колокольчика проезжей тройки, и до него долетают слова: «Ты все еще не исправился?» («М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников», с. 190). Сказка эта тоже не была написана, но сохранившиеся свидетельства помогают понять смысл сказки «Дурак», изображающей, говоря словами Достоевского, «народный идеал», «положительно прекрасного» человека, недоступного безнравственности и приспособленчеству.
192
Стр. 514. Картуш — парижский вор, главарь бандитской шайки, казненный в 1721 году.
193
Стр. 515. И он показал мамочке табличку… — Порка розгой была не только привычным методом педагогики: еще в XX веке в царской России телесные наказания были юридически узаконены. О распространенности розги в «домашнем кодексе» можно судить по тому, что была выпущена возмутившая Салтыкова-Щедрина брошюра, рекомендующая родителям приобретать специально сконструированный раскладной станок для закрепления в нем детей во время наказания.
194
Стр. 516. Червонные валеты — группа мошенников, занимавшихся финансовыми подлогами. Среди преступников оказалось немало лиц дворянского происхождения. Салтыков-Щедрин видел в «червонных валетах» еще одно подтверждение исторического умирания дворянского сословия.
195
Стр. 517. Рекреация — перемена (в учебном заведении).
196
Здравомысленный заяц (стр. 526). — За два дня до публикации сказки в «Русских ведомостях» Салтыков писал своему приятелю В. М. Соболевскому: «Никогда я не был так болен… Покуда еще хожу, но боюсь, что придется слечь — и тогда капут. Смерть у меня не с косою, а в виде лисицы, которая долго с зайцем разговаривает и, наконец, говорит: ну, теперь давай играть» (письмо от 17 мая 1885 г.).
197
Стр. 527. Неправо о вещах те думают, Шувалов…, — из «Письма о пользе стекла» М. В. Ломоносова.
198
Заяц, очевидно, говорит про очень старинные времена, когда солдатская служба продолжалась не меньше 20 лет и когда рекрутов, из опасения, чтобы они не бежали в дороге, забивали в колодки.
199
Стр. 530. …славный генерал Бибиков — А. И. Бибиков (1729–1774), руководивший подавлением восстания Пугачева.
200
Либерал (стр. 533). — Эту сказку В. И. Ленин использовал в своей работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов» (1894) для характеристики эволюции российского либерализма.
201
Приключение с Крамольниковым (стр. 547). — В конце 1886 года у Салтыкова-Щедрина завязался резкий спор с Г. 3. Елисеевым, бывшим многолетним сотрудником «Современника» и «Отечественных записок», к началу 80-х годов прочно вставшим на рельсы либерального соглашательства и поддержки правительственного реформизма. Говоря о Крамольникове, Елисеев утверждал, что литература «может протестовать только против того, что позволит ей генерал Сидор Карпыч Дворников… (т. е. правительство. — Т. С.). Она не может себе никак вполне усвоить, что она тогда только и постольку только сильна, поскольку идет вполне с этим генералом и помогает ему бороться с его врагами» (письмо от 23 октября 1886 г.). Салтыков-Щедрин решительно отвечал Елисееву: «С теорией этой я лично никак согласиться не могу, а тем менее мог усвоить ее Крамольников. Последний всего менее человек компромиссов и ежели создаст теорию, то для практики совсем иного рода. Для той практики, которой Вы некогда сами служили, которую теперь забыли и объяснять которую здесь не место. Можно признавать ее несвоевременною и небезопасною, но в литературе напоминать об ней не только можно, но и должно» (16 декабря 1886 г.).
«Приключение с Крамольниковым» — одно из наиболее лирических созданий Салтыкова-Щедрина. Сказка отражает некоторые биографические детали и настроение самого писателя («есть в моей жизни что-то трагическое») после закрытия «Отечественных записок», хотя отождествлять Крамольникова с Салтыковым-Щедриным не следует.
202
Стр. 550. Чурова долина — заколдованное место (В. Даль). Не раз встречающийся у Салтыкова-Щедрина образ российской действительности.
203
подопытного существа (лат.).
204
Христова ночь (стр. 555). — Исследователи творчества Салтыкова-Щедрина отмечают, что хотя в этой сказке (предназначенной для пасхального номера «Русских ведомостей») писатель обратился к евангельскому сюжету, его решение этой темы принципиально противоположно тому, какое давала ей религия. Осуждение предательства, отказ от христианского смирения, вера в победу над «людьми века сего» продиктованы обстановкой 80-х годов, когда предательство, ренегатство и безверие сделались «приметами времени» жизни русского общества.
Л. Ф. Пантелеев оставил запись о том, как Салтыков-Щедрин рассказал ему «почти буквально» «Христову ночь»: «…Я потрясен «Христовой ночью». И я отнюдь не преувеличивал впечатления, произведенного этой сказкой. Прошу читателя, хоть несколько знакомого с портретами Михаила Евграфовича последнего времени, представить себе его изможденную физиономию, но всю возбужденную, голос — то тихий, радостно-сокрушенный, когда Михаил Евграфович передавал слова трудящихся и обремененных, строгий, когда Христос обращается к богатеям, и как громом поражавший в словах: «Будь проклят, предатель!» Ни одно чтение не производило на меня такого сильного впечатления, и вся сцена настолько осталась в памяти, что и теперь я, как живого, вижу Михаила Евграфовича, слышу его голос» («М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников», с. 191).
205
Стр. 568. …г. Б-ову… — Автор рецензии — А. С. Суворин (см. о нем. прим, на стр. 603).
206
Стр. 128–131 наст. тома. — Ред.
207
В дальнейшем ссылки на это Собрание сочинений даются сокращенно: упоминается только том и страница.
208
церемоний (франц.).
209 Винтергальтера в 1762 году не было. — Мастерская по ремонту музыкальных и часовых инструментов Винтергальтера была открыта в Петербурге в 1806 году.