Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 17. Пошехонская старина

Н. А. Белоголовому от 24 июня 1887 г.: «… Вы, кажется, ошибаетесь, находя эту работу легкою. По моему мнению, из всех родов беллетристики — это самый трудный. Во-первых, автобиографический материал очень скуден и неинтересен, так что необходимо большое участие воображения, чтоб сообщить ему ценность. Во-вторых, в большинстве случаев не знаешь, как отнестись к нему. Правду писать неловко, а отступать от нее безнаказанно, в литературном смысле нельзя: сейчас же почувствуется фальшь».

81

Элементы такого биографического комментария см. ниже, в примечаниях к отдельным главам.

82

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 608.

83

«Записки А. М. Унковского». — «Русская мысль», 1906, № 6, с. 187.

84

К. К. Арсеньев. Материалы для биографии М. Е. Салтыкова при т. 1 «Полн. собр. соч. Салтыкова», изд. Маркса, с. 12.

85

С. Н. Кривенко. М. Е. Салтыков, его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. СПб., 1896, с. 12.

86

Н. К. Mихайловский. Соч., т. V. СПб., 1897, с. 235.

87

Такие демаскировки осуществляются ссылками на факты собственной биографии автора, то есть Салтыкова, выходящие за рамки детства Никанора Затрапезного. См., например, с. 33, где Салтыков вспоминает о своей жизни в Ницце, в 1876 г. См. также с. 131, где автор делится впечатлениями от своих наездов «в зрелых летах» в Заболотье, то есть в Заозерье, собственное свое, с братом Сергеем Евграфовичем, имение Ярославской губернии, — и мн. др.

88

Рукописный текст содержит существенные варианты в описании характера и обстоятельств знакомства Салтыкова (Затрапезного) с Евангелием. См. их в дальнейшем изложении, а также в разделе Из других редакций. Но сути признания эти варианты не меняют.

89

«Некрасов и Салтыков». Из посмертных бумаг Г. З. Елисеева. — «Русское богатство», 1893, кн. 9, с. 55–56.

90

А. Н. Пыпин. Салтыков Михаил Евграфович. — Статья в «Русском биографическом словаре».

91

Д. П. Маковицкий. Яснополянские записки. Запись от 25 октября 1905 г. Из издания «Записок», подготовленных к печати в томах «Литературного наследства».

92

Из рукописи № 242: «Глава V («Первые шаги на пути к просвещению»)»

93

Из рукописи № 236. См. выше, с. 492. Подчеркнуто мною. — С. М.

94

Обзор материалов семейного архива Салтыковых с точки зрения отражения их в «хронике» даны в работах: Е. Макарова. Семейный архив Салтыковых. Обзор. — «Лит. наследство», т. 13–14. М., 1934, с. 445–462. Она же. Реальные источники «Пошехонской старины» (рукопись, 1939 г.); С. Mакашин. Салтыков-Щедрин. Биография, I. Изд. 2-е. М., 1951. Обзор соответствующих тверских и ярославских источников см. в книгах: Н. Журавлев. М. Е. Салтыков (Щедрин) в Тверской губернии. Калинин, 1939; А. Прямков. Салтыков-Щедрин в Ярославском крае. Ярославль, 1954, и В. Киселев. Салтыков-Щедрин в Подмосковном крае. М., 1970.

95

ИРЛИ, ф. 366, оп. 9, № 126. «Ламакина невестка» — родственница Салтыковых.

96

ИРЛИ, ф. 366, оп. 9, № 126. «Ламакина невестка» — родственница Салтыковых.

97

Из письма Гл. Успенского к писательнице В. В. Т-вой, весной 1889 г. — «Голос минувшего», 1915, кн. 10, с. 230.

98

Наст. изд., т. 9, с. 425.

99

Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч. («Юбилейное»), т. 65, с. 133. Подчеркнуто мною. — С. М.

100

Среди них оказался и внук самого Салтыкова — маркиз Андрей да Пассано. Он служил в одной из американских фирм по электрооборудованию. Умер в 1930-х гг. в Мехико.

101

См. раздел «Талантливые натуры».

102

О ключниие Акулине Салтыков пишет, что она, «как истая саддукеянка, смотрела на рабство, как на фаталистическое ярмо».

103

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 7, с, 194.

104

См., например, такой взгляд в отзыве на гл. VIII–IX «Пошехонской старины» в журн. «Русская мысль», 1888, № 4, с. 199–202.

105

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, с. 324–325.

106

Сборник «Ленин в Самаре». М., изд. ИМЭЛ, 1934, с. 12 и 52. Сборник «Н. Е. Федосеев». М., Госуд. изд., 1923, с. 66 и 108.

107

М. Ольминский. По вопросам литературы. Статьи 1900–1914 гг. Л., изд. «Прибой», 1926, с. 81.

108

М. Н. Покровский. Очерк истории русской культуры, ч. I. М., 1915, с. 139.

109

Н. К. Крупская. Педагогические сочинения, т. 3. М., 1959, с. 253.

110

наст. изд., т. 5, с. 12.

111

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 20, с, 38–39.

112

Там же, т. 7, с. 184.

113

Там же, т. 25, с. 90.

114

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 301.

115

К. Головин. Мои воспоминания, ч. II, с. 100.

116

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 211.

117

«Летописи марксизма», II (XII), с. 131.

118

«Русская мысль», 1889, кн. I, с. 27. Подчеркнуто мною. — С. М.

119

«Мир божий», 1904, № 4, отд. I, с. 2.

120

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 199. Подчеркнуто мною. — С. М.

121

Исключение составляет лишь глава XXVII («Предводитель Струнников»), собственно, ее окончание. Сцена встречи «автора» со Струнниковым-гарсоном в Швейцарии написана в поэтике «За рубежом». Очень возможно, что эта сцена и восходит к реальным зарубежным впечатлениям писателя.

122

Н. А. Добролюбов. Собр. соч., т. 6. M., I963, с. 193.

123

«Русская мысль», 1889, № 2, с. 69.

124

Из письма Гл. Успенского к писательнице В. В. Т-вой, весна, 1889 г, — «Голос минувшего», 1915, кн. 10, с. 231.

125

ЛН, т. 13–14, с. 385.

126

Известный философ и социолог В. И. Танеев считал «Пошехонскую старину» «лучшим из произведений» Салтыкова и говорил, что если бы она была «окончательно отделана», то «не уступила бы ни по интересу содержания, ни по силе таланта «Мертвым душам» («Салтыков в воспоминаниях…», с. 568). «Едва ли не наибольшую художественно-сатирическую мощь» Салтыкова усматривал в «Пошехонской старине» и обычно враждебный ему В. Буренин («Новое время», 1889. 12 мая).

127

«СПб. ведомости», 1889, 20 января, № 20, с. 2.

128

Библиографию этих откликов см. в указателе Л. Добровольского и В. Лаврова.

129

В письме к Л. Толстому Б. Чичерин обрушивался на критику за высокую оценку такой «мерзости», как «Пошехонская старина» («Письма Толстого и к Толстому», ГИЗ, 1922, с. 303). К. Головин предъявлял Салтыкову обвинение в. одностороннем освещении крепостного быта, в сгущении мрачных красок и в том, в частности, что «ни одной чертой не указано на искупающие стороны этой отталкивающей картины, на культурное значение тогдашних помещичьих усадеб и на существующую привязанность между господами и слугами» («Русский роман и русское общество»). Н. Говоруха-Отрок выступал с аналогичными обвинениями в серии фельетонов харьковской газеты «Южный край». Р. Аристов, выступавший в печати под псевдонимом Нивельсон, аргументировал свою отрицательную позицию по отношению к салтыковской «хронике» заявлением: «Мне не раз приходилось грустить по поводу несправедливого отношения большинства «воспоминаний» к дворянству. Никто не помянет добрым словом того доброго, которое в нем было и теперь почти исчезает, о чем давно болит мое сердце…» («Русское дело», 1889, 14 января, № 2, с. 15–16).

130

«Неделя», 1888, № 48 («Критические заметки»).

131

Источники сведений, сообщаемых в биографических разделах комментария, названы выше, в примеч. на с. 525.

132

Воспроизведение рисунка с фотографии см. ЛН, т. 13–14, с. 447, и в ряде послед, изд. «Поправка» к этому воспроизведению, помещенная в том же ЛН, т. 67, с. 525, ошибочна: изображенное в качестве «поправки» здание в действительности не является спасским домом. Описание Ф. Ушакова хранится в Талдомском краеведческом музее. Текст опубликован в кн.: В. Киселев. Салтыков-Щедрин в Подмосковном крае. М., 1970, с. 6. До настоящего времени в селе Спас-Угол сохранились остатки парка и фруктовых садов, пруды, вырытые руками крепостных, церковь и родовое кладбище при ней, с могилой отца писателя.

133

О крепостном человеке Салтыковых — живописце Павле Дмитриевиче Соколове см.: Е. Макарова. Из реальных источников «Пошехонской старины». — «Резец». Л., 1939, № 8, с. 24. О священнике из села Зайцеве см. в наст. томе «Автобиографическое письмо Салтыкова к С. А. Венгерову».

134

ИРЛИ, ф. 566, оп. I, № 239.

135

С. Mакашин. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860-х годов. М., 1972, с. 213–214, и по указателю: «Пошехонская старина».

136

Лечащий врач.

137

А. И. Эртель. Письмо к M. H. Чистякову от 5. X. 90 — Собр. M. M. Чистяковой. Не издано.

138

Гл. И. Успенский. Полн. собр. соч., т. 14. М., 1954, с, 308.

139

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 189.

140

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 189.

141

Указания на «большое произведение» и «большую работу» принадлежат мемуарным свидетельствам С. Н. Кривенко и Н. К. Михайловского. См. «Салтыков в воспоминаниях…», с. 239 и 313.

142

Из статьи А. Н. Пыпина о Салтыкове в «Русском биографическом словаре», с. 97.

143

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 210.

144

Н. К. Михайловский. Памяти Щедрина, — «Русские ведомости», 1889, № 119.

145

«Салтыков в воспоминаниях…», с. 269. Подчеркнуто мною. — С. М.

146

«Вестник Европы», 1889, № 6, с. 849.

147

«Русские ведомости», 1889, 27 мая, № 162.

148

И. А. Бунин. Собр. соч., т. 9. М., 1967, с. 543.

149

ИРЛИ, ф. 366, оп. 2, № 237.

150

Государств, архив Калининской обл. — Ф. Тверского депутатскогособрания, д. № 4194, л. 4.

151 семью, врачей и знакомых. — С. М.

Скачать:PDFTXT

Н. А. Белоголовому от 24 июня 1887 г.: «… Вы, кажется, ошибаетесь, находя эту работу легкою. По моему мнению, из всех родов беллетристики — это самый трудный. Во-первых, автобиографический материал