Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

по совершении

процесса ассимиляции. Но, так как одно из отрицательных

начал (кислород) все время поступает в тело, равновесие

может быть лишь мгновенным и должно сразу же, как

только оно достигается, вновь нарушаться; в этом непрерывном восстановлении и нарушении равновесия только

и состоит жизнь.

Что природа, непрерывно доставляя телу азот (в чем,

собственно, и состоит сущность питания), действительно

достигает своей цели — восстановить равновесие отрицательных начал жизни, явствует из следующих замечаний.

Азот, распространенный в а т м о с ф е р е , — не горючее

вещество, и до сих пор соединить его с кислородом можно

было лишь посредством электрической искры. На том,

происходит ли нечто подобное в теле, мы пока останавливаться не будем; заметим только, что именно это вещество,

будучи до известной степени окислено, получает наибольшую емкость по отношению к кислороду, в результате чего

оно посредством простого соприкосновения в большом

количестве и с большой скоростью освобождает кислород.

Таким образом, намерение природы при увеличении количества азота в теле состоит только в том, чтобы восстановить динамическое равновесие отрицательных жизненных

начал в теле, так как это вещество превосходит все остальные способностью удерживать кислород. Я не буду здесь

останавливаться на том, посредством какого механизма

и каким образом это происходит. Заблуждаюсь ли я или

этим природа действительно одновременно заложила и первооснову раздражимости, одного из основных свойств

животной материи?

П р и м е ч а н и е . Только представив себе, что пар,

который окружает земной шар, таким же непонятным

образом, как животный организм, соединяет в себе оба

элемента, столкновение которых как будто составляет

жизнь, мы увидим, какой смысл заключен в том, что (по

выражению Лихтенберга) все (во всяком случае наиболее

135прекрасное из того, что существует на Земле) составилось

из пара. В самом деле, если тайна жизни заключена в столкновении отрицательных начал, одно из которых как будто

борется против жизни (азот), а другое все время возбуждает ее вновь, то можно считать, что в атмосфере природа уже

создала набросок всеобщей жизни на земле, и человек, если

он не хочет считать себя созданным из комка земли, должен

хотя бы признать, что происхождение из эфира, которое он

хотел бы рассматривать как своего рода достояние, он

разделяет со всеми одушевленными творениями.

Поскольку положительное начало жизни и организма

абсолютно едино, организации могут отличаться друг от

друга только своими отрицательными началами.

Новейшая химия считает отрицательным началом вегетации углерод; но так как он (изначально по крайней мере)

сам, безусловно, был продуктом вегетации, то вряд ли

можно сомневаться в том, что горючая составная часть

воды по существу есть изначально отрицательное начало

вегетации, из чего по аналогии следует, что распространенная по всей земле вода содержит в себе первый набросок

вегетации, так же как повсюду разлитый воздух содержит

в себе первый набросок всей жизни.

Если природа в мертвых субстанциях (в воде или

атмосферном воздухе) достигла соединения противоположных начал, то в организованных существах она это соединение вновь устранила; однако вегетация и жизнь существуют только в самом процессе разъединения и соединения,

и совершенное разъединение, так же как и совершенное

соединение, есть начало смерти.

Распространенный во всей природе дуализм элементов

замыкается, таким образом, как в узком кругу, в организациях Земли, что может быть наглядно представлено следующей схемой:

Непосредственная цель природы в описанном здесь

процессе есть только сам процесс, только постоянное нарушение и восстановление равновесия отрицательных начал

136в теле: то, что как бы исподволь возникает в этом процессе,

для самого процесса случайно и не есть непосредственная

цель природы.

А

1. Прежде всего природа не может изъять материальные

начала жизни из действия всеобщих законов, которым она

сама изначально подчинила материю. Следовательно, одушевленной материи, как и всякой другой, присуще постоянное стремление к равновесию; там, где равновесие

достигнуто, царит покой. Так, в каждом теле, в котором

природа поддерживает органический процесс, должен образоваться осадок мертвой материи (рост, питание). Но

этот осадок — лишь явление, сопутствующее жизненному

процессу, а не самый процесс. Следовательно, происхождение животной материи в жизненном процессе совершенно

случайно, — так и должно быть (в соответствии с понятием

организации); питание и осадок мертвой материи (которая

своей тяжестью в конце концов подавляет саму жизнь, если

она не подавляется прежде другими случайными обстоятельствами, когда количество твердых частей в теле по

сравнению с жидкими чрезмерно возрастает) — не что

иное, как слепое действие природы, которое проистекает из

необходимых, господствующих в неорганической и органической природе законов вопреки действительному намерению природы и как бы против ее воли (invita natura)

в качестве следствия, которое она не может предотвратить.

2. Тем не менее природа не полностью предоставляет

органическую материю мертвым силам притяжения, но

в этом стремлении и противодействии инертной, требующей равновесия материи и одушевленной, ненавидящей

равновесие природы мертвая масса принуждается к соединению по крайней мере в определенной форме и образе,

и эта форма именно потому представляется силе человеческого суждения целью природы, что она не могла бы

возникнуть, если бы природа, пока это было возможно, не

разъединяла эти элементы и таким образом не принуждала

их как бы уйти от нее, лишь приняв определенную (как

будто соответствующую ее целям) форму. Этим объясняется абсолютное соединение необходимости и случайности

в каждой организации. Что животная материя вообще

возникает, не может представляться нам целью природы,

потому что такое возникновение происходит только вследствие действия слепых необходимых законов. Но что эта

материя принимает в своем образовании определенную

137форму, мы можем мыслить лишь как случайное следствие

действия природы и, значит, лишь как цель персонифицированной природы, ибо механизм природы не с необходимостью создает определенное образование.

Подлинный химический процесс жизни объясняет нам,

следовательно, только слепые и мертвые действия природы,

которые происходят как в одушевленном, так и в мертвом

организме, но не объясняет, как сама природа как бы сохраняет свою волю в действиях этих мертвых, слепых сил

в одушевленном существе; это явствует из целесообразного

образования животной материи и, очевидно, может быть

объяснено только из начала, которое находится вне сферы

химического процесса и не входит в него.

Дополнения

1. Если мы проследим происхождение понятия организации, то обнаружим следующее.

В механизме природы мы познаем (если мы не рассматриваем его как целое, возвращающееся к самому себе)

только последовательность причин и действий, которые не

есть нечто само по себе пребывающее, остающееся, длящее с я , — короче говоря, не есть то, что создавало бы собственный мир и было бы чем-то большим, чем простое

явление, возникающее в соответствии с определенным законом и затем в соответствии с другим законом исчезающее.

Если бы эти явления можно было удержать или если бы

природа сама заставила действовать материальные начала,

которые проходят и исчезают в отдельных явлениях, внутри определенной сферы, то эта сфера стала бы выражать

нечто пребывающее, неизменное. Постоянными были бы

тогда не явления внутри этой сферы (ибо они и здесь возникали бы и исчезали, исчезали бы и опять возникали) —

постоянной была бы Сама сфера, внутри которой находились бы эти явления; сама эта сфера не могла бы быть

только явлением, ибо она была бы тем, что возникло в борьбе этих явлений, продуктом и как бы понятием (остающимся) этих явлений.

То, что есть понятие, именно потому есть нечто фиксированное, покоящееся, памятник исчезающих явлений;

меняющимися в каждом продукте были бы явления, продуктом которых он является; неизменным было бы только

понятие (определенной сферы), которое эти явления вы-

138нуждены беспрерывно выражать; в этом целом было бы

абсолютное соединение меняющегося и неизменного.

Поскольку (неявляющееся) неизменное в этой вещи

есть лишь продукт (понятие) совместно действующих

причин, оно само не может быть чем-то, различающимся

лишь по своим действиям, оно должно быть чем-то, имеющим различия в самом себе, и это само по себе сущее,

абстрагированное от всяких действий, которыми оно располагает, есть то, что оно есть, короче говоря, нечто в самом

себе целое и замкнутое (in se teres atque rotundum).

Так как понятие этого продукта выражает нечто действительное лишь постольку, поскольку оно есть понятие

одновременных явлений и поскольку, наоборот, эти явления не суть нечто пребывающее (фиксированное), ибо они

действуют внутри этого понятия, то в этом продукте явление и понятие должны быть неразрывно связаны.

Неизменное в этом продукте есть, правда, только понятие, которое выражено в этом продукте, но так как материя

и понятие в этом продукте неразрывно соединены, то и в

материи этого продукта должно заключаться нечто нерушимое.

Но материя сама по себе нерушима. С этой изначальной

нерушимостью материи связана всякая реальность, связано непреодолимое в нашем познании. Однако об этой

(трансцендентальной) нерушимости материи здесь речь

идти не может. Следовательно, речь здесь пойдет об эмпирической нерушимости, т. е. о такой, которая присуща не

материи как таковой, а этой материи, в качестве определенной.

Но определенной материю делает либо ее внутренняя

сущность, ее качество, либо ее внешнее, ее форма и образ.

Однако каждое внутреннее (качественное) изменение материи открывает себя внешне посредством изменения

степени ее сцепления. Так же форма и образ материи не

могут быть изменены так, чтобы, хотя бы частично, не было

снято ее сцепление. Общее понятие разрушаемости определенной материи как таковой есть, следовательно, изменяемость ее сцепления, или ее делимость (поэтому и химическое растворение без совершенного деления не может быть

мыслимо бесконечным).

Следовательно, материя упомянутого продукта может

быть нерушимой лишь постольку, поскольку она совершенно неделима, не как материя вообще (ибо постольку она

должна быть делимой), но как материя этого определенно-

139го продукта, т. е. поскольку она выражает это определенное

понятие.

Следовательно, она должна быть делимой и неделимой

одновременно, т. е. делимой и неделимой в различном

смысле. Более того, она должна быть в одном смысле неделима, лишь поскольку в другом смысле она делима. Она

должна быть делима, и делима, как каждая материя, бесконечно, неделима, как эта определенная материя, также

бесконечно, т. е. так, что посредством бесконечного деления

в ней не окажется ни одной части, которая не представляла

бы целое, не отражала бы целого.

Отличающий этот продукт характер (то, что изымает

его из сферы просто явлений) есть, следовательно, его

абсолютная индивидуальность.

Продукт должен быть неделимым (согласно понятию)

лишь постольку, поскольку он делим (в своей явленности).

Следовательно, в нем должны быть различимы части. Но

части (речь идет не об элементах, ибо они, несмотря на то

что таково представление обычной ф и з и к и , — не части,

а сущность самой материи) могут быть различены только

по форме и образу.

Следовательно, первый переход к индивидуальности

есть придание материи формы и образа. В обыденной жизни все, что само по себе или посредством человеческих рук

обрело фигуру, рассматривается как индивидуум, и с ним

обращаются как с таковым. Поэтому можно априорно

вывести заключение, что каждое твердое тело обладает

своего рода индивидуальностью, а также что каждый переход из жидкого состояния в твердое связан с кристаллизацией, т. е. с формированием в определенный образ; ибо

сущность жидкого тела и состоит в том, что в нем нет ни

одной части, которая отличалась бы от другой фигурой

(в абсолютной непрерывности, т. е. неиндивидуальности

своих частей), напротив, чем совершеннее этот процесс

перехода, тем определеннее фигура не только целого, но

и его частей. (Из химии известно, что кристаллизация

является правильной лишь в том случае, если она происходит спокойно, т. е. если свободный переход материи из

жидкого в твердое состояние тела не нарушается.)

Удивительно, что и в общепринятом словоупотреблении

(против которого недавно некоторые протестовали, не замечая, в

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн