Шеллинг Фридрих Сочинения. Том 1
1. Вехи творческого пути
Ф. В. Й. Шеллинг (1775 — 1854) — представитель немецкой классической философии. Его творческая судьба
необычна: рано созрев как самостоятельный философ (в
23 года без защиты диссертации он стал профессором в
Йене), Шеллинг выступил в качестве главы направления,
пытавшегося преодолеть субъективизм Фихте, повернуть
теоретическую мысль лицом к природе. Развивая свои
принципы и пытаясь применить их к жизни человека
и общества, он попал затем в кризисную ситуацию, не
завершив ни одного из начатых им фундаментальных
трудов. Плодовитый в молодости писатель неожиданно
прекратил публикацию своих произведений. Большинство
работ Шеллинга появилось посмертно. Он пережил свою
славу и не оставил философских наследников. Это было
время, когда в немецкой философии преобладал вульгарный материализм. Вскоре раздался призыв «Назад к Канту!». Помимо неокантианства в Германии было сильное
неогегельянство и нечто вроде неофихтеанства. Неошеллингианства не было.
Известны отрицательные отзывы о Шеллинге, принадлежащие представителям различных философских направлений, которые с разных сторон дружно нападали на
Шеллинга, отрицая за ним какое-либо значение. Шеллинга
одновременно обвиняли в атеизме и мистике, материализме
и обскурантизме. У математика К. Ф. Гаусса, по его словам,
при чтении Шеллинга «волосы вставали дыбом». Биолог
М. Я. Шлейден называл Шеллинга «философским Калиостро». Как согласовать эти негативные характеристики
с современным интересом к мыслителю?
А интерес растет. Об этом свидетельствуют не только
многочисленные появившиеся в последние годы работы
о Шеллинге, но и публикация его наследия. Баварская
академия наук приступила к изданию Полного собрания
3сочинений Шеллинга в 80 томах (три из них уже увидели
свет). В Турине профессор Л. Парезон выпустил пять
томов неизвестных текстов Шеллинга и свидетельств о нем
современников. Настоящий двухтомник (в сочетании с выпущенной ранее в серии «Философское наследие» работой
Шеллинга «Философия искусства») призван ознакомить
советского читателя с наиболее ценным из философского
наследия мыслителя.
Правильно истолковать Шеллинга помогают нам оценки, принадлежащие основоположникам марксизма.
К. Маркс писал Л. Фейербаху 20 октября 1843 г.: «Искренняя юношеская мысль Шеллинга… которая у него осталась
фантастической юношеской мечтой, для Вас стала истиной,
действительностью, серьезным мужественным делом» 1.
Здесь же Маркс отмечал попытку Шеллинга превзойти все
прежние философские направления: «Как ловко г-н Шеллинг поймал на удочку французов — сперва слабого эклектика Кузена, позднее даже даровитого Леру. Ведь Пьеру
Леру и ему подобным Шеллинг все еще представляется тем
человеком, который на место трансцендентного идеализма
поставил разумный реализм, на место абстрактной мысли — мысль, облеченную в плоть и кровь, на место цеховой
философии — мировую философию! Французским романтикам и мистикам Шеллинг говорит: я — соединение философии и теологии; французским материалистам: я —
соединение плоти и идеи; французским скептикам: я —
разрушитель догматики…» На это письмо К. Маркса
ссылается В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», говоря о невозможности стать вне борьбы основных
философских направлений 3.
Ф. Энгельс слушал лекции Шеллинга в 1841 г. Находясь в то время на гегелевских позициях, он отмечал
непоследовательность идеализма Шеллинга, в частности
двусмысленность понятия «слепого», «предвечного» бытия: «…принципом позитивной философии является предшествующее всякому мышлению бытие… Это «слепо сущее» есть hyle, вечная материя прежней философии. Что
эта материя развивается, становясь богом, это, во всяком
случае,— нечто новое» 4. И далее: «Предвечное бытие ведь
никак еще не может видеть, желать, отпускать, переводить
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 424.
4обратно. Оно ведь не более, чем голая абстракция материи,
которая как раз очень далека от всего личного, от всякого
самосознания. Никакие рассуждения не могут внести самосознание в эту неподвижную категорию, если только она не
будет понята как материя и как развивающаяся через
природу к духу… Эта предвечность может вести только
к материализму и, самое большее, к пантеизму, но никак не
к монотеизму» 5. Энгельс показывал движение Шеллинга
по нисходящей: «…богом упоенный пророк, он возвещал
наступление нового времени. Вдохновленный снизошедшим на него духом, он сам часто не понимал значения
своих слов. Он широко раскрыл двери философствования,
и в кельях абстрактной мысли повеяло свежим дыханием
природы; теплый весенний луч упал на семя категорий
и пробудил в них все дремлющие силы. Но огонь угас,
мужество исчезло, находившееся в процессе брожения
виноградное сусло, не успев стать чистым вином, превратилось в кислый уксус» 6.
Однако, когда позитивист Е. Дюринг выступил против
немецкой философской классики, он получил резкую отповедь от Энгельса. Дюринг, писал Ф. Энгельс, «осмеливается
называть шарлатанами таких людей, как Фихте, Шеллинг
и Гегель, из которых даже наименее значительный — все
же гигант по сравнению с ним» 7.
Марксистская историко-философская мысль преодолела односторонне-негативный подход к наследию Шеллинга,
который проявился в некоторых работах, и ярче всего,
пожалуй, в книге Д. Лукача «Разрушение разума» (1954).
Последняя имеет вызывающий удивление подзаголовок —
«Пути иррационализма от Шеллинга до Гитлера». Даже
если иметь в виду немолодого Шеллинга, недопустимо
ставить его в один ряд с главарем немецкого фашизма.
В ГДР массовым, карманным изданием уже в четвертый
раз выпущена «История новейшей философии» Шеллинга,
созданная им в 1827 г. 8 Последняя работа о Шеллинге,
написанная преимущественно марксистами ГДР и ФРГ,
остро ставит вопрос об актуальности учения Шеллинга,
о материалистических тенденциях, в нем содержащихся,
критикует иррационалистические крайности и политическую реакционность поздних работ философа, отмечая
5вместе с тем и возможность их антисциентистскои и антитехнократической интерпретации 9.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг родился 27 января
1775 г. в городке Леонберг близ Штутгарта в семье дьякона.
Окончив семинарию, пятнадцатилетний юноша поступает
на богословское отделение университета в Тюбингене. Живет он в интернате и дружит с проживающими там же
старшеклассниками Гегелем и Гёльдерлином. Молодые
люди увлечены французской революцией. По преданию,
Гегель и Шеллинг посадили на лугу близ Тюбингена «дерево свободы», молва приписывала Шеллингу перевод на
немецкий язык «Марсельезы». Ни то ни другое документально не подтверждается, но в архиве недавно был найден
документ, указывающий на принадлежность Шеллинга
к революционному студенческому клубу.
Интерес к политике сочетается с живым интересом
к философии, студент Шеллинг самостоятельно штудирует
Канта. В эти же годы возникает еще один интерес, который
он пронесет через всю жизнь,— к мифологии. Диссертация, сделавшая его в семнадцать лет магистром философии
и самостоятельно им написанная, называлась «Опыт критического и философского истолкования древнейшей философемы о происхождении человеческого зла по третьей
книге Бытия» (Гегель и Гёльдерлин аналогичную защиту
провели по тексту, представленному профессором).
В 1793 г. он публикует первую свою статью — «О мифах,
исторических сказаниях и философемах древности».
В том же году Шеллинг познакомился с Фихте, проезжавшим через Тюбинген. Через год — новая встреча с
Фихте, направлявшимся в Йену, чтобы читать курс своего
наукоучения 10 — философской системы, призванной, по
мысли автора, довести до конца дело, начатое Кантом. Шеллинг быстро схватывает суть фихтевского учения и в его духе пишет работу «О возможной форме философии», которая
тут же выходит в свет в виде тоненькой книжки. За ней
следует «Я как принцип философии, или Безусловное
в человеческом знании» (1795). Судя по названию, это
фихтеанская работа, однако внимательное прочтение обнаружит в ней некоторые своеобразные, характерные для
Шеллинга оттенки, которые еще более заметны в другой
9
Natur und Geschichtlicher ProzeВ. Frankfurt/M., 1984. S. 39.
10
На наш взгляд, возможен другой перевод термина Wissenschaftslehre — «учение о науке» (см.: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986).
впоявившейся в том же году работе — «Философские письма о догматизме и критицизме». Это — тяготение к объективному началу. Последователь Канта и Фихте, Шеллинг
пытается совместить их принципы с учением Спинозы,
совершенно им противоположным.
После окончания университета в 1795 г. Шеллинг
отказывается от духовной карьеры и служит домашним
учителем. Вместе с подопечными ему двумя отпрысками
богатой фамилии он переезжает в Лейпциг, где его воспитанники поступают в университет. В Лейпциге Шеллинг
занимается естествознанием. Две работы — «Идеи к философии природы» (1797) и «О мировой душе» (1798) —
приносят ему известность в научных кругах. По ходатайству Гёте Йенский университет приглашает Шеллинга на
должность экстраординарного (внештатного) профессора.
В 1799 г. Шеллинг публикует еще две натурфилософские
работы — «Первый набросок системы натурфилософии»
и «Введение к наброску системы натурфилософии». За
ними следуют «Система трансцендентального идеализма»
(1800), «Изложение моей философской системы» (1801),
диалог «Бруно» (1802). Вместе с Гегелем Шеллинг издавал «Критический философский журнал». Статьи публиковались там без подписи, и поэтому до сих пор нет полной
ясности в том, какова доля каждого из них в опубликованных материалах 11.
В Йене Шеллинг сближается с кружком романтиков
(Фридрих и Август Вильгельм Шлегели, Людвиг Тик,
Новалис), пробудивших у него интерес к искусству и повлиявших на его художественные вкусы. Но философ
держится особняком; на религиозные увлечения Новалиса
он отвечает богохульной поэмой «Эпикурейский символ
веры Гейнца Видерпоста» (1799). Разрыв с романтиками
происходит и на личной почве: жена А. В. Шлегеля Каролина оставила мужа, чтобы сочетаться браком с Шеллингом.
Супруги в 1803 г. переезжают в Вюрцбург, где Шеллингу было предоставлено место ординарного профессора. Еще
в начале года вышел его новый труд «О методе университетского образования». Шеллинг работает над курсами
«Философия искусства» и «Система всей философии» (оба
вышли посмертно). Он пробует силы и в области художе-
11 Schelling F. W. J., Hegel G. W. F. Kritisches Journal der Philo¬
sophie. Leipzig, 1981.
7ственной прозы: в январе 1805 г. появляется роман «Ночные бдения» (под псевдонимом Бонавентура) 12.
В 1806 г. Шеллинг обосновывается на долгие годы
в Мюнхене. Его назначают штатным членом Баварской
академии наук. Речь «Об отношении изобразительных
искусств к природе» (1807), произнесенная в Академии по
случаю именин короля, приносит ему монаршье благоволение и вскоре — пост генерального секретаря Академии
художеств. Отныне он не знает материальных забот. Но
судьба наносит ему тяжелый удар: в сентябре 1809 г. умирает Каролина, любимая жена, друг, помощник в работе.
Через три года он женится на юной Паулине Готтер, он
будет счастлив и в новом браке, но что-то оборвется в его
жизни с уходом из нее Каролины: Шеллинг не опубликует
больше ни одного значительного произведения. Последнее — «Философские исследования о сущности человеческой свободы» — увидело свет весной 1809 г.
Потеря жены настраивает Шеллинга на религиозный
лад. В 1804 г. в работе «Философия и религия» он отрицал
личное бессмертие. Теперь ему хочется верить, и он убеждает себя, что Каролина исчезла не совсем, что живет не
только память о ней, но и частица ее самой. Бессмертию
души посвящен диалог «Клара». Он был написан в 1810 г. и
опубликован посмертно, как и одновременно с ним созданные «Штутгартские беседы», которые содержат популярное изложение всей его системы.
Происходившее в это время изменение политического
климата не могло не сказаться на творческой эволюции
Шеллинга. В посленаполеоновской Европе на долгие годы
воцаряется политическая реакция. Священный союз Австрии, Пруссии и России, к которому примкнули и другие
государства, бдительно следил за устойчивостью монархических режимов. В германских государствах усиливается
цензура, подавляется свободомыслие, пресекаются студенческие выступления. Шеллинг не разделяет радикальных
настроений, он на стороне правительства.
Вопреки религиозному умонастроению Шеллинга молва приписывает ему атеистические убеждения. Вюртембергский король по этой причине не утвердил решение Тюбингенского университета пригласить Шеллинга на до-
12 Свои аргументы в пользу того, что роман написан именно Шеллингом, автор этих строк изложил в работах, опубликованных в журналах
«Вопросы литературы». 1982. № 9; Deutsche Zeitschrift fur Philosophie.
1984. N 11.
8лжность профессора. Ф. Г. Якоби в печати обвиняет его
в безбожии. Ответ Шеллинга Якоби содержится в памфлете
«Памятка о «Божественном сущем» господина Ф. Г. Якоби» (1812).
В 20-е годы Шеллинг работает над произведением
«Мировые эпохи», бесконечно переделывает его, трижды
посылает в набор, но не выпускает