Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

сверх гипертрофированными физическими объяснениями.

Если бы Галлер обратился к конструкции понятия

раздражимости, он, без сомнения, пришел бы к выводу, что

это понятие немыслимо без дуализма противоположных

начал и, следовательно, без дуализма жизненных органов;

тогда он, конечно, не счел бы, что нервы не участвуют

в явлении раздражимости, и тем самым избавил бы нас от

полемики между его (часто фанатическими) сторонниками

и защитниками единой жизненной силы, действующей

только в нервах.

Этот спор может быть примирен лишь одним способом — объединением двух начал, не истинных в своем обособлении; это объединение предпринял сначала Пфафф 23,

основываясь на опытных данных в своей работе о животном

электричестве и раздражимости (с. 258); тем самым он, как

я полагаю, заранее очертил границы, внутри которых

должно оставаться всякое объяснение движений животного

организма. Так как именно эта необходимость объединения

двух начал для возможной конструкции понятия животной

жизни может быть выведена априорно, здесь перед нами

разительный пример того, как философия и опытное знание встречаются в одной точке, и число таких точек совпадения в будущем, несомненно, увеличится.

3

a) Те органы, на которые постоянно и непосредственно

воздействует положительная, первая причина жизни, должны называться активными органами; те же, на которые

эта причина действует опосредствованно (посредством первых) , — пассивными органами (нервы и мышцы).

b) Возможность процесса жизни предполагает:

аа) причину, все время заново возбуждающую и беспрерывно поддерживающую процесс посредством постоянного

влияния, причину, которая, следовательно, не может входить в самый процесс (в качестве его составной части) или

быть лишь порожденной процессом.

bb) К самому процессу относятся в качестве отрица-

129тельных условий все материальные начала, борьба которых

(разъединение или соединение) и составляет самый процесс жизни. Это положение сохраняет свою значимость

и будучи перевернуто: все начала, которые сами входят

в процесс жизни (например, кислород, азот и т. д.), можно

рассматривать не как причины, а только как отрицательные условия жизни.

с) Положительное начало жизни должно быть единым,

отрицательные начала должны быть многообразными.

Сколько возможных соединений этого многообразного в

единое целое, столько же и особенных организаций, каждая

из которых представляет собой особый мир. Общее для всех

отрицательных начал жизни — то, что они служат, правда,

условиями, но не причинами жизни; мыслимые в качестве

целого, они — начала раздражимости животного организма.

П р и м е ч а н и е . Шотландец Дж. Браун полагает,

правда, что животная жизнь возникает из двух факторов

(животной возбудимости и возбуждающих потенций, exciting powers) 24, что как будто соответствует нашему положительному и отрицательному началам жизни; однако при

ближайшем рассмотрении оказывается, что Браун понимает под возбуждающими потенциями начала, которые, по

нашему мнению, относятся к отрицательным условиям

жизни, которым, следовательно, нельзя приписывать достоинство положительных причин жизни. Уже во второй

главе своей системы он называет в качестве возбуждающих

потенций тепло, воздух, предметы питания, другие материи, которые поступают в желудок, кровь, отделенные от

крови жидкости и т. д. (Дж. Браун. «Система лечения».

Пер. Пфаффа, с. 3). Из этого очевидно, что шотландцу

будет придано слишком большое значение, если полагать,

что он возвысился до понимания высших начал жизни;

больше соответствует истине утверждение, что он остановился на более низкой ступени. В противном случае он не

мог бы сказать: «Что такое возбудимость, мы не знаем, не

знаем также, как она аффицируется возбуждающими потенциями. В этом вопросе, как и во многих других, мы

должны держаться только опыта и тщательно избегать

скользкой стези исследования непонятных в целом причин,

этого ядовитого змея философии» (с. 6).

Из этого места, как и из многих других мест книги

Брауна, явствует, что он имел в виду некий субстрат возбудимости, что в самом деле является весьма нефилософским

понятием, и создать с его помощью нечто философское

130было бы в самом деле сомнительным предприятием. Суть

дела в следующем: возбудимость есть синтетическое понятие, оно выражает многообразие отрицательных начал;

однако Браун не считает его таковым, в противном случае

он мог бы подвергнуть его анализу. Браун мыслит возбудимость как нечто просто пассивное в жизни животного

организма. Однако просто пассивное в природе — бессмыслица. Если же считать понятие синтетическим, то оно

выражает только общее (комплекс) всех отрицательных

условий жизни, в число которых попадают брауновские

возбуждающие потенции, вследствие чего для подлинно

положительного начала жизни еще остается свободное

пространство.

Это смешение возбуждающих потенций с положительной причиной жизни наиболее естественным образом объясняет примитивность брауновского представления о жизни и ничтожность всей его системы, что и заметил в своей работе г-н Баадер в его «Началах» (с. 58). Впрочем,

здесь речь идет о Брауне только как о физиологе, которым

его провозгласили его сторонники; его заслуги в качестве

нозолога

25 (чем он только и хотел быть) будут получать все

большее признание, так как непосредственный источник

всех болезней, несомненно, следует искать в отрицательных условиях жизни, откуда Браун и взял свое основание

для классификации болезней.

III. Об отрицательных условиях жизненного процесса

1

Отрицательное условие жизненного процесса есть

антагонизм отрицательных начал, который поддерживается беспрерывным воздействием положительного начала

(первопричиной жизни).

Для того чтобы этот антагонизм был в живом существе

постоянным, в нем непрерывно должно нарушаться равновесие начал. Основание этого также не может находиться

в самом живом индивидууме. Здесь вновь выступает изначальная противоположность между растением и животным.

Поскольку в растении поддерживается процесс раскисления, равновесие в растительном организме нарушается

причиной, которая способна повсюду выделять кислород.

Таковой является свет. Всем известно, что процесс вегетации состоит в разложении воды, поскольку дефлогистизирующее начало выделяется из растения, горючее же оста-

131ется в нем. В той мере, в какой посредством воздействия

света растения выделяют жизненный воздух, они притягивают на всей своей поверхности влагу; создается впечатление, что этот процесс развивается сам собой, так как

равновесие непрерывно нарушается и непрерывно восстанавливается. Поэтому воздействие света (как правило)

есть первое условие всякой вегетации.

Хочу заметить, что считать свет причиной растительной

жизни было бы тем не менее заблуждением; свет относится

только к числу возбуждающих потенций, только к отрицательным условиям процесса вегетации, причина которой

должна быть совсем иной, что становится совершенно ясно,

например, из того, что ни воздействием света, ни раздражимостью сосудов растений невозможно объяснить, почему

вода поднимается в растениях; сама эта раздражимость

может быть объяснена лишь при условии положительной,

постоянно на нее воздействующей, отличной от света причины, так как, если при неизменной структуре каналов,

даже при сохраняющейся эластичности сосудов, по которым проходит воздух и т. д., растение тем не менее внезапно (неизвестно почему) погибает, в нем прекращается

всякое движение, вследствие чего сами специалисты по

физиологии растений, которым мы обязаны точнейшим

знанием микроскопических сосудов растений, в конце концов возвращаются «к движущей и толкающей силе (что,

впрочем, оказывает естествознанию весьма незначительную услугу) и к жизненному началу, создающему посредством строго упорядоченного движения все, что происходит

в природе» (см. Хедвиг. «De librae vegetalibus ortu», с. 27 и

афоризмы Гумбольдта, относящиеся к химической физиологии растений 2 6).

2

В животном мире должно происходить прямо противоположное тому, что происходит в растении. Поскольку

животная жизнь есть дефлогистизирующий процесс, то

равновесие отрицательных начал в животном должно постоянно нарушаться тем, что оно принимает и вырабатывает флогистическую материю, и уже по одному тому животное должно быть способно к произвольному, как кажется, движению. Поэтому два отрицательных начала

жизни в теле животного — это флогистическая материя

и кислород (как бы тяжести на рычаге жизни), и их равновесие должно непрерывно нарушаться и восстанавливаться

вновь. Это возможно только вследствие того, что животное,

132вырабатывая флогистическую материю, разлагает в дыхании кислород и наоборот.

Множество опытных данных устраняет всякое сомнение в том, что между разложением воздуха и флогистическим процессом в теле животного существует прямое

взаимоотношение. Количество воздуха, разлагаемого животными, вообще соответствует не столько их массе, сколько происходящему в них жизненному процессу; так, в легких более подвижных животных, например птиц, разложение воздуха происходит в неизмеримо большей степени,

чем в легких более медлительных, хотя и превышающих

других по своей массе животных. Количество пищи, необходимой животному, также не находится в прямом

и точном соответствии с его массой; медлительный верблюд

может в переходах по пустыне в течение многих дней терпеть голод; быстрее дышащая лошадь значительно скорее

требует возмещения потребленного флогистического вещества. Каждое животное в период переваривания разлагает,

приводит в негодность, значительно большее количество

воздуха, чем в состоянии голода.

Если в теле преобладает дефлогистизирующее начало,

у животного возникает (по Гиртаннеру 27) то состояние

неудовлетворенности, которое называют голодом. Животное, как будто произвольно удовлетворяя голод, в действительности лишь подчиняется необходимому закону, в силу

которого отрицательные начала жизни должны постоянно

восстанавливаться. В процессе утоления голода флогистическое начало получает перевес; одного дыхания (быстро

переваривающих пищу животных) недостаточно для того,

чтобы восстановить равновесие, возникает жажда, которая

утоляется водой (как средством дефлогистизирующего начала), а быстрее всего — кисловатыми, всегда одновременно и охлаждающими напитками (вспомним, что кислород является всеобщим основанием увеличения теплоемкости). И таким образом антагонизм отрицательных начал

жизни сохраняется посредством постоянного чередования

в преобладании одного над другим.

3

Равновесие отрицательных начал жизни должно все

время нарушаться и восстанавливаться. Следовательно,

сначала должна быть разложена флогистическая материя,

поступающая в тело с пищей; те составные ее части, которые с большим трудом соединяются с кислородом, должны

133быть выведены, и остаться должны только те, которые

сохраняют более устойчивое равновесие с кислородом.

Посредством каких действий природа совершает это разложение, мы точно указать не можем, но уже теперь можно

обозначить все ступени разложения, которое вещество

природы проходит в теле.

Животные бывают травоядными или плотоядными.

Основные составные части растительной пищи — углерод,

водород, кислород; в пище плотоядных животных наряду

с ними содержится в преобладающем количестве азот.

Прежде всего природа занята тем, чтобы вывести эти различные вещества из их соединения; уже в органе переваривания пищи водород отделяется от других ее составных

частей. В этом разделении посредством неизвестного нам

механизма уже участвуют лимфатические сосуды, которые

сразу же поглощают то, что наиболее доступно ассимиляции. […]

Совершенно очевидно, что все действия природы, предшествующие ассимиляции, имеют своей целью отделение

азота (в качестве главной составной части животной материи) от остальных веществ пищи. Следовательно, механизм животной жизни состоит преимущественно в том,

чтобы при прохождении питательных соков через различные органы преобладание над другими веществами постепенно получил азот. До этого предела новейшая химия вела

нас уверенно (см. прекрасную работу Фуркруа о возникновении животных субстанций в «Химической философии»,

немецкий перевод, с. 149 2 8 ) .

Однако нам недостаточно знать, что дело обстоит именно так: мы хотим знать, почему это необходимым образом

может быть только так, а не иначе. Ответ на этот вопрос

дают установленные нами выше принципы.

4

Как только равновесие отрицательных начал в теле

нарушается, природа спешит его восстановить. Однако это

равновесие может быть лишь динамическим, т. е. подобным

равновесию температуры в системе тел (в соответствии

с приведенным выше объяснением). Предположим, что

в некой системе тел количество теплоты увеличивается

вследствие внешнего влияния; тогда природа могла бы

обрести равновесие, если бы она постоянно увеличивала

в той же пропорции теплоемкость тел. В теле животного

природа стремится постоянно сохранять равновесие между

134кислородом и флогистическим веществом. Поскольку в том

же отношении, в котором телами воспринимается флогистическое вещество, в дыхании разлагается кислород, весь

процесс анимализации в живом теле направлен, по-видимому, на то, чтобы увеличить его емкость по отношению

к кислороду до такой степени, при которой два противоположных начала оказываются в полном равновесии. Это

происходит в результате того, что в тело непрерывно поступает азот. В здоровом организме природа должна была бы,

как правило, достигать этого равновесия

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн