Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

есть положительное, именно поэтому

есть и отрицательное. Ни то ни другое не есть абсолютно

и само по себе. Свое обособленное существование они обретают лишь в момент борьбы; там, где борьба прекращается,

они теряются друг в друге. Положительное также не может

быть воспринято без противоположности и когда превозносят непосредственное созерцание положительного, тем самым этому уже предпосылают отрицательное.

Так, когда Ньютон установил отрицательное начало

всеобщего движения в мире, силу притяжения, он не отрицал, а утверждал, что это начало им выведено. Он не

пытался непосредственно представить его в созерцании,

а постулировал его, так как без него было бы невозможно

и непосредственно созерцаемое положительное. Он даже

признал, что, будь это начало созерцаемым, оно оказалось

бы лишь видимостью и было бы не истинной силой притяжения, а лишь иллюзорной игрой толкающей, придающей тяжесть материи, т. е. он показал, что желание

увидеть в силе притяжения нечто положительное является тщетным стремлением, ведущим к нелепым понятиям.

Поэтому сразу же торжественно откажемся от физического объяснения этой всеобщей борьбы отрицательных

начал с положительными, из которой гармонически развивается система природы. И чтобы наша философия и в обосновании своих утверждений не отставала от экспериментирующей физики, докажем ей посредством полной, охватывающей все феномены индукции, что ее одностороннее

объяснение без внутренней противоположности (источника всего живого) в действительности ни к чему не ведет

и исключает возможность конструкции первых явлений

природы.

106Предполагается доказанным:

1) что свет есть первая и положительная причина

всеобщей полярности;

2) что ни одно начало не может возбудить полярность,

если в нем самом нет изначальной двойственности;

3) наконец, что реальное противоположение возможно

только между вещами одного рода и общего происхождения.

5

И в заключение мы выведем из названных выше начал

законы, по которым может быть определена различная сила

теплопроводности тел.

Проводниками тепла я считаю те тела, собственное

тепловое начало которых, при возбуждении его тепловой

материей, отгоняет и отталкивает ее. Непроводниками

тепла — те, в которых движение тепловой материи совершается только посредством ее собственной эластичности

(другими словами, нейтральные по отношению к теплу).

Мне хотелось бы, чтобы читатели уяснили себе, какое

значение я придаю этим словам. Ведь даже при небольшой

начитанности должно быть ясно, что различные писатели

пользуются ими в совершенно разном смысле. Если, например, силу проводимости тел оценивают в зависимости от

быстроты, с которой они охлаждают нагретое тело, то,

например, вода окажется значительно лучшим проводником тепла, чем ртуть. Но я связываю с этим словом совсем

иной смысл. Воду я не считаю проводником тепла, ибо она

ведет себя по отношению к теплу совершенно нейтрально,

не отталкивает его, как ртуть, и, следовательно, обладает

большей емкостью. По мнению упомянутых писателей,

теплопроводность тел равна их емкости; по моему мнению,

теплопроводность противоположна их емкости.

Таким образом, все прозрачные тела, т. е. такие, сквозь

которые проходит свет, не являются проводниками тепла

либо потому, что они не содержат флогистически возбудимого начала, либо во всяком случае потому, что это начало

в них нейтрализовано. Емкость воды относится к емкости

ртути как 28:1. Что воспламеняющееся начало воды нейтрализовано кислородом, следует из того, что она не

изменяет природу света. Следовательно, на непроводники

теплота будет оказывать лишь количественное действие,

она будет лишь расширять их или менять их состояние, не

придавая им какого-либо качества и не лишая их его. По

107аналогии можно умозаключить, что тепло, превращающее

лед в воду, соединяется с ней не в качестве абсолютной,

а только в качестве удельной теплоты. Однако тепло, превращающее лед в жидкость, все-таки как будто изменяет

соотношение его составных частей. Вода преломляет свет

сильнее, чем лед. В какой связи сила преломления находится с воспламеняемостью, известно. Тепло, соединяющееся с тающим льдом, не может воздействовать на термометр: оно как бы исчезло (отсюда латентное тепло доктора

Блэка 9 ) . Причина заключается в том, что само таяние льда

является выражением подспудно действующей силы отталкивания по отношению к теплу и что лед до тех пор принимает тепло, пока посредством самого этого тепла не возбуждается его сила отталкивания. Поэтому невозможно,

чтобы этим теплом он воздействовал на другие тела, например на термометр. Он может быть постепенно согрет,

т. е. приведен к такому состоянию, при котором он оказывает действие на термометр, лишь посредством сообщенного

тепла. Если поток тепла настолько усиливается, что вновь

преодолевает силу отталкивания, присущую воде, то он

проникает в воду, расширяет ее, превращая в пар, и таким

образом вновь изменяет состояние воды, не придавая ей

нового качества и не лишая ее какого-либо качества.

Следовательно, тепло не может быть соединено посредством химического процесса ни с водой, ни с водяным

паром; ибо состояния твердости, жидкости или пара являются лишь относительными состояниями воды (а не изменениями ее качества), состояниями, которые к тому же

можно рассматривать как вынужденные. Ведь если бы вода

не обладала температурой, при которой другие тела меньшей емкости сообщают ей значительное тепло, то вода была

бы льдом, а если бы на нее не оказывала давления атмосфера, она была бы паром. То, что тепло, сообщенное льду, не

оказывает теплового воздействия на другие тела, происходит не потому, что лед химически его связывает, а потому,

что лед в этом состоянии не способен уравновесить силу

отталкивания, с которой противодействуют теплу другие

тела, или даже преодолеть ее.

Из этого мы видим, что слово «емкость» может иметь

двоякое значение — емкость объема и емкость основных

веществ, или, короче: количественная и качественная емкость. Правда, в понимании атомистической философии

всякая емкость только количественна. Приходится сожалеть о том, что при неточности понятий, столь длительное

время господствовавшей в понимании этих явлений, никто

108из великих физиков, которым мы обязаны важнейшими

открытиями в области природы теплоты, не увидел и не

определил с достаточной точностью, в чем состоит подлинное различие между удельной и количественной емкостью, вследствие чего в их указаниях возникла большая

путаница. Между тем это различие проступает очень явственно. На каждое тело, независимо от его химического

отношения к материи тепла, тепло действует количественно, т. е. посредством увеличения его объема, изменения его

состояния. Это — как бы всеобщее по своему характеру

действие тепла; в телах же, находящихся в особом отношении к теплу, это изменение объема — лишь внешнее явление некоего изменения, которое тепло посредством особого

воздействия создает внутри тела.

Это явствует из того, что названное изменение объема

тел под действием тепла происходит не всегда в прямом

отношении к их плотности, как можно было бы ожидать,

а в известном отношении к их удельной емкости. Здесь

нужно принимать во внимание два обстоятельства. Если

считать, что тепло, которое применяют в опытах расширения тел, по своей степени одинаково, то необходимо принимать во внимание не только объем, до которого тело расширяется, но и время, в течение которого это происходит.

Если исходить

1) из объема, то действительно кажется, что под

действием одного и того же тепла тела расширяются обрат

но пропорционально их плотности. Так, под действием

одного и того же тепла горючий воздух расширяется больше, чем обычный, обычный воздух — больше, чем винный

спирт, винный спирт — больше, чем вода, вода — больше,

чем ртуть. Это вполне соответствует тому, что следовало

ожидать.

Если же принимать во внимание

2) время, в течение которого совершается это расширение, причем таким образом, что одинаковой помимо тепла

принимается и степень расширения, то возникает совсем

иное отношение. Ртуть, будучи значительно плотнее воды,

может быть расширена до определенной степени в течение

меньшего времени, чем вода, вода — в течение большего

времени, чем винный спирт, менее плотный, чем вода.

Лавуазье, проделав ряд сложных опытов, выявляющих

расширяемость жидких тел посредством повышения температуры, был настолько поражен этим особым отношением

объема, достигаемого жидкостями, ко времени, в течение

которого они расширяются, что не решился вывести из

109своих опытов какое-либо теоретическое положение. Согласно выведенным здесь нами принципам действия тепла,

это отношение не кажется нам неожиданным.

Что под действием одинакового тепла тела, обладающие

изначально более высокой эластичностью (меньшей плотностью), расширяются больше, т. е. становятся эластичнее,

чем тела, изначально менее эластичные, нас удивить не

может. Следовательно, если теплота находится в различном

удельном или качественном отношении к различным телам,

то эта разница при равном тепле и равном объеме расширения может действительно проистекать только из разницы

во времени, в течение которого одинаковое количество

тепла вызывает одинаковые действия.

Особое удельное отношение тепла к различным телам

полностью зависит от степени возбудимости изначального

теплового начала этих тел. Совершенно очевидно, что тела,

в которых тепловое начало более возбудимо, будучи расширены под действием одинакового количества тепла до

одинакового объема с другими телами, в которых тепловое

начало менее возбудимо, достигают этого объема в более

короткое время. Так, ртуть, более плотная, но вместе с тем

изначально более флогистичная, чем вода, под действием

одинакового тепла достигнет объема, равного объему воды,

в более короткое время. Также и винный спирт менее плотен, но изначально более возбудим теплом, чем вода;

неудивительно, что время, в течение которого он под действием одинакового тепла достигает объема, равного объему воды, не зависит от его плотности.

6

Полагаю, что после столь многообразных доказательств

не может быть сомнения в том, что не каждому флогистич¬

ному телу присуще начало, которое, будучи в различной

степени возбудимо посредством тепла извне, и есть, собственно говоря, то, что отталкивает тепло в различной

степени. Вообще надо сказать, что предположение, будто

тепло, испытывая какое-либо изменение, остается совершенно пассивным, противоречит всем разумным принципам. Мне непонятно, как тело может с помощью свойственной ему силы отталкивать тепло, если сама эта сила не

возбуждается теплом. И поскольку во всей природе эта

эластичная материя, которую мы называем теплородом,

может быть сохранена в равновесии и ограничена только

посредством самой себя, то я не понимаю также, как тело

110может с такой силой оказывать обратное действие на тепловую материю, если в нем самом не заключено начало,

которое родственно тепловой материи и одно способно

остановить ее в ее движении или придать ей движение

в противоположном направлении.

Если тепло возбуждает в самом теле такое начало,

т. е. если оно воздействует на него химически, динамически, то в теле возникает стремление к разложению. Если

материя состоит из однородного, лишь но удельной теплоте

различного флогистичного вещества, то разложение может

быть достигнуто посредством одного тепла, так как различные составные части материи обладают различной возбудимостью под действием тепла и, следовательно, различной

степенью испаряемости. Так, масла в качестве продуктов

водорода и углерода, растения и вообще все соединения

флогистичных веществ могут быть разложены под действием одного только тепла.

Совсем по-иному обстоит дело с телами, состоящими из

разнородных веществ. Если тело находится в состоянии

окисления, то тепловая материя может вызвать изменение

количественной, но не качественной емкости. Так, вода под

действием тепла будет бесконечно расширяться, но не

разлагаться, если к этому процессу не присоединится

избирательное притяжение третьей материи. (Положение,

весьма убедительно опровергающее многие метеорологические представления.) В воде тепловую материю принимает

только водород, кислород ею не аффицируется. Тепловая

материя овладевает водородом и приводит его в состояние

разложимости. Однако водород последует импульсу, сообщенному ему тепловой материей, лишь в том случае, если

присоединится третья материя, которая изымает кислород

из соединения с водородом. Вода редуцируется (раскисляется), возникает воспламеняемый воздух (gaz hydroge¬

nе 1 0); он будет обладать значительно меньшей качественной, но большей количественной емкостью, чем вода,

другими словами, вследствие того что вода теряет кислород, ее сила отталкивания тепловой материи увеличивается, несмотря на то что теперь она может принять значительно больший объем тепловой материи. Обратное происходит,

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн