диалоге с Бьяншоном («Отец Горио»); она была источником разговора студента и офицера о старухе-процентщице в «Преступлении и наказании» Достоевского. Позднее о «нравственной задаче», поставленной этой параболой, писал Достоевским в одном из черновых вариантов «Дневника писателя».
167
Премьера состоялась в Александринском театре 11 декабря 1870 г.
168
А. И. Вольф. Хроника петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 года, СПб. 1884, стр. 45.
169
«М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников», М. 1957, стр. 184.
170
См. выше рецензию Салтыкова на его роман «А. Большаков».
171
«М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников», М. 1957, стр. 69.
172
Д. И. Лобанов одно время был близок с композитором А. Н. Серовым и принимал участие в составлении либретто его оперы «Юдифь». Об этом сотрудничестве он вспоминает в мемуарной статье «А. Н. Серов и его опера «Юдифь», опубликованной в шестой книжке «Вестника Европы» за 1871 г., незадолго до напечатания «Темного дела» (ценз. разр. — 4 августа 1871 г.) и появления рецензии Салтыкова. В этой статье Лобанов, в частности, противопоставляет «Юдифь» «бытовой драме», о которой отзывается неодобрительно.
173
См. т. 6 наст. изд., стр. 99-111; этот раздел хроники под названием «Русские «гулящие люди» за границей» был включен в 1869 г. в сб. «Признаки времени» — т. 7, стр. 86–99.
174
«Русский мир», 1873, № 95 от 14 апреля.
175
Салтыков находился с ним в отношениях родства, хотя и очень далекого. Макаров был женат на А. П. Болтиной, тетке жены Салтыкова.
176
Н. Макаров. Мои семидесятилетние воспоминания, СПб. 1882.
177
Б. Эйхенбаум. Маршрут в бессмертие. Жизнь и подвиги чухломского дворянина и международного лексикографа Николая Петровича Макарова, М. 1933, стр. 238–239.
178 А. И. Герцен, Собр. соч. в 30-ти томах, т. XIV, стр. 120.