ах! как я люблю… как я люблю вое… вое… военных! (франц.)
146
Стр. 330. Где стол был яств — там гроб стоит…и бледна смерть на всех глядит — из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского».
147
Стр. 337. Петр Пикардский. — Монах Петр Амьенский возглавил в 1096 году отряд крестоносцев, с выступления которого начались крестовые походы.
148
…великолепный князь Тавриды… — фаворит Екатерины II Г. А. Потемкин-Таврический.
149
«Герцогиня Герольштейнская» — оперетта Ж. Оффенбаха (1876), в основу сюжета которой положены некоторые факты личной жизни Екатерины II.
150
Стр. 361. …в поход под турка… — то есть в русско-турецкую войну 1828–1829 годов.
151
Стр. 371. «Утоли моя печали» — название православной иконы, одно из изображений богоматери.
152
Стр. 400. Старая десятина… тридцатка… — меры площади. Новая десятина была на четверть меньше старой.
153
Стр. 414. «Полковник старых времен» — популярная комедия французского драматурга Анжела (1838).
154
«Дочь рынка» — оперетта Ш. Лекока «Дочь мадам Анго» (1872).
155
красавчик (франц.).
156
мне нравится эта скромность! (франц.)
157
мне нравится эта независимость! (франц.)
158
См. рассказ «Семейные итоги».
159
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (стр. 445). — Горячим поклонником сатирического таланта Салтыкова-Щедрина был Тургенев. Он «сам читал однажды на литературном утре в Париже «Двух генералов» Салтыкова и позаботился о переводе их на французский язык» («И. С. Тургенев в воспоминаниях современников», т. II. М., «Художественная литература», 1969, с. 148–149). Вместе с двумя другими сказками эта сказка была в 1881 году издана в Париже на французском языке.
160
Стр. 448. …шекснинска стерлядь золотая — из стихотворения Г. Р. Державина «Приглашение к обеду».
161
Дикий помещик (стр. 451). — Накануне отмены крепостного права многие помещики стремились избавиться от непокорных крестьян, «будущих грубиянов и смутителей», сдавая крепостных в рекруты, переселяя в Сибирь. Будучи вице-губернатором Твери и Рязани (в 1858–1862 гг.), Салтыков-Щедрин приложил много сил для борьбы с «помещичьим бредом». Эти впечатления отразились в сказке «Дикий помещик» (см.: С. А. Макашин. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860 годов. Биография. М., «Художественная литература», 1972, с. 332–333).
Сказку «Дикий помещик» упоминает в 1905 году В. И. Ленин: «Царские слуги, как видно, не очень-то боятся помещичьего либерализма: они достаточно проницательны, чтобы за этим поверхностным либерализмом рассмотреть глубоко консервативную социальную природу «дикого помещика» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 10, с. 69–70).
162
Стр. 451. …читал газету «Весть»… — политическую и литературную газету (1863–1870), орган реакционно-дворянской оппозиции реформам 60-х годов. Когда стало ясно, что возврат к прежнему невозможен, публицисты «Вести» выдвинули предложение компенсировать рабочую силу в поместьях импортом сельскохозяйственной техники.
163
Стр. 454. …снится, что он ходит по берегам Евфрата и Тигра… — то есть, согласно библейским сказаниям, в раю.
164
Временнообязанные. — Согласно Положениям 19 февраля, освобожденные от крепостной зависимости крестьяне были обязаны временно, до заключения с помещиком соглашения о выкупе земли, работать на него.
165
Стр. 455. Регалия — государственная монополия на продажу, королевское право на получение доходов (франц. ист.).
166
Премудрый пискарь (стр. 458). — В. И. Ленин часто использовал образы щедринских сказок в борьбе с российскими либералами: «О премудрые пескари пресловутой прогрессивной интеллигенции!.. Глядишь — мы опять легальны и мирны, тактичны и лояльны… приспособимся всегда применительно к подлости!» — писал В. И. Ленин в 1906 году, говоря о задачах соцдемократии (Полн. собр. соч., т. 14, с. 199).
167
«Лукаши» — мужички из Великолуцкого уезда Псковской губернии, которые занимаются изучением привычек и нравов лесных зверей и потом предлагают охотникам свои услуги для облав.
168
Медведь на воеводстве (стр. 471). — Исследователи творчества Салтыкова-Щедрина указывают, что смысл этой сказки в раскрытии антинародной природы монархической власти и что сказка содержит намеки на Александра III и его ближайших советников — К. П. Победоносцева и министров Н. Игнатьева и Д. Толстого. Современный исследователь пишет, что «было бы неверным представлять Александра III просто глупым человеком. Точнее будет сказать, что он был ограничен, необразован, туп и обладал небольшим умом, который был способен мыслить только прямолинейно… Примитивность ума Александра III определяла, естественно, и примитивизм его политических взглядов» (Н. А. Зайончковский. Российское самодержавие в конце XIX века. М., «Мысль», 1970, с. 37, 39). Ближайший советник царя — обер-прокурор синода К. П. Победоносцев (1827–1907), на протяжении нескольких десятилетий наставник царской семьи, мракобес, стремившийся все подчинить церкви, преследовавший иноверцев; он, «беспощадно отрицая все элементы современной культурной жизни: народное представительство, суд, печать, свободу совести, — клеймил все это словами «ложь» и «обман» (А. Ф. Кони. Собр. соч., т. 2. М., «Юридическая литература», 1966, с. 264).
169
Возможно ли не рассмеяться, друзья! (лат.)
Стр. 473. Risum teneatis, amici! — из послания Горация Пизону и его сыновьям («Наука поэзии»).
170
Стр. 475. И…дикий тунгус, и сын степей калмык… — из «Памятника» А. С. Пушкина (1836).
171
Стр. 476. …при Магницком… — См. прим к стр. 176.
172
клин клином вышибают (лат.).
173
позволять, не мешать! (франц.)
Стр. 480. Laissez passer, laissez faire! — предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству (выражение, сформулированное французским экономистом Ж. Гурнэ).
174
…ничего, ничего, молчание… — из «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1835).
175
Вяленая вобла (стр. 480). — В работах В. И. Ленина часто используется щедринский афоризм «уши выше лба не растут!»: «Щедрин давно уже переводит на общепонятный язык это либеральное российское «но» — не растут уши выше лба, не растут!» (Полн. собр. соч., т. 14, с. 278).
176
Я знаю, что в натуре этого не бывает, но так как из сказки слова не выкинешь, то, видно, быть этому делу так.
177
Стр. 483. Бывают такие обстановочки, когда подлинного ума-разума и слыхом не слыхать, а есть только воблушкин ум-разум. — Советы вяленой воблы иносказательно отражают упадок общественного сознания в обстановке политической реакции 80-х годов, когда «широкий простор для применений» получила «теория малых дел» («воблушкина доктрина»).
178
Вперед без страха и сомненья! — Начальная строка стихотворения А. Н. Плещеева, ставшая студенческой песней, иронически используется Салтыковым-Щедриным.
179
Подумай о последствиях! (лат.)
Стр. 484. Respice finem! — крылатое выражение античности. Полный текст афоризма: «Quidquid agis, prudenter agis et respice finem» («Что бы ты ни делал, делай разумно и обдумывай результат»),
180
Стр. 485. Излюбленные люди — в обычном праве — выбранные на общественную должность.
181
Стр. 486. …преобладал пестрый человек. — В ноябре 1884 года в «Вестнике Европы» (впервые после закрытия «Отечественных записок») Салтыков-Щедрин начинает печатать «Пестрые письма». B IX письме он дал следующую характеристику «пестрым людям»: «Общий признак, по которому можно отличать пестрых людей, состоит в том, что они совесть свою до дыр износили… Всем они в течение своей жизни были: и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, даже «сицилистами», как теперь говорят» (т. 16, кн. 1, с. 376).
182
сосуществования (лат.)
183
Стр. 488. «Вы, Иван Иваныч… Где уж мне, Иван Никифорыч!» — Для поэтики Салтыкова-Щедрина свойственно использовать литературные типы других писателей (лермонтовского Печорина, персонажей «Горя от ума» Грибоедова, героев Фонвизина, Тургенева, в данном случае гоголевских персонажей «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и развивать их «готовности». Насколько плодотворен был это прием, свидетельствует запись Достоевского о разговоре с Салтыковым-Щедриным в «Дневнике писателя» за 1876 год: «…Я, чуть не сорок лет знающий «Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина, и понял именно, когда он же, т. е. этот самый писатель, с которым я говорил, разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков».
184
Пусть консулы будут бдительны! (лат.)
185
Стр. 491. …в школе кантонистов… — В школы при военном ведомстве брали солдатских детей, навсегда зачисляя их в это ведомство.
186
Стр. 493. «Науки юношей питают»… — Из «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» (1747) М. В. Ломоносова.
187
Карась-идеалист (стр. 497). — Художник И. Н. Крамской писал по прочтении сказки ее автору: «Это до такой степени художественно, что я не могу прийти в себя от удивления! Сказка не более как сказка, а между тем — высокая трагедия!.. Тот порядок вещей, который изображен в вашей сказке, выходит, в сущности, порядок — нормальный. Там карась и щука… Но люди — другое дело… проигрыш карася никому не будет казаться ужасным, тогда как проигрыш идеалиста-человека — ужасен безысходно» (письмо от 25 ноября 1884 г.).
В. И. Ленин писал в 1911 году в статье «Наши упразднители»: «Пока есть у демократии политические караси, будет чем жить и щукам либерализма» (Полн. собр. соч., т. 20, с. 117).
188
Верный Трезор (стр. 506). — Как указывает Б. Я. Бухштаб, верный Трезор наделен чертами М. Н. Каткова (1818–1887), с 1863 года возглавившего газету «Московские ведомости», которая при нем стала трибуной правительственной реакции. Любопытна дневниковая запись современника Каткова цензора А. В. Никитенко: «Правительству в известных обстоятельствах бывают нужны цепные собаки (М. Н. Катков). Оно и спускает их с цепи, а потом не знает, как их унять» (Записки и дневник 1804–1877, т. II. СПб., 1905, с. 157). В некоем Арапке, изгнавшем вскоре «Трезоркин образ из сердца купца Воротилова», можно предположить, следовательно, деятеля типа А. С. Суворина, редактора газеты «Новое время» (с 1876 г.), к концу 70-х годов перешедшего с либеральных на сугубо реакционные позиции: он «повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими. Русско-турецкая война помогла этому карьеристу «найти себя» и найти свою дорожку лакея, награждаемого громадными доходами его газеты «Чего изволите?» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 22, с. 44).
189
Мой грех! мой тягчайший грех! (лат.)
190
по собственному побуждению (лат.).
191
Дурак (стр. 512). — Сказка об Иванушке-дурачке — частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее: «…Хочу написать рассказ «Паршивый». Чернышевский или Петрашевский, все равно. Сидит в мурье, среди снегов, а мимо него примиренные декабристы и петрашевцы проезжают на родину и насвистывают «Боже, царя храни»… И все ему говорят: стыдно, сударь! у нас царь такой добрый — а вы что! Вопрос: проклял ли жизнь этот человек или остался он равнодушен ко всем надругательствам, и все в нем старая работа, еще давно, давно до ссылки начатая, продолжается? Я склоняюсь к последнему мнению. Ужасно только-то, что вся эта работа в заколдованной клетке заперта» (из письма П. В. Анненкову от 2 декабря 1875 г.). Рассказ этот не был написан. Впоследствии Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Л. Ф. Пантелеев вспоминает, как писатель рассказывал ему о «почти готовой» сказке: «…Я вывожу личность, которая живет в большом городе, принимает сознательное и деятельное участие в ходе общественной жизни, сама на него влияет и вдруг, по мановению волшебства, оказывается среди сибирских пустынь… Лишь изредка в непроглядную ночь слышится звон