх».

144. Локк это сделал в своем первом трактате «О государственном правлении».

145. А. Сидней говорил об этом в своих «Рассуждениях о Правлении», написанных в 1680—1683 гг. и изданных только в 1698 г.; первый французский перевод вышел в 1702 г.

146. …чем мягкость этой власти… — Боссюэ писал: «Королевская власть — это власть отцовская, и ее отличительная черта — это доброта».

147. Эта цитата из «Истории» Тацита приведена в XV разделе книги А. Сиднея «Рассуждения о Правлении», которую Руссо читал в период его работы над «Рассуждением о неравенстве». Одна из рукописей Библиотики г. Невшателя (Ms 7842) содержит два листа его выписок из этой книги, среди которых имеется и эта цитата.

148. …факты с точки зрения права… — Это позиция, противоположная той, которую Руссо в «Общественном договоре» критикует в методе Гроция (кн. I, гл. II).

149. …известного сочинения… — Это «Трактат о правах христианнейшей королевы на различные владения, входящие в Испанское королевство», 1667. Авторами его были А. Билен и аббат де Бурзейс. Оно представляет собой манифест, опубликованный после смерти Филиппа IV, когда Людовик XIV готовился к вторжению в Испанские Нидерланды, и в то же время желал, чтобы иностранные державы смотрели на него как на правителя, якобы подвластного законам, вынуждаюшим его нарушить данное ранее слово и взяться за оружие.

На этот памфлет А. Сидней намекал в своей книге (франц. перевод 1702 г., т. II, стр. 238); саму же цитату Руссо нашел у Барбейрака, который, оспаривая Гоббса и солидаризируясь с Пу-фендорфом, в своем переводе его книги «О праве естественном и

Комментарии 491

о праве международном» (кн. VII, гл. VI, § 10, прим. 2), цитируя этот памфлет, утверждает, что король должен подчиняться основным законам государства.

150. …авторитетным мнением Барбеирака, который ясно заявляет, следуя Локку… — Речь идет о переводе Барбеирака «Гражданского правления» Локка. По странной непоследовательности, Руссо, поддержав мнение Пуфендорфа, присоединяется к противоположной позиции Локка («О гражданском правлении», гл. IV, § 23). Эта ссылка на Барбеирака появилась только в издании 1782 г. Руссо полностью разделяет теорию Локка по этому вопросу. Он мог прочесть также у Монтескье: «Неправда, что свободный человек может себя продать» («О духе законов», кн. XV, гл. 2).

151. Пуфендорф говорит… — См. Пуфендорф. «О праве естественном и о праве международном», а также «Общественный договор», кн. I, гл. IV («О рабстве»).

152. …и юрисконсульты, которые с важностью провозгласили… — Речь идет о тех, кто в древности и в последующие эпохи присоединялись к позиции, сформулированной Аристотелем.

153. …следуя общепринятому мнению… — Руссо, по-видимому, ссылается на статью «Власть политическая», написанную Дидро для «Энциклопедии». Твердого мнения Руссо здесь еще не высказывает, из чего можно заключить, что его трактат «Политические установления» (Institutions politiques) еще находился в процессе создания.

154. …договор между народом и правителями, которых он себе выбирает… — В трактовку этого договора Руссо позже внесет свое особое, демократическое содержание.

Р. Дератэ полагает, что в этот период Руссо еще представляет себе договор скорее как договор подчинения (acte de soumission); что позже он эту мысль отвергнет и придет к пониманию договора как акта ассоциации (contrat de

Скачать:TXTPDF

Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми Руссо читать, Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми Руссо читать бесплатно, Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми Руссо читать онлайн