о ц е с с » . — 221.
!9
Выводы, которые можно сделать из этой конструкции динамических явлений, уже частично предвосхищены в предыдущем изложении.
Дополнительному объяснению послужит следующее.
Химический процесс, например, в своем наиболее полном завершении есть процесс сгорания. Как я уже указывал в другой связи, свечение
сгораемого тела — не что иное, как его состояние при максимуме положительного электричества. Ибо горючесть всегда связана с положительным
электричеством. Разве не должно это сосуществование света с химическим
процессом в его наибольшей завершенности открыть нам основание всякого явления света в природе?
Что же происходит в химическом процессе? Два целостных продукта
притягивают друг друга. Следовательно, неразличенность единичного
продукта абсолютно снимается. Это абсолютное снятие неразличенности
приводит все тело в состояние свечения, так же как частичное ее снятие
в электрическом процессе приводит его в состояние частичного свечения.
Следовательно, и свет, который, как нам представляется, идет к нам с
Солнца, окажется не чем иным, как феноменом снятой в каждый данный
момент неразличенности. Ибо поскольку тяжесть никогда не перестает
действовать, то и ее условие — противоположность — следует рассматривать как вновь возникающую в каждый момент. Таким образом, можно
считать, что в свете мы обладаем постоянно зримым явлением силы
тяжести, и тем самым получило бы свое объяснение, почему именно тела
мировой системы, эти основные вместилища тяжести, суть и основные
источники света, получило бы свое объяснение, в какой связи находится
действие света с действием тяжести.
Многообразное влияние света на отклонения магнитной стрелки, на
атмосферное электричество, на органическую природу было бы объяснено
тогда тем, что свет есть феномен постоянно снимаемой неразличенности — следовательно, феномен постоянно вновь вступающего в действие динамического процесса.
Следовательно, одна противоположность господствует во всех динамических феноменах — магнетизма, электричества и света; так, например, противоположность, которая служит условием электрических явлений, должна входить уже в первую конструкцию материи, ибо ведь все
тела обладают электричеством». — 221.
30
«Или, скорее, наоборот, более сгораемое всегда обладает зарядом
положительного электричества; из чего следует, что сгоревшее тело
достигло максимума положительного электричества». — 221.
31
«Так оно и есть. Ибо что же такое абсолютно негорючее? Без
сомнения, лишь то, в соединении с чем сгорает все о с т а л ь н о е , — кислород.
Однако именно это абсолютно несгораемое, кислород, есть и начало
отрицательного электричества, и тем самым подтверждается сказанное
мною уже в «Идеях к философии природы», а именно что кислород
является началом отрицательного рода и, следовательно, как бы представителем силы притяжения, тогда как флогистон, или, что то же самое,
599положительное электричество, представляет положительную силу или
силу отталкивания. Речь уже давно идет о том, что магнитные, электрические, химические и, наконец, даже органические явления вплетены в
единую великую связь. Эта связь должна быть установлена. Связь
электричества с процессом сгорания безусловно можно показать еще на
ряде экспериментов. Один из последних известных мне я здесь приведу.
Сообщение о нем дано в Шереровском химическом журнале. Если
наполнить лейденскую банку железными опилками и многократно
заряжать и разряжать ее, а затем через некоторое время вынуть железо и
поместить его на какой-нибудь изолятор, например на бумагу, то оно
начнет нагреваться, раскалится докрасна и превратится в окись железа.
Этот опыт заслуживает повторения и тщательного исследования, он легко
может привести к новым открытиям.
Великая связь, установить которую должна научная физика, охватывает всю природу. Следовательно, будучи установлена, она должна озарить новым светом историю всей природы. Так, например, несомненно,
что геология должна исходить из земного магнетизма. Однако магнетизмом должно быть в свою очередь определено и земное электричество.
Связь севера и юга с магнетизмом проявляется ведь даже в нерегулярных
движениях магнитной стрелки. А с общим электричеством, которое,
так же как тяжесть и магнетизм, имеет свою точку неразличенности,
связан и общий процесс сгорания, связаны и вулканические явления.
Значит, несомненно, что от общего магнетизма до вулканических
явлений тянется единая цепь. Однако все это лишь отдельные попытки
объяснения.
Для того чтобы придать этой связи полную очевидность, нам
недостает центрального феномена, или центрального эксперимента, который предвещал уже Бэкон; я имею в виду эксперимент, в котором
все функции материи — магнетизм, электричество и т. д. — так соединились бы в одном феномене, чтобы различима была каждая отдельная
функция, чтобы не одна непосредственно исчезала в другой, но чтобы
каждую можно было выявить обособленной. Этот эксперимент, когда он
будет проведен, должен оказаться для всей природы тем, чем гальванизм
является для природы органической (ср. речь о новом открытии Фарадея
( 1 8 3 2 ) ) » . — 222.
32
«Доказательство»: все динамические явления суть явления перехода из различенности в неразличенность. Но именно в этом переходе
изначально конструируется м а т е р и я » . — 222.
33 «Каждый индивидуум — выражение всей природы. Как существование отдельного индивидуума, так и вся органическая природа в
целом основаны на этой последовательности ступеней. Все богатство и
многообразие своих продуктов органическая природа обретает только
благодаря тому, что она постоянно изменяет соотношение упомянутых
выше трех функций. Так же и неорганическая природа производит все
богатство своих продуктов посредством того, что она бесконечно изменяет
соотношение тех трех функций, ибо магнетизм, электричество и химизм
суть функции материи вообще и лишь постольку категории для конструкции всей материи. То, что эти три функции материи — не явления
отдельных материй, а функции материи вообще, составляет подлинный
глубочайший смысл динамической физики, которая именно благодаря
этому бесконечно выше всех остальных направлений в ф и з и к е » . — 222.
4
«Дело в том, что органический продукт может мыслиться только
как существующий под натиском внешней п р и р о д ы » . — 223.
3
«В химическом процессе также выступают не лишенные субстрата, или простые, факторы, а продукты в качестве ф а к т о р о в » . — 223.
36
Риттер И. В. (1776-1810) — немецкий ф и з и к . — 224.
600«Пропасть, где действуют различные силы, разверзающаяся здесь
перед нами, возникает уже при постановке такого вопроса: какое
основание в первой конструкции нашей Земли могло привести к тому,
что создание новых индивидуумов оказалось возможным лишь при
наличии противоположных потенций? (Ср. сказанное по этому вопросу
Кантом в его «Антропологии»)». — 224.
18 «Оба фактора не могут быть едины, они должны быть разъединены
в различных продуктах, чтобы тем самым различие было постоянн ы м » . — 224.
9
«В продукте достигается неразличенность первой и даже второй
потенции; например, посредством возбуждения достигается даже подступ
к массе (т. е. неразличенность первого порядка) и даже химические
продукты (т. е. неразличенность второго порядка), но неразличенность
третьей потенции достигнута быть не может, поскольку она сама есть
.внутренне противоречивое п о н я т и е » . — 225.
0
«Продукт продуктивен лишь потому, что он — продукт третьей
потенции. Однако само понятие продуктивного продукта внутренне
противоречиво. То, что есть продуктивность, не есть продукт, а то, что
есть продукт, не есть продуктивность. Поэтому понятие продукта третьей
потенции внутренне противоречиво. Из этого ясно, насколько искусственно состояние жизни, как бы насильственно вырванное у природы и
существующее вопреки ее ж е л а н и ю » . — 225.
41
«Что, следовательно, одна и та же природа создает одними и теми
же силами органические и всеобщие явления, с той только разницей,
что в органической природе эти силы находятся на более высокой
с т у п е н и » . — 226.
Система трансцендентального идеализма
System des transzendentalen Idealismus
Работа написана на основе курса трансцендентального идеализма,
который читался Шеллингом одновременно с натурфилософией в Йене
начиная с зимнего семестра 1798 г. Из печати книга вышла в апреле
1800 г., вызвав оживленные отклики (наиболее существенные из них
представлены в вышедшем в ГДР карманном издании труда Шеллинга:
F. W. J. Schelling. System des transzendentalen Idealismus. Leipzig, 1979).
Фихте внимательно прочитал «Систему трансцендентального идеализма»
и пришел к выводу: «У Шеллинга, очевидно, иное понятие о трансцендентальном идеализме, чем у меня» (Ibid. S. 296). Переписка между
Фихте и Шеллингом по этому поводу привела к окончательному разрыву
между ними.
На русском языке «Система трансцендентального идеализма» впервые вышла в 1936 г. в двух идентичных вариантах — один со вступительной статьей П. Кучерова, другой — Н. Широкова (перевод В. Колубовского).
1
Имеется в виду Ф и х т е . — 228.
2
«Журнал умозрительной физики» («Zeitschrift fur spekulative
Physik») выходил под редакцией Шеллинга в 1800—1801 тт. —234.
3
Вилой природу гони, она все равно возвратится (лат.). Гораций.
Послание I 1 0 , 2 4 . — 236.
4 Органон (греч. organon) — о р у д и е . — 241.
5
по преимуществу ( г р е ч . ) . — 256.
6
принцип, в силу которого нечто должно существовать и быть
познанным ( л а т . ) . — 257.
7
Шеллинг имеет в виду «Zweite Einleitung in die Wissenschaftsleh-
601re» (Второе введение в наукоучение), опубликованное в «Философском
журнале» Ф. И. Нитхаммера в 1797 г. (рус. пер. см.: Фихте И. Г. Избр.
соч. М., 1916. Т. 1. С. 4 4 2 — 5 0 6 ) . — 258.
8 Работа Шеллинга «Общий обзор новейшей философской литературы» (Allgemeine Ubersicht der neuesten philosophischen Literatur, 1796)
затем получила название «Очерки, поясняющие идеализм наукоучения»
(Abhandlungen zur Erlauterung des Idealismus der Wissenschaftslehre)
(SW B d 2 ) . —260.
9 Способность воспроизводить себя до бесконечности ( л а т . ) . —292.
10
потенциально ( л а т . ) . — 312.
11 Гемстергейс Ф. (1720—1790) — голландский философ. Высоко
ценился романтиками, в частности оказал большое влияние на Новалис а . — 331.
12
предшествует протяженности ( л а т . ) . —345.
13 О Кильмайере см. прим. 43 к с. 1 7 8 . — 367.
14
Немецкое слово Urteil — «суждение» — буквально означает
«перводеление» (erteilen — разделять, н а д е л я т ь ) . — 380.
15 Силлепсис — отношение атрибута или предиката к нескольким
с у б ъ е к т а м . — 397.
16
Шеллинг отсылает читателя к 1-й главе труда Канта «Религия в
пределах только разума», которая первоначально вышла как самостоятельная с т а т ь я . — 444.
1 7 Матф. 5, 4 5 . —448.
18 См. прим. 5 к с. 2 5 6 . — 455.
19
Иксион — царь фессалийских лапифов, осужденный за оскорбление Геры вечно вращаться на огненном к о л е с е . — 455.
20
Разъятые члены поэта (лат.). Гораций. Сатиры I 4, 6 2 . — 464.
21 «Абсолютный постулат всякого действования есть изначальное ». — 466.
22 «свободное». — 467.
23
В авторском экземпляре скобки в ы ч е р к н у т ы . — 467.
24
«Выявлено вне свободного действования, вне точки, в которой
бессознательное представляется мне в качестве объективного». —467.
25
«И природа, поскольку она такова, служит нам первым ответом
на вопрос: как или посредством чего может вновь стать для нас
объективной та абсолютная гармония необходимости и свободы, которая
была постулирована для возможности д е й с т в о в а н и я » . — 468.
26
«Посредством единой абсолютной гармонии, которая