Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в 20 томах. Том 8. Помпадуры и помпадурши. История одного города

жестокого подавления республиканских восстаний 1834 г. в Париже и Лионе, депутат Учредительного (1848) и Законодательного (1849–1851) собраний; впоследствии (1871) руководил подавлением Парижской коммуны — 513, 516, 529.

Унковский Алексей Михайлович (1828–1893), общественный деятель, в 1857–1859 гг. руководитель тверской либеральной оппозиции; в 60-е годы выступал как публицист по крестьянскому и судебному вопросам, друг Салтыкова — 498.

Унковский Иван Семенович, капитан-лейтенант, командир фрегата «Паллада», принимал участие в дальневосточной экспедиции 1852–1855 гг. — 9, 478.

Успенский Глеб Иванович (1843–1902), писатель — 562.

«Будка» — 562.

Федоров Павел Степанович (1800–1879), драматург, начальник репертуара императорских театров с 1853 г. — 493.

«Аз и Ферт» — 72, 493.

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820–1892), поэт — 463, 464, 498.

«Из деревни» — 463.

«На заре ты ее не буди» — 75, 444, 462, 464, 468, 491, 498.

Филофей (светское имя — Тимофей Григорьевич Успенский; 1808–1882), магистр Московской духовной академии, с 1853 г. — епископ костромской, в 1857 г. переведен в Тверь; в 1876 г. возведен в сан митрополита киевского — 519.

Фогт (Фохт) Карл (1817–1895), немецкий естествоиспытатель и философ-материалист; буржуазный республиканец — 542.

Фома Кемпийский, Томас Хамеркен (1380–1471), средневековый мистик, августинский монах, автор религиозных трактатов — 279.

Фонвизин Михаил Александрович (1788–1854), генерал-майор, член Союза спасения и Союза благоденствия; по делу декабристов приговорен к каторжным работам; племянник Д. И. Фонвизина — 461, 559, 560.

«Записки Фонвизина, очевидца смутных времен царствований: Павла I, Александра I и Николая I» — 461, 559, 560.

Фонвизин Денис Иванович (1744–1792) — 515, 552.

«Недоросль» — 575; Вральман — 196; Еремеевна — 196; Кутейкин — 193, 194; Митрофан Простаков — 193, 196; Простакова — 515, 517; Тарас Скотинин — 175, 183, 188, 192–196, 515, 517.

Фотий (светское имя — Петр Никитич Спасский; 1792–1838), архимандрит, реакционный церковный деятель; до 1825 г. играл большую роль в политических интригах при дворе Александра I; с 1825 г. — настоятель Юрьева монастыря в Новгороде — 413, 583, 586.

Фукс Виктор Яковлевич (1829–1891), чиновник цензурного ведомства, в 1865–1877 гг. член Главного управления по делам печати — 495.

Фурье Шарль (1772–1837), французский социалист-утопист — 524, 587.

Хвощинская-Зайончковская (псевдоним — В. Крестовский) Надежда Дмитриевна (1825–1889), писательница — 483.

Хованский Иван Андреевич, князь (ум. 1682), начальник Стрелецкого приказа с мая 1862 г.; возглавил стрелецкое движение против царевны Софьи, окончившееся разгромом; казнен — 60.

Холшевников Владислав Евгеньевич, литературовед — 546.

Хомяков Алексей Степанович (1804–1860), публицист и поэт, один иэ идеологов славянофильства — 527, 572.

«Беззвездная полночь дышала прохладой» — 335, 572.

«Мнение иностранцев о России» — 527.

Цейер Франц Иванович (1780–1835), близкий друг и корреспондент M. M. Сперанского — 541, 577.

Чарторыйский Адам Ежи, князь (1770–1861), польский политический деятель, в 1795 г. в Петербурге сблизился с вел. кн. Александром и после вступления его на престол в 1801 г. стал членом «Негласного комитета»; глава польского правительства во время восстания 1830–1831 гг. В дальнейшем — жил в Париже, глава консервативно настроенной польской эмиграции — 279, 540, 575.

Чебыщев-Дмитриев (литературный псевдоним — Экс) Александр Павлович (1834–1877), профессор Петербургского университета по кафедре уголовного права и судопроизводства; журналист, редактор (с 1869 г. также издатель) журнала «Судебный вестник» (1856–1871) — 522.

«Письма о текущей литературе» — 522.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) — 509, 528.

Чичерин Борис Николаевич (1828–1904), юрист, историк и публицист, профессор государственного права Московского университета до 1860 г.; выйдя в отставку, занялся общественной деятельностью, был московским городским головой до 1884 г.; умеренный либерал — 526, 527, 579.

Шапп д’Отерош Жан (1722–1769), астроном, в 1761 г. по поручению Парижской академии наук отправился в Тобольск для научных наблюдений — 565, 572.

«Путешествие в Сибирь по приказанию короля в 1761 г.» («Voyage en Sibérie fait en 1761») — 565, 572.

Шассен (литературный псевдоним — Клод Франк) Шарль-Луи (1831–1901), французский историк и журналист демократического направления, основатель и редактор «Démocratie» (1853–1870); корреспондент «Journal de Saint-Pétérsbourg», «Современника» и «Отечественных записок» в Париже— 516, 517.

«Парижские письма» —516, 517.

Шишкин Иоакинф Иванович (ум. 1862), сотрудник «Отечественных записок» и «Русского слова», публиковал исторические материалы и историческую беллетристику — 563.

Шишков Александр Семенович (1754–1841), государственный деятель и писатель; министр просвещения в 1824–1828 гг. — 542.

«Шли три оне…», русская народная песня — 40, 486.

Шубинский Сергей Николаевич (1834–1913), журналист и историк консервативно-монархического направления, автор научно-популярных работ по истории русского быта XVIII в.; в 1875–1879 гг. редактор журнала «Древняя и новая Россия»; с 1880 г. редактор «Исторического вестника» — 266, 456, 551.

Шувалов Петр Андреевич, граф (1827–1889), генерал-майор, генерал-адъютант, петербургский обер-полицей-мейстер в 1857–1860 гг.; начальник штаба корпуса жандармов и управляющий III Отделением в 1861 г.; директор департамента общих дел министерства внутренних дел — 60, 492.

Шульгин Иван Петрович (1796–1869), профессор всеобщей истории Петербургского университета — 502.

Щапов Афанасий Прокофьевич (1830–1876), историк и публицист-демократ, в 1860–1861 гг. профессор русской истории в Казанском университете; отстранен от преподавания и арестован за участие в панихиде по убитым в с. Бездна крестьянам — 540.

«Исторические условия интеллектуального развития в России» — 540.

Эзоп (VI в. до н. э.) — 511, 523, 529.

Эйхенбаум Борис Михайлович (1886–1960), литературовед — 545, 555, 583.

Эльсберг Яков Ефимович, литературовед — 546.

Юматов (псевдоним — Юхманов) Николай Николаевич, журналист, в 1863–1867 гг. редактор-издатель «Вести» (совместно с В. Д. Скарятиным), в 1868–1869 гг. — «Нового времени» (совместно с А. Киркором) — 541.

Юпитер (миф.) — 87.

«Я все еще его, безумная, люблю!», романс — 441, 463.

Яковлев Николай Васильевич, литературовед — 546, 561, 592.

Ярило (языч.) — 380, 382, 387.

Foote — I. P. — английский литературовед — 546.

Martinez L. — французский литературовед — 547.

«The Academy», английский журнал — 537.

Помпадуры и помпадурши

I

Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши» публиковался отдельными рассказами на протяжении одиннадцати с лишним лет, с 1863 по 1874 год.

Работа Салтыкова над этим циклом перемежалась с работой над созданием ряда других его произведений, больших и малых, в том числе таких, как публицистическая хроника «Наша общественная жизнь», циклы «Признаки времени» и «Письма о провинции», «История одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», «Господа ташкентцы». Начатые вслед за «Сатирами в прозе» и «Невинными рассказами», «Помпадуры и помпадурши» завершались уже в период «Благонамеренных речей», в преддверии романа «Господа Головлевы».

Составившие «Помпадуры и помпадурши» рассказы появлялись в «Современнике» и — после его закрытия — в «Отечественных записках» в такой последовательности (в скобках указан порядок расположения рассказов, который был окончательно установлен для второго отдельного издания 1879 года и в дальнейшем уже не менялся):

1 (1) «Прощаюсь, ангел мой, с тобою!» — «Современник», 1863, № 9. 2 (4) «Здравствуй, милая, хорошая моя!» —» 1864, № 1. 3 (5) «На заре ты ее не буди» —» 1864, № 3. 4 (6) «Она еще едва умеет лепетать» —» 1864, № 8. 5 (2) Старый кот на покое — «Отеч. записки», 1868, № 2. 6 (3) Старая помпадурша —» 1868, № 11. 7 (11) Единственный. Утопия —» 1871, № 1. 8 (7) Сомневающийся —» 1871, № 5 9 (8) Он!! — » 1873, № 3. 10 (9) Помпадур борьбы, или Проказы будущего —» 1873, № 9. 11 (12) Мнения знатных иностранцев о помпадурах —» 1873, № 11. 12 (10) Зиждитель —» 1874, № 4.

Когда Салтыков начинал писать свои рассказы о высших представителях самодержавной власти в губернии, слово «помпадур», объединившее впоследствии героев этого цикла, еще не было им найдено. Четыре первых рассказа (по времени публикации) появились в «Современнике» с подзаголовками: «Провинциальный романс в действии» (1 и 2) и «Романс» (3 и 4). Вместе с тем, в переписке с Некрасовым, Салтыков называл эти рассказы «губернаторскими» (см., например, письмо от 6 декабря 1867 г.). В послесловии же, которым в «Современнике» завершался второй, в порядке публикации, рассказ «Здравствуй, милая, хорошая моя!», Салтыков, посвящая читателя в свои намерения, заявлял, что он «хотел написать для начинающих администраторов несколько кратких наглядных руководств, которые могли бы служить руководящей нитью для их неопытности», и продолжал: «На первый раз я выбрал два момента: прощание и вступление на скользкий административный путь. Это для меня рамка, которую я впоследствии обязываюсь наполнить. <…> Когда труд мой будет кончен, я выпущу отдельной книжкой целое собрание таких руководств под названием: «Тезей в гостях у Минотавра, или Спасительница Ариадна»[205].

Послесловие к журнальному тексту «Здравствуй, милая, хорошая моя!» свидетельствует, что уже в 1864 году был намечен общий замысел цикла. Недаром почти десять лет спустя Салтыков воспользовался материалами этого послесловия для вступления «От автора», которое он предпослал отдельному изданию «Помпадуров…». Конечно, вряд ли следует принимать всерьез иронически-шутливое обещание назвать весь цикл «Тезей в гостях у Минотавра…», но возможно, что выбранный для начала «момент» прощания с уезжающим администратором, обозначенный в послесловии романсом «Я все еще его, безумная, люблю!», получил разработку в «Старой помпадурше», появившейся в «Отеч. записках» четыре года спустя.

В черновом автографе рассказа «Она еще едва умеет лепетать» последовательно зачеркнуты два его первоначальных — тоже «романсных» — названия: «Законы осуждают предмет моей любви» и «Совсем стал не такой». Журнальный текст «романса» «Она еще едва умеет лепетать» заканчивался обещанием написать еще один «романс» под названием:

«Уж он ходом, ходом, ходом,

Ходом на ходу пошел…»[206]

«Жанровое» обозначение сатирических рассказов нового цикла как «романсов в действии» возникло у Салтыкова, по-видимому, как пародический отклик на те выступления «элегического тона», которые с отменой крепостного права часто появлялись в консервативной печати. «Вопль души по утраченном крепостном рае» Салтыков слышал, в частности, в романсах Фета, который не только «утратил былую безмятежность» в поэзии, но и выступил в «Русском вестнике» с серией резко враждебных новым порядкам статей «Из деревни». В связи с этим Салтыков посвятил Фету несколько страниц хроники «Наша общественная жизнь» в апрельской книжке «Современника» за 1863 год. Мысль о «романсном» оформлении цикла «административных руководств» или «губернаторских рассказов», возможно, и родилась у Салтыкова в полемике с Фетом, деятельность которого он расценивал как «факт совсем не уединенный, но находящийся в тесной связи с общим настроением той частицы общества, которая присвоивает себе название «благонамеренной»[207]. Один из рассказов цикла прямо назван начальной строкой стихотворения Фета — «На заре ты ее не буди»; второй — начальной строкой стихотворения другого поэта «успокоительных веяний и усладительных снов» Ап. Майкова — «Она еще едва умеет лепетать». В иной пародийной связи, в связи с печатью правого лагеря, находится, возможно, упомянутое выше обещание, скорее всего шутливое, озаглавить весь цикл названием греческого мифа о Тезее и Минотавре. Это мифологическое название — по-видимому, сатирическая стрела в «Московские ведомости» и их редактора M. H. Каткова, уснащавшего свои статьи цитатами из античных классиков.

Но пародирование стиля и

Скачать:TXTPDF

жестокого подавления республиканских восстаний 1834 г. в Париже и Лионе, депутат Учредительного (1848) и Законодательного (1849–1851) собраний; впоследствии (1871) руководил подавлением Парижской коммуны — 513, 516, 529. Унковский Алексей Михайлович