был незнаком даже со стихами Державина:
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела! – Прим. издателя.
5
6
Горе́(церковно-славянск.) – к небу.
7
До́лу (церковно-славянск.) – вниз, к земле.
8
Ку́́пно – вместе, совместно.
9
Неумы́тный – неподкупный, честный (от старого русского слова «мыт» – пошлина).
10
Опять та же прискорбная ошибка. – Прим. издателя.
11
Скудельный сосуд – глиняный сосуд (от «скудель» – глина), в переносном значении – непрочный, слабый, бедный.
12
Очевидно, летописец подражает здесь «Слову о полку Игореве»: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мыслью по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». И далее: «О Бояне!! соловию старого времени! Абы ты сии пълки ущекотал» и т. д. – Прим. издателя.
13
Соложёное тесто – сладковатое тесто из солода (солод – слад), то есть из проросшей ржи (употребляется в пивоварении).
14
Алтын да деньга – старинные монеты: алтын в 6 денег, или в 3 копейки (ср. пятиалтынный – 15 коп.), деньга – полкопейки.
15
Грош – старинная монета в 2 копейки, позднее – полкопейки.
16
Хабара́ – барыши, взятка.
17
Па́лтусина – мясо беломорской рыбы палтуса.
18
Сычу́г – кушанье, приготовленное из коровьего желудка.
19
Горшая (церковно-славянск.) – более горькая, худшая.
20
Лейб-кампанцы – гвардейские офицеры или солдаты, участники дворцовых переворотов XVIII века.
21
Возлюбленных (франц. amantes).
22
Это очевидная ошибка. – Прим. издателя.
23
24
Съезжий дом, или съезжая – помещение при полицейском участке, в котором наказывали розгами.
25
Речь идет о членах так называемого «негласного комитета», созданного в 1801 году Александром Первым для составления плана государственных преобразований. Деятельность комитета продолжалась до 1803 года и ограничилась рядом чисто внешних реформ, как, например, учреждением министерств вместо «коллегий» и т. п.
26
Искаженное наименование «профоса» – солдата в армии XVIII века, убиравшего нечистоты и приводившего в исполнение приговоры о телесном наказании.
27
По «Краткой описи» значится под № 8. Издатель нашел возможным не придерживаться строго хронологического порядка при ознакомлении публики с содержанием «Летописца». Сверх того, он счел за лучшее представить здесь биографии только замечательнейших градоначальников, так как правители, не столь замечательные, достаточно характеризуются предшествующею настоящему очерку «Краткою описью». – Прим. издателя.
28
Архистрати́г (греч.) – верховный военачальник.
29
Скрижа́ли (церковно-славянск.) – каменные доски, на которых, по библейскому преданию, были написаны заповеди Моисея.
30
Очевидный анахронизм. В 1762 году недоимочных реестров не было, а просто взыскивались деньги, сколько с кого надлежит. Не было, следовательно, и критического анализа. Впрочем, это скорее не анахронизм, а прозорливость, которую летописец по местам обнаруживает в столь сильной степени, что читателю делается даже не совсем ловко. Так, например (мы увидим это далее), он провидел изобретение электрического телеграфа и даже учреждение губернских правлений. – Прим. издателя.
31
Новый пример прозорливости: Винтергальтера в 1762 году не было. – Прим. издателя.
32
Вертоград (церковно-славянск.) – сад.
33
34
Ныне доказано, что тела всех вообще начальников подчиняются тем же физиологическим законам, как и всякое другое человеческое тело, но не следует забывать, что в 1762 году наука была в младенчестве. – Прим. издателя.
35
Камилавка (греч.) – особой формы головной убор, который носят старшие по чину священники.
36
Даже и это предвидел «Летописец»! – Прим. издателя.
37
Силлогизм (греч.) – вывод из двух или нескольких суждений.
38
Лжеиере́й (церковно-славянск.) – самозваный, ненастоящий священник.
39
Помава́ть – покачивать, махать.
40
41
Изумительно!! – Прим. издателя.
42
Этот достойный чиновник оправдался и, как увидим ниже, при– нимал деятельнейшее участие в последующих глуповских событиях. – Прим. издателя.
43
Издатель почел за лучшее закончить на этом месте настоящий рассказ, хотя «Летописец» и дополняет его различными разъяснениями. Так, например, он говорит, что на первом градоначальнике была надета та самая голова, которую выбросил из телеги посланный Винтергальтера и которую капитан-исправник приставил к туловищу неизвестного лейб-кампанца; на втором же градоначальнике была надета прежняя голова, которую наскоро исправил Байбаков, по приказанию помощника городничего, набивши ее, по ошибке, вместо музыки вышедшими из употребления предписаниями. Все эти рассуждения положительно младенческие, и несомненным остается только то, что оба градоначальника были самозванцы. – Прим. издателя.
44
Раска́т – крепостной вал или высокая насыпь с помостом.
45
Марат в то время не был известен; ошибку эту, впрочем, можно объяснить тем, что события описывались «Летописцем», по-видимому, не по горячим следам, а несколько лет спустя. – Прим. издателя.
46
47
«Недреманное око», или «недремлющее око» – в дан– ном случае подразумевается жандармское отделение.
48
49
Она печатается дословно в конце настоящей книги, в числе оправдательных документов. – Прим. издателя.
50
Поя́рковый грешневи́к – шляпа из овечьей шерсти (ярка – овца) в форме блина (гречневый блин).
51
Гуня́вый – гнусавый, в другом значении – плешивый, неуклюжий.
52
53
Ка́зус – случай.
54
По библейскому преданию, Иезавель, жена царя Израиля Ахава, навлекла своим греховным поведением гнев бога на израильский народ.
55
Животы – здесь: домашний скот.
56
Драдедамовый – сделанный из особого тонкого шерстяного драпа (от франц. «drap des dames»).
57
Венец принять – умереть мученической смертью.
58
«И се не бе» (церковно-славянск.) – «и этого не стало», «и этого не было».
59
Взбонди́ровать – высечь.
60
«На реках вавилонских» – по библейскому преданию, песнь древних евреев.
61
Аспид (греч.) – легендарный змей; «а́спидово покаяние» – ложное, коварное покаяние.
62
Амфитрио́н – гостеприимный хозяин, распорядитель пира.
63
Вящий (церковно-славянск.) – большой, высший.
64
Сепара́тный – отдельный, обособленный.
65
Крин се́льный (церковно-славянск.) – полевой цветок.
66
Колли́зия – столкновение противоположных сил.
67
Промена́д (франц.) – прогулка.
68
Стегно́ – бедро.
69
Конце́ссия (лат.) – договор на сдачу в эксплуатацию.
70
Амана́ты (арабск.) – заложники.
71
Абрис (нем.) – контур, очертание.
72
Деморализа́ция – упадок дисциплины, упадок нравов.
73
Фаланстер (франц.) – дом-дворец, в котором, по идее французского социалиста-утописта Фурье (1772–1837), живет «фаланга», то есть ячейка коммунистического общества будущего.
74
Ату́ры (франц.) – всевозможные украшения женского наряда.
75
Наипа́че (церковно-славянск.) – наиболее.
76
Помни о смерти! (лат.)
77
Апока́липсис (греч. – откровение) – книга туманных пророчеств, написанная, по древнему преданию, одним из учеников Христа.
78
Доктринер – начетчик, человек, придерживающийся заучен– ных, оторванных от жизни истин, принятых правил.
79
Презорный – презирающий правила или законы.
80
Десть – мера счета бумаги, равнялась 24 листам.
81
Интимных утренних приемов (франц.).
82
Заполева́ть – добыть на охоте.
83
О железных дорогах тогда и помину не было; но это один из тех безвредных анахронизмов, каких очень много встречается в «Летописи». – Прим. издателя.
84
Мамо́на – бог богатства (у древних сирийцев); в переносном значении: алчность, корыстолюбие.
85
Спиритуали́зм – реакционное идеалистическое учение, признающее истинной реальностью дух, а не материю.
86
Эмана́ция (лат.) – истечение, излучение.
87
Тавтоло́гия – повторение того же самого другими словами, ничего по смыслу не прибавляющее, а потому лишнее.
88
Вико́нт (франц.) – дворянский титул.
89
Весело проводить время (франц.).
90
Разговоры (франц.).
91
Грузчиком (франц. dе́bardeur).
92
В этом ничего нет удивительного, ибо летописец свидетельствует, что этот самый Дю-Шарио был впоследствии подвергнут исследованию и оказался женщиной. – Прим. издателя.
93
Легкомысленные, нескромные (от франц. grivois).
94
Причётник – дьячок, младший по чину церковнослужитель.
95
Какие дураки! клянусь богом! какие дураки эти глуповские мужики! (франц.)
96
Названия французских песенок легкомысленного содержания, которые распевали в Петербурге в увеселительных заведениях приезжие французские певицы.
97
Мизантро́п – человек, избегающий общества, нелюдим.
98
Политеи́зм (греч.) – многобожие.
99
Монотеи́зм (греч.) – однобожие.
100
Кипри́да – богиня любви.
101
Мецена́т – покровитель искусств.
102
Демаркацио́нная черта – пограничная черта.
103
Пармские фиалки (франц.).
104
Фаво́р – по евангельскому преданию, священная гора.
105
Пиети́ст (лат.) – ревностный исполнитель показного благочестия, ханжа; Щедрин имеет в виду представителей религиозно-мистического движения в протестантизме.
106
Пе́рси (церковно-славянск.) – грудь.
107
Реальность этого факта подтверждается тем, что с тех пор сечение было признано лучшим способом для взыскания недоимок. – Прим. издателя.
108
Палтус (франц. turbot).
109
Агаря́не – по библейскому преданию, потомки Агари; в старой русской литературе так называли всех магометан.
110
Смирна и ливан – здесь: восточные благовонные смолы, ладан.
111
Пещи́сь – заботиться, опекать.
112
Высший свет (франц. beau monde).
113
Теоло́гия (греч.) – богословие.
114
Сектатор (лат.) – последователь, член секты.
115
Шпицру́тены (нем.) – длинные гибкие прутья, которыми секли осужденных солдат, прогоняемых сквозь строй.
116
Нивеля́торы – уравнители.
117
То есть апробированным, проверенным.
118
Кантони́сты – сыновья солдат, с детства зачисляемые на военную службу.
119
Васили́ск (греч.) – легендарный дракон или змей, взгляд которого убивал человека.
120
Демаго́г – человек, добивающийся популярности в народе лестью, лживыми обещаниями, потворствующий инстинктам толпы.
121
Прозели́т (греч.) – заново уверовавший, новый последователь.
122
Тать – вор.
123
Мартироло́г (греч.) – перечень мучений, пережитых страданий, несчастий.
124
Сочинение это составляет детскую тетрадку в четвертую долю листа; читать рукопись очень трудно, потому что правописание ее чисто варварское. Например, слово «чтоб» везде пишется «штоб» и даже «штоп»; слово «когда» пишется «кахда» и проч. Но это-то и делает рукопись драгоценною, ибо доказывает, что она вышла несомненно и непосредственно из-под пера глубокомысленного администратора и даже не была на просмотре у его секретаря. Это доказывает также, что в прежние времена от градоначальников требовали не столько блестящего правописания, сколько глубокомыслия и природной склонности к философическим упражнениям. – Прим. издателя.
125
Рекреация – перемена между уроками.
126
Рукопись эта занимает несколько страничек в четвертую долю листа; хотя правописание ее довольно правильное, но справедливость требует сказать, что автор писал по линейкам. – Прим. издателя.
127
Колет (франц.) – короткий мундир из белого сукна (в кирасирских полках).
128
Вту́не (церковно-славянск.) – напрасно.
129 Авантаж (франц.) – выгода, польза, благоприятное положение.